Медицинская правка — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Юридическая практика № 38 » Медицинская правка

Медицинская правка

Необходимо исправить ситуацию, при которой медицинские клиники вынуждены самостоятельно относить себя к категории учреждений с улучшенным сервисным обслуживанием

По об­щему правилу медицинские услуги не облагаются налогом на добавленную стоимость (НДС). При этом, конечно, предусмотрен ряд исключений, и одно из самых интересных хотелось бы проанализировать.

Критерии улучшенного сервиса

Согласно подпункту «і» подпункта 197.1.5 пункта 197.1 статьи 197 Налогового кодекса (НК) Украины не освобождается от налога на добавленную стоимость медицинское обслуживание граждан по их желанию в медицинских учреждениях с улучшенным сервисным обслуживанием. Данная норма не нова и существовала с 1998 года, когда постановлением Кабинета Министров Украины (КМУ) № 1602 от 5 октября 1998 года был утвержден Перечень услуг по здравоохранению (в том числе медико-санитарной помощи, судебно-медицинской и судебно-психиатрической экспертизы), операции по предоставлению которых учреждениями здравоохранения, имеющими специальное разрешение (лицензию) на предоставление таких услуг, не освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость. «Медицинское обслуживание граждан по их желанию в медицинских учреждениях с улучшенным сервисным обслуживанием» пришло к нам оттуда, из 1998 года. В 1999 году появилось разъяснение, что же такое «улучшенное сервисное обслуживание». В письме № 10.03.68/252 от 12 марта 1999 года Министерство здравоохранения Украины указало, что данный термин применяется только к стационарным учреждениям и отделениям учреждений здравоохранения, в которых кроме медицинского и необходимого бытового оборудования палаты для пребывания больных оборудованы дополнительно телевизорами, телефонами, кондиционерами и другими бытовыми приборами, предназначенными для повышения комфортности пребывания, и оплату пребывания в которых согласны осуществлять больные. Не может считаться улучшенным сервисным обслуживанием медицинское оборудование любого уровня, наличие в палате холодильника и определенное количество койко-мест. К улучшенному сервисному обслуживанию не относится также наличие в холлах и других общих помещениях холодильников, телевизоров, мягкой мебели и ковров как в амбулаториях, так и в стационарных учреждениях здравоохранения.

Очевидно, что за 20 лет многое изменилось, и упоминание ковров и телевизоров вызывает по меньшей мере улыбку. Проблема в том, что за эти годы законодателю не пришло в голову вернуться к толкованию понятия улучшенного сервисного обслуживания, и, перекочевав в новый НК Украины, оно создает поле для разночтений.

Итак, понятие улучшенного сервисного обслуживания в законодательстве надлежащим образом не закреплено. Попробуем разобраться, что вообще можно считать сервисным обслуживанием для целей налогообложения. Как следует из разъяснения, предоставленного в письме № 10.03.68/252, непосредственно медицинская услуга и все необходимое для ее оказания не относится к сервису. Следовательно, для целей налогообложения сервисное обслуживание — это то, что сопровождает процесс предоставления медицинской услуги, имеет под собой материальную составляющую (так как связано с оборудованием, предназначенным для комфорта), стоимость чего можно определить и выставить для оплаты пациенту.

Важным, по мнению автора, критерием определения улучшенного сервисного обслуживания является возможность его выделения в стоимости медицинского обслуживания и согласие пациента оплатить такие «бонусы». Таким образом, если уровень комфортности пребывания обеспечивается собственником медицинского учреждения и не влияет на стоимость обслуживания, он не может быть отнесен к улучшенному сервисному обслуживанию. Такой подход логичен — то, что не продается и стоимость чего не определена, не облагается НДС.

Если мы говорим об улучшенном сервисном обслуживании, то должен быть и вариант стандартного сервисного обслуживания. Следовательно, у пациента есть выбор: доплатить за улучшенный сервис или воспользоваться бесплатным стандартным. В этом плане «улучшенный сервис» хорошо прослеживается в работе государственных и коммунальных учреждений — за пребывание в более комфортной палате нужно доплатить. Ошибочной является практика, когда частные медучреждения автоматически относят к категории медицинских учреждений с улучшенным сервисным обслуживанием. Как упоминалось выше, уровень комфортности пребывания не обязательно заложен в стоимость и может не оплачиваться пациентом. Поскольку частная медицина заинтересована в притоке пациентов из медицины бесплатной, вложение ресурсов в создание комфортных условий пребывания направлено на продажу именно медицинской услуги, а не сервиса.

«Меняй формулировку»

 

Интерес представляет также формулировка нормы — «медицинское обслуживание граждан по их желанию в медицинских учреждениях с улучшенным сервисным обслуживанием». Медицинское обслуживание с улучшенным сервисным обслуживанием или медицинское учреждение с улучшенным сервисным обслуживанием? Если второе, то вполне логичной является необходимость закрепления и документального подтверждения такого статуса. Кто и по каким критериям может определить и присвоить больнице статус медицинского учреждения с улучшенным сервисным обслуживанием? Поскольку большая часть учреждений здравоохранения подчинена Министерству здравоохранения Украины, логично предположить, что этот вопрос находится в его ведении. На самом же деле ни критериев, ни порядка определения уровня сервиса в медицинском обслуживании сегодня нет. Может ли Минздрав в принципе присвоить такой статус? Согласно статье 19 Конституции Украины органы государственной власти, их должностные лица обязаны действовать только на основаниях, в рамках полномочий и способом, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины. Ни одним нормативно-правовым актом в настоящее время не предусмотрено полномочие Министерства здравоохранения Украины определять уровень сервисного обслуживания в медицинском учреждении и присваивать ему соответствующий статус. Министерство здравоохранения Украины уполномочено проводить аккредитацию медицинских учреждений, но, как следует из Порядка аккредитации учреждения здравоохранения, утвержденного постановлением КМУ № 765 от 15 июля 1997 года, аккредитация — это официальное признание наличия в медицинском учреждении условий для качественного, своевременного, определенного уровня медицинского обслуживания населения, соблюдения медучреждением стандартов в сфере здравоохранения, соответствия медицинских (фармацевтических) работников единым квалификационным требованиям, то есть вопросы сервиса при проведении аккредитации не охватываются.

По тем же причинам не может принимать решение о том, является ли конкретное медицинское учреждение учреждением с улучшенным сервисным обслуживанием, должностное лицо Государственной фискальной службы Украины. Следовательно, применять норму о налогообложении НДС медицинского обслуживания с улучшенным уровнем сервиса не представляется возможным, кроме случаев, когда медицинское учреждение самостоятельно примет решение о включении в такую категорию и зарегистрируется плательщиком НДС.

 

ЛЯШЕНКО Наталья — юрист ЮКК «Де-Юре», г. Одесса

 


МНЕНИЯ

Определить термин
Анна ВАНГОРОДСКАЯ, партнер ЮК JUSTL
Сегодня услуги по медицинскому обслуживанию не облагаются налогом на добавленную стоимость, за исключением отдельных видов услуг, предусмотренных в подпункте 197.1.5 пункта 197.1 статьи 197 НК Украины. И если большинство из этих услуг вполне понятны, объяснимы и логичны, то исключение в виде «улучшенного сервисного обслуживания» вызывает ряд вопросов. В настоящее время существует лишь один документ, который раскрывает понятие «улучшенное сервисное обслуживание» (письмо Минздрава от 12 марта 1999 года № 10.03.68/252 «Об определении термина «улучшенное сервисное обслуживание в медицинских учреждениях»). Но, согласно теории применения норм права и судебной практики, письмо центрального органа исполнительной власти не имеет силы законодательного акта, а носит рекомендательный характер. Также целесообразно отметить, что указанное письмо Минздрава морально устарело, так как современный стандарт медицинского сервиса кардинально отличается от тех стандартов, которые существовали 20 лет назад. Поэтому во избежание возникновения спорных ситуаций крайне важно не просто актуализировать это понятие, а определить термин, а также критерии улучшенного сервисного обслуживания на уровне нормативно-правового акта Украины.


Отобразить в уставе
Виталий ТЫМЧУК, адвокат АФ «Грамацкий и Партнеры»
Хотя предоставление улучшеного сервиса медицинскими учреждениями нашей страны началось 20 лет назад, и сегодня отечественным законодательством не предусмотрено определение «улучшенное сервисное обслуживание». Именно поэтому толкование медучреждениями и налоговыми органами подпункта «і» подпункта 197.1.5 пункта 197.1 статьи 197 Налогового кодекса Украины очень часто бывает кардинально противоположным. Безусловно, самым важным критерием определения улучшенного сервисного обслуживания в отдельном медучреждении является возможность его выделения в стоимости медицинского обслуживания и согласие пациента оплатить получение такого улучшенного сервисного обслуживания. Во избежание недоразумений с контролирующими органами медучреждениям, которые желают разделить свои услуги на «стандартные» и «улучшенные», следует тщательно отобразить в своем уставе, какие именно услуги являются «стандартными», а какие — «улучшенными», и обязательно получать письменное согласие пациента на получение каждой конкретной услуги. При этом не следует забывать, что наличие особого (дополнительного) медицинского оборудования в медучреждении и возможность получения пациентом дополнительных медицинских процедур не может считаться улучшенным сервисным обслуживанием.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Інші новини

PRAVO.UA