Принятие Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей» никогда не рассматривалось как завершение судебной реформы — наоборот, изначально было понятно, что законодателю в обозримом будущем придется внести в него ряд правок. Подавляющее большинство экспертов обратили внимание на беспрецедентное сокращение полномочий Верховного Суда Украины, которые, очевидно, противоречили конституционному статусу этого органа. Достаточно адекватный вариант продолжения судебной реформы предложил народный депутат Дмитрий Притыка (законопроект № 7447) — компетенция и процессуальные права ВСУ расширятся (пусть и не до тех пределов, которые отстаивает сам ВСУ). Но в то же время законопроектом № 7447 предложен достаточно радикальный способ сокращения состава Верховного Суда Украины до предусмотренных Законом 20 судей. К слову, ВСУ — единственный суд в системе судов общей юрисдикции, количественный состав которого прямо определен в законе.
Сначала о приятном. С учетом практики применения Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей», а главное — прозвучавшей критики (особенно со стороны европейских институтов, таких как Венецианская комиссия) предлагается расширить полномочия Верховного Суда Украины, предоставив ему права пересматривать решение судов (суда) кассационной инстанции не только в случае неправильного применения материального права, но и в случае нарушения отдельных процессуальных норм. Кроме того, предлагается вернуть Пленуму ВСУ право обобщать судебную практику и принимать рекомендательные разъяснения. Усовершенствование процесса рассмотрения дел в Верховном Суде Украины предполагает восстановление деятельности судебных палат и определение категории дел, подлежащих рассмотрению судебными палатами, а также дел, которые будут рассматриваться всем составом Верховного Суда Украины. При этом для рассмотрения дела коллегией судей устанавливается кворум в 2/3 от состава соответствующей палаты — то есть 4 судьи. На практике могут возникнуть сложности c формированием коллегий, например, в случае заявления отводов, отпуска или болезни судьи.
«Ложкой дегтя» в законопроекте № 7447, по образному выражению председателя ВСУ Василия Онопенко, является предложение уволить из ВСУ «лишних» судей. Как известно, в действующей редакции Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей» предусмотрен эволюционный способ привлечения количественного состава ВСУ до установленного уровня — судьям ВСУ предоставлена возможность свободного перевода в любой суд по их выбору (в том числе высшие, с учетом специализации), а судьи, не воспользовавшиеся такой возможностью, осуществляют свои полномочия до увольнения с должности в соответствии с частью 5 статьи 126 Конституции Украины — вакантные должности при этом не заполняются и подлежат сокращению до тех пор, пока не будет достигнут установленный законом предел.
Авторы судебной реформы, очевидно, рассчитывали на активное использование «права перевода» и быструю оптимизацию количественного состава Верховного Суда. На практике перешли в нижестоящие суды всего 4 судей ВСУ, а основное сокращение (с 95 «дореформенных» судей до 49 нынешних) произошло за счет увольнения судей в отставку.
Г-н Притыка предлагает уже сейчас оставить в ВСУ только 20 судей, отобранных на конкурсной основе, а остальным предоставить право выбора: либо перевод в другой суд (с сохранением уровня матобеспечения), либо увольнение в отставку (с соответствующими правами, независимо от наличия стажа, дающего право на отставку).
«Прозрачные критерии» отбора следующие: непрерывный стаж работы на должности судьи Верховного Суда Украины, наличие научной степени, наличие ученого звания, наличие значительных по объему публикаций научно-практического содержания. «Удельный вес» каждого из четырех критериев в законопроекте № 7447 не конкретизированы. Но очевидно, что чистые «практики», несмотря на количество рассмотренных дел и опыт, окажутся в более невыгодном положении, чем «ученые».
Следует также учитывать, что отбирают не 20 судей вообще, а по пять судей от каждой специализации, которые войдут в состав соответствующих палат ВСУ.
«Ответственной за кастинг» должна стать Высшая квалификационная комиссия судей Украины.
Предложенный механизм дает все основания усомниться в его конституционности — в статье 126 Основного Закона содержится исчерпывающий перечень оснований увольнения с должности судьи и «непрохождение конкурса» там не значится, да и «принудительная отставка» также выгладит сомнительно, ведь судья увольняется с занимаемой должности не иначе как «в связи с подачей заявления об отставке». То есть отставка — это право, а не обязанность судьи. С другой стороны, в нынешних условиях «неуход» судьи ВСУ вполне может послужить основанием для увольнения судьи за нарушение присяги…
Предупреждения о несоответствии законодательной инициативы Конституции Украины не помешали профильному парламентскому комитету резюмировать в своем заключении, что «законопроект соответствует нынешним потребностям общества и судебной власти». Законопроект № 7447 принят за основу, и можем предположить, что поправок и предложений к нему будет предостаточно — дискуссия однозначно обещает быть жаркой, а вот получится ли отстоять судей ВСУ — неизвестно.
Интересно, что, по информации самого ВСУ, ныне в суде не наберется 20 судей, отвечающих всем установленным критериям. «Юридическая практика» проанализировала нынешний состав ВСУ по первому критерию — «непрерывный стаж работы в должности судьи ВСУ» (см. таблицу). Сразу отметим, что, по имеющейся информации, в ВСУ осталось по пять судей административной и хозяйственной специализаций, и им, похоже, нечего волноваться — конкурс на них не распространяется. При этом «цивилистов» в ВСУ 15, а судей, специализирующихся в рассмотрении уголовных дел, — 24. Больше всего проработал в ВСУ Петр Пилипчук — с 1983 года, у 22 судей стаж работы в ВСУ составляет более 10 лет, из которых у 4 — более 20 лет. 12 из 49 судей ВСУ были назначены в 1995 году.
Занятие админдолжности не дает преимуществ в конкурсе и кандидату юридических наук Василию Онопенко, которому остается рассчитывать на его «более 70 научных работ», поскольку непрерывный стаж работы в ВСУ у него далеко не самый длительный.
Если законопроект № 7447 будет принят без существенных изменений, двое судей ВСУ — Игорь Самсин и Николай Пинчук — окажутся в крайне «интересном» положении. Ныне они входят в состав Высшей квалификационной комиссии судей. С одной стороны, усматривается нешуточный конфликт интересов — ведь именно ВККС будет определять 20 судей, которые останутся в ВСУ. А с другой — члены ВККС на время исполнения полномочий откомандировываются в Комиссию и не смогут исполнять обязанности по основному месту работы; за ними сохраняется статус и место работы. При буквальном толковании это значит, что судьи Пинчук и Самсин точно должны войти в двадцатку (уволить их нельзя). При этом Николаю Пинчуку в сентябре 2012 года исполнится 65 лет, то есть в ВСУ он не вернется, а Игорь Самсин исполнять обязанности судьи сможет с сентября 2013 года — после прекращения полномочий председателя ВККС. Таким образом, некоторое время в ВСУ будут фактически работать только 18 (с учетом ситуации, сложившейся с судьей Пинчуком, возможно, и 19) судей — ведь избрания «и.о. судьи ВСУ» законом не предусмотрено.
№ п/п | Судья | Избрание судьей ВСУ, год | Специализация |
---|---|---|---|
1 | Петр Пилипчук | 1983 | Уголовная |
2 | Николай Пинчук | 1985 | Уголовная |
3 | Анатолий Скотарь | 1989 | Уголовная |
4 | Анатолий Ярема | 1990 | Гражданская |
5 | Петр Панталиенко | 1993 | Гражданская |
6 | Александр Терлецкий | 1993 | Административная |
7 | Николай Балюк | 1995 | Гражданская |
8 | Светлана Вус | 1995 | Уголовная |
9 | Василий Гуменюк | 1995 | Гражданская |
10 | Владимир Заголдный | 1995 | Уголовная |
11 | Павел Колесник | 1995 | Хозяйственная |
12 | Валентин Косарев | 1995 | Уголовная |
13 | Виктор Кривенко | 1995 | Административная |
14 | Виктор Маринченко | 1995 | Административная |
15 | Владимир Пивовар | 1995 | Уголовная |
16 | Анатолий Редька | 1995 | Уголовная |
17 | Игорь Самсин | 1995 | Административная |
18 | Юрий Титов | 1995 | Гражданская |
19 | Николай Короткевич | 1996 | Уголовная |
20 | Лилия Григорьева | 1997 | Гражданская |
21 | Юрий Сенин | 1997 | Гражданская |
22 | Иван Шицкий | 1997 | Хозяйственная |
23 | Валентин Барбара | 2001 | Хозяйственная |
24 | Владимир Гуль | 2001 | Хозяйственная |
25 | Николай Гусак | 2001 | Административная |
26 | Александр Потильчак | 2002 | Гражданская |
27 | Наталия Лященко | 2004 | Гражданская |
28 | Николай Патрюк | 2004 | Гражданская |
29 | Богдан Пошва | 2004 | Уголовная |
30 | Леонид Глос | 2005 | Уголовная |
31 | Марина Клименко | 2005 | Уголовная |
32 | Людмила Охримчук | 2005 | Гражданская |
33 | Ярослав Романюк | 2005 | Гражданская |
34 | Василий Онопенко | 2006 | Гражданская |
35 | Инна Бердник | 2006 | Хозяйственная |
36 | Татьяна Гошовская | 2006 | Уголовная |
37 | Михаил Грицив | 2006 | Уголовная |
38 | Галина Канигина | 2006 | Уголовная |
39 | Олег Кривенда | 2006 | Уголовная |
40 | Елена Кузьменко | 2006 | Уголовная |
41 | Виктор Школяров | 2006 | Уголовная |
42 | Александр Коротких | 2007 | Уголовная |
43 | Татьяна Таран | 2007 | Уголовная |
44 | Анатолий Емец | 2008 | Уголовная |
45 | Татьяна Жайворонок | 2008 | Гражданская |
46 | Елизавета Ковтюк | 2008 | Уголовная |
47 | Дмитрий Луспеник | 2008 | Гражданская |
48 | Александр Прокопенко | 2009 | Уголовная |
49 | Ольга Шаповалова | 2009 | Уголовная |
Примечание. Судьи расположены в порядке уменьшения непрерывного стажа работы в ВСУ.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…