Мерной дорогой — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА

Мерной дорогой

«Антиконтрафактные меры являются не только защитой экономических интересов правообладателей, их конкурентным преимуществом, но и заботой о потребителе», — подчеркивает Ярослав Огневьюк, партнер Sayenko Kharenko
Ярослав ОГНЕВЬЮК: «Очень много правообладателей не осуществляют мониторинг рынка на наличие контрафактной продукции и не осведомлены о масштабах проблем в Украине»

Контрафактная продукция представляет собой товары, изготовленные и распространяемые с нарушениями прав интеллектуальной собственности (IP). Выявление и пресечение ее оборота — достаточно сложный процесс, но только благодаря ему возможно сохранить стабильный покупательский спрос на оригинальную продукцию с высоким качеством, гарантированным производителем. О способах борьбы с производством и распространением контрафактной продукции мы поговорили с Ярославом Огневьюком, партнером Sayenko Kharenko.

— Какие негативные последствия порождает контрафакт?

— Очень часто негативные последствия от наличия на рынке контрафактной продукции принято воспринимать через убытки правообладателя и производителя оригинальной продукции или через вред, причиненный потребителю. Однако проблема гораздо обширнее, чем кажется, и, к сожалению, затрагивает не только потребителей и общество, но и в целом государство. Чтобы понять, каковы основные негативные последствия от «контрафактной» деятельности, предлагаю сравнить такой «бизнес» с бизнесом по производству оригинальной продукции. Итак, подпольный контрафактный бизнес не заказывает дизайн логотипа и рекламы, не вкладывает средства в маркетинг по раскрутке бренда, это, в свою очередь, означает, что у дизайнеров и маркетологов меньше работы. Участники контрафактного производства зачастую не имеют официально оформленного трудоустройства, что также негативно влияет на объем работ для финансового отдела и отдела кадров. Дистрибуция контрафактного товара осуществляется без официального оформления таких сотрудников, как кладовщик, водитель, менеджер логистики. Иными словами, контрафактный бизнес уменьшает ценность официальных работ в сфере дизайна, маркетинга, производства, кадрового учета, финансов, логистики, дистрибуции, а это негативно влияет на создание рабочих мест в данных отраслях, вследствие чего государственный бюджет недополучает налог на доходы физлиц, военный сбор и единый взнос на общеобязательное государственное социальное страхование.

Также контрафактный бизнес не перечисляет в бюджет подоходный налог и налог на добавленную стоимость, что в совокупности подрывает экономику государства. Поскольку наличие контрафакта на рынке негативно влияет на объемы продаж оригинальной продукции, то у официального бизнеса падают обороты, занятость сотрудников, что ведет к сокращению рабочих мест, уменьшению отчислений в государственный бюджет.

Десяток маленьких контрафактных производств способны серьезным образом подорвать экономику среднему предприятию по изготовлению оригинальной продукции, оставить безработными от 30 до 50 сотрудников и недоплатить налогов в бюджет на десятки миллионов гривен. А в Украине тысячи контрафактных производств разного масштаба.

— Только ли этими потерями опасен контрафакт?

— Контрафактный бизнес не беспокоится о потребителях и о качестве продукции, которая никоим образом не сертифицируется и зачастую не соответствует регламентам и стандартам качества. Поддельная продукция может наносить вред здоровью потребителей не только потому, что она изготовлена из сырья низкого качества или с содержанием вредных веществ, но и потому, что очень часто контрафактные производства — это очаги антисанитарии. Особый вред могут наносить контрафактные лекарства, продукты питания и детские игрушки. В нынешней ситуации, связанной с COVID-19, можно легко спрогнозировать, что появившиеся на рынке вакцины будут объектами масштабной контрафактной деятельности.

Упаковка контрафактного товара, как правило, не соответствует экологическим стандартам и наносит вред окружающей среде. Некоторые виды такого товара, например бытовая химия, по своему составу обычно очень отличаются от оригинальной продукции и не способны безопасно расщепляться без нанесения непоправимого вреда водным ресурсам страны.

— А как влияет на потребителя засилье контрафактной продукции?

— Проблема контрафакта оказывает еще и негативное психологическое влияние на потребителя. Потребители контрафакта по разным причинам его покупают: есть обманутые покупатели; есть сознательные покупатели контрафакта, которые не хотят переплачивать за оригинал; а есть и вынужденные в силу своих экономических возможностей. Но все эти потребители регулярно могут видеть предложения о покупке контрафакта онлайн или на рынках и при этом фактически никоим образом не реагируют, то есть относятся толерантно. Другими словами, потребители привыкают, что есть большое количество предложений приобрести некачественный товар, и смирились с жизнью в среде с рисками для базовой человеческой потребности — безопасности. Отсутствие чувства безопасности может влиять на уровень стресса и общую неудовлетворенность.

Также контрафактный бизнес наносит репутационный и имиджевый вред государству, ведь такая проблема значительно уменьшает прибыльность официального бизнеса и зачастую отталкивает инвесторов.

— А как «работают» деньги, полученные от реализации контрафакта?

— Полученные в результате контрафактной деятельности деньги, как правило, используются для выплат за «крышевание» так называемого черного бизнеса и тем самым стимулируют коррупцию.

Среднего масштаба контрафактный бизнес зачастую связан с криминалитетом и дает ресурсы для криминальной деятельности, связанной с оборотом наркотиков, оружия и другими преступлениями.

Итак, контрафакт — это не только проблема производителя оригинальной продукции. Это проблема, которая подрывает физическое и психологическое здоровье потребителей, уменьшает инвестиции и налоговые отчисления в экономику государства, а также наносит вред окружающей среде.

— Объем контрафактной продукции на украинском рынке растет. Какие меры организационного или законодательного характера способны остановить этот поток?

— Существенно уменьшить уровень угрозы от проблемы контрафакта можно только благодаря системному и комплексному подходу. На институциональном уровне есть необходимость создания в Главном следственном управлении Министерства внутренних дел Украины специализированного подразделения с исключительной предметной подследственностью относительно преступлений в сфере интеллектуальной собственности. Создание специализированного отдела по IP-делам в органах прокуратуры тоже давно назрело. Нужно установить специализированным оперативным и следственным органам ключевые показатели работы, которые будут стимулировать их качественно раскрывать контрафактные преступления. Повышение уровня знаний, установление регулярной коммуникации и налаживание эффективного взаимодействия между полицией, прокуратурой, судами и правообладателями помогут быстро определять и решать практические и правоприменительные проблемы.

На законодательном уровне есть необходимость усилить и расширить уголовную и административную ответственность, а также убрать процессуальные преграды, препятствующие процедуре раскрытия преступлений или затягивающие ее (например, засекречивание и рассекречивание материалов уголовных дел).

В нескольких странах подтвердила свою эффективность так называемая процедура John Doe (иск к неустановленному нарушителю), и я считаю, что ее законодательное внедрение будет способствовать оперативному пресечению продаж контрафактной продукции, особенно онлайн.

Очень позитивно повлияют на уровень раскрываемости IP-преступлений введение института частного следствия по преступлениям частного обвинения, легализация частной детективной деятельности и расширение полномочий будущего Высшего суда по вопросам интеллектуальной собственности в категории рассмотрения уголовных IP-дел.

— Какова роль владельцев прав на торговые марки или их представителей в деле борьбы с распространением контрафактной продукции?

— Поскольку IP-преступления относятся к преступлениям частного обвинения, роль владельцев IP-прав в таких делах очень важна, ведь правообладатель является единственным лицом, которое вправе инициировать уголовное производство.

Надлежащее реагирование на информацию о контрафакте, сбор доказательств, содействие следствию, активное доказывание факта правонарушения и суммы ущерба в рамках гражданского иска — это те основные действия, без реализации которых «контрафактчики» остаются безнаказанными, а потребители — незащищенными.

По моим наблюдениям, очень много правообладателей не осуществляют мониторинг рынка на наличие контрафактной продукции и не осведомлены о масштабах проблемы в Украине. Также встречаются случаи, когда правообладатели игнорируют информацию о наличии контрафакта на рынке по причине экономической нецелесообразности инвестиций в антиконтрафактные действия. Из-за подобной пассивной позиции правообладателей в первую очередь подвержены рискам потребители их продукции. Учитывая исключительное право правообладателей на защиту их объектов интеллектуальной собственности, будет весьма уместно разработать механизм защиты потребителей от бездействия правообладателей, например, через регрессивные иски о компенсации убытков, причиненных покупкой поддельного товара.

Многолетний международный опыт борьбы с контрафактом показывает, что антиконтрафактные меры являются не только защитой экономических интересов правообладателей, их конкурентным преимуществом, но и заботой о собственном потребителе.

(Беседовал Олесь ЕВТЕЕВ, «Юридическая практика»)

 

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Інші новини

PRAVO.UA