Медиатор или адвокат? — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №15 (485) » Медиатор или адвокат?

Медиатор или адвокат?

Медиация, или посредничество, — это процесс урегулирования определенного спора или конфликта с целью примирения без обращения в компетентные судебные органы и арбитражи. Медиация зачастую эффективно используется при разрешении международных и международных частноправовых споров. Определенные элементы медиации встречаются и в национальном законодательстве Украины, прежде всего, в частноправовой сфере, при разрешении хозяйственных споров, трудовых конфликтов. В настоящее время ввести процедуру медиации предлагается и в уголовном процессе. В частности, Министерство юстиции Украины подготовило проект Закона Украины «О медиации (посредничестве) в уголовных делах» (законопроект), а также законопроект о соответствующих изменениях в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы Украины.

Что предлагается?

Остановимся на отдельных положениях предлагаемого законопроекта. Так, под процедурой медиации в уголовных делах предлагается понимать деятельность компетентного лица (медиатора), направленную на разрешение конфликта между потерпевшим и правонарушителем с целью ликвидации последствий этого конфликта.

Изменения в Уголовно-процессуальный кодекс (УПК) Украины предлагают дополнить этот акт законодательства новой главой, установив таким образом, что процедура медиации может быть инициирована потерпевшим, подозреваемым, обвиняемым или подсудимым, а также лицом или органом, в производстве которого находится дело, но только по согласованию с потерпевшим, подозреваемым, обвиняемым или подсудимым. Медиация может быть инициирована на любой стадии до удаления суда в совещательную комнату для вынесения приговора. При этом в зависимости от стадии принятия решения о медиации на суд, прокурора или следователя возлагается обязанность пояснить сторонам медиации права по инициированию медиации, а также правовые последствия ее проведения. Например, сообщить, что в случае, если стороны не придут к согласию, повторное проведение процедуры не допускается.

Относительно последствий, которые могут наступить в результате проведения медиации и заключения договора о примирении, в Уголовном кодексе (УК) Украины предлагается предусмотреть, что в случае заключения такого договора и при отсутствии отягощающих обстоятельств срок или размер назначенного судом основного наказания не может превышать двух третьих максимального срока или размера максимального наказания.

А медиатор кто?

Законопроект предлагает установить, что медиатором в уголовном процессе может быть лицо — гражданин Украины, иностранец или апатрид, достигший 25летнего возраста, имеющий полное высшее образование и опыт работы (не менее 2 лет) в сфере психологии, социологии, педагогики или права. При этом медиатором не могут быть лица, признанные судом недееспособными, судимые за умышленное тяжкое или особо тяжкое преступление, даже после снятия судимости либо пока не будет погашена судимость за менее тяжкие преступления.

При этом, по законопроекту, медиаторы смогут осуществлять свою деятельность только в форме объединения, создаваемого не менее чем 3 такими лицами, внесенными в Реестр медиаторов. Держателем реестра медиаторов признается Министерство юстиции Украины. Кроме того, законом предлагается установить органы самоуправления медиаторов — Съезд медиаторов, Союз объединений медиаторов, Совет медиаторов. Эти положения похожи на нормы действующего законодательства, регулирующие деятельность нотариусов, аудиторов, адвокатов. Однако в законопроекте не предусмотрены условия внесения (кроме указанных выше формальных требований) в Реестр медиаторов и исключения из него.

Стоит отдать должное разработчикам законопроекта — положения о правах медиаторов выписаны четко. В частности, предлагается установить, что медиатор не может быть допрошен относительно информации, которую узнал во время процедуры медиации, а также относительно самой процедуры, за исключением тех случаев, когда обе стороны дадут согласие на разглашение такого рода информации. Кроме того, медиатора предлагается наделить следующими правами: знакомиться с информацией по сути дела, проводить встречи со сторонами или с одной из сторон конфиденциально, предоставлять помощь сторонам при формировании текста договора о примирении, ознакамливаться в установленном порядке с документами и материалами, которые необходимы для проведения медиации и находятся в органах досудебного следствия, судах, других государственных органах и органах местного самоуправления, на предприятиях, учреждениях и организациях вне зависимости от формы собственности. Хотя в то же время изменениями в УПК Украины предлагается установить, что медиатору не могут быть переданы материалы дела, содержащие государственную или другую тайну, охраняемую законом, а также материалы относительно лиц, в отношении которых предпринимаются меры безопасности, предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством.

Цель не ясна

Действующим УК Укра­ины предусмотрено, что одним из оснований для освобождения от ответственности является действенное раскаяние и примирение виновного с потерпевшим, но только в случае если преступление небольшой тяжести было совершено лицом впервые. Таким образом, при построении защиты адвокаты и ныне могут de facto осуществлять медиацию. При этом они должны иметь юридическое образование, а свидетельство о праве на занятие адвокатской деятельностью также гарантирует некий минимальный багаж знаний уголовного права. Кроме того, в адвокатской среде уже существуют и органы самоуправления, и механизмы привлечения к дисциплинарной ответственности. То, что адвокатура ныне находится в процессе реформирования, — вопрос совершенно иного плана, но построение в ходе этой реформы нового правового института вряд ли можно назвать оправданным. Тем более в настоящее время, когда даже специалисты в области уголовного права не всегда компетентны разрешить спор. А ведь из положений законопроекта очевидно, что медиаторы должны будут в некоторой мере на определенной стадии процесса заменить адвоката. И в этом очевиден негатив: например, сначала человек должен будет довериться медиатору, затем адвокату, а ведь все это подвергает его огромному стрессу. Дублирование полномочий адвоката и медиатора прослеживается и в уравнении их в вопросах доступа к информации, оплаты труда и налого­обложения. В то же время для уменьшения загруженности судов, для смягчения наказаний, которые могут быть достигнуты в процессе медиации, было бы вполне целесообразно расширить сферу примирительных процедур и усилить их правовые последствия, а также наделить адвокатов правом их проведения.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

ВАСУ подвел итоги работы за 2006 год

ВККС открыла дисциплинарное производство

Деловая практика

Особенности применения пени

Законодательная практика

Кадастр еще не панацея

Комментарии и аналитика

Расторжение хозяйственных договоров

«Дайте мне кусочек от домена .ua»

С полисом в космос

Неделя права

Казнить нельзя помиловать

Неоднозначная практика применения

Ответственность до закона

ВСУ проверит ВАСУ

Правительству — нет, а нардепам?

Золотая дата Сергея Островича

Реестр событий

Кто прав, а кто..? Решит КСУ

Шах есть. А будет мат?

Проверка от рейдеров

Первый шаг к новой системе судов

Судебная практика

Об аспектах морских перевозок

Судебные решения

Об аспектах исполнения обязательств по договору

Об особенностях рассмотрения споров относительно имущества НАН Украины

О правовом режиме имущества, нажитого супругами в браке

О полномочиях собственника по продаже имущества

Об основаниях для отмены решения

Тема номера

О распоряжении объектами «недостроя»

Юридические риски при аренде земли

Трибуна

А они все-таки лицо служебное...

Частная практика

Медиатор или адвокат?

Юридический форум

Взаимодействие с контролирующими органами. Не навреди себе...

Інші новини

PRAVO.UA