Масштабная модель — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА

Масштабная модель

Рубрика Тема номера
Перед Украиной стоит беспрецедентная по своим масштабам и сложности задача — перевести энергетику на качественно новую модель развития

Развитие энергетики в ХХ веке стало основой быстрого развития экономики стран и повышения качества жизни людей. И до сих пор залогом экономического успеха любого государства и любой отрасли в нем является состояние энергетики.

С учетом того, что основа нашей электроэнергетической отрасли в настоящее время — это атомная энергетика, и значительную ее часть составляет тепловая энергетика, специалисты довольно скептически оценивают будущее указанной отрасли. Дело в том, что срок эксплуатации большей части существующих энергоблоков продляли уже дважды (третий раз невозможно), а некоторые существующие тепловые электростанции эксплуатируются более 70 лет и являются морально устаревшими, их модернизация требует значительных финансовых затрат. К тому же само сырье для их функционирования становится неконкурентным из-за его стоимости, способов добычи и транспортировки (по официальным данным, собственными природными энергоресурсами Украина обеспечивает свои потребности лишь на 45 %).

Наряду с этим Украина — одна из первых стран, присоединившихся к Парижскому соглашению, главной целью которого является недопущение повышения мировой средней температуры на более чем 2 градуса Цельсия (по возможности — не более 1,5) относительно показателей до начала промышленной революции, когда человечество начало сжигать огромное количество ископаемого топлива, что повлекло за собой изменения климата. Сдерживание глобального потепления на уровне 1,5 —2 градуса Цельсия требует уменьшения выбросов парниковых газов в атмосферу до нулевого уровня в течение ближайших десятилетий.

Следовательно, перед Украиной стоит беспрецедентная по своим масштабам и сложности задача — перевод энергетики на качественно новую модель развития, которая предусматривает прежде всего изменение структуры нашего топливно-энергетического баланса, разработку и внедрение энергосберегающих технологий в промышленность и быт, реализацию этих возможностей с привлечением новых реальных для нас источников.

Возобновляемая энергетика

С учетом географического расположения Украины выходом для реализации вышеуказанных целей стало активное развитие возобновляемой энергетики, где особая роль отведена энергии солнца и ветра. Кстати, по подсчетам специалистов, по потенциалу развития возобновляемой энергетики Украина вторая в Европе после Великобритании.

Справедливости ради следует отметить, что даже рядовые граждане, не являющиеся специалистами в области энергетики, путешествуя по территории нашей страны, отмечают, что за последние годы значительно увеличилось количество ветровых и солнечных электростанций, которые уже вошли в повседневный быт и не вызывают удивления, как это было лет пять-семь назад. Мощным толчком в развитии и основой роста этой отрасли, привлечения инвестиций стало установление законом «зеленого» тарифа на электрическую энергию из возобновляемых источников, который зафиксирован во времени и привязан к курсу евро.

Однако в настоящее время находится много скептиков, критически оценивающих указанные меры и говорящих об экономических просчетах, которые заключаются в том, что страна строит объекты возобновляемой энергетики с самой дорогой в Европе электроэнергией, чтобы потом их отключать, да еще и выплачивать «зеленым» соответствующие компенсации.

Естественно, подобные ценовые перекосы вызвали вопросы относительно зеленой энергетики в Украине. В свою очередь, винят в этом именно развитие технологий, но совсем не дают оценки чиновничьим просчетам и неспособности последних прогнозировать результат.

На самом деле модель развития возобновляемой энергетики в нашей стране не отличается от моделей других стран. Вполне закономерно, что ветряные и солнечные электростанции отличаются недостаточно стабильной выработкой электричества из-за природных процессов. Конечно, солнце не может светить одинаково в течение 24 часов в сутки целый год, так же как ветер не дует каждый день с одинаковой силой. Становится понятным, что возобновляемую энергетику можно эффективно развивать только в комплексе со сбалансированным и оптимальным развитием энергосистемы в целом, как это и происходит в большинстве экономически развитых стран.

Новая альтернатива

На мой взгляд, достаточно эффективной моделью комплексного развития этой отрасли является внедрение водородной энергетики. Основная ее идея заключается в том, что энергия солнца и ветра должна использоваться для производства и хранения водорода на те периоды, когда возобновляемая энергетика не в состоянии производить электричество в достаточном количестве. Такие периоды возникают в темное время суток в безветренную погоду, когда слабый ветер не способен обеспечить необходимую мощность для вращения ветряной турбины, или во время так называемых пиковых нагрузок на энергосистему — утром и вечером. Тогда начинает действовать водородная платформа, которая балансирует энергосбережение и тем самым превращает переменные источники энергии в постоянные. Не углубляясь в природу химических и физических процессов, происходящих при указанной модели развития энергетики, можно констатировать, что преимуществом водорода является экологичность, ведь в результате его генерации образуется обычная вода, которую можно использовать в хозяйственных целях и даже пить. Не зря водородную энергетику относят к зеленой, возобновляемой и «социально ответственной». На самом деле ее можно считать просто еще одним элементом так называемого нового энергетического круговорота воды в природе: из воды в энергию и опять в воду. Кроме того, важно понимать, что развитие этой технологии практически равно развитию совершенно новой отрасли в экономике страны, что, безусловно, является большим плюсом.

Указанные технологии достаточно успешно уже используются в Японии, Канаде, Германии, Франции, Норвегии, Дании  и др.

Несмотря на мировые тенденции, в Украине в настоящее время отсутствует государственная стратегия развития данной отрасли. Вопросы производства и использования водородной энергетики законодательно не урегулированы. По оценкам специалистов, для того чтобы запустить этот процесс, на начальном этапе необходимо внести изменения как минимум в шесть законов, на основе которых функционирует энергетическая отрасль, разработать и утвердить соответствующие нормативно-правовые акты, подготовить изменения и дополнения по крайней мере к 50 техническим регламентам и нормативам.

Не засидеться на старте

Конечно, в настоящее время освоение потенциала водородной энергетики на мировом уровне только начинается. Поэтому Украина еще имеет относительно равные стартовые условия с другими странами. Очень важно, чтобы процессы внедрения новейших технологий возобновляемой энергетики происходили как можно динамичнее, для того чтобы теоретический потенциал нашей страны быстро превратился в качественный результат. И здесь не лишним будет применить уже существующий опыт других стран. Надеюсь, что чиновничий аппарат, который будет приобщен к реализации указанных проектов, сделает верные выводы из предыдущих этапов развития энергетической отрасли, что в свою очередь позволит Украине присоединиться к новому поколению развитых высокотехнологичных стран.

 

ДЕРКАЧ Игорь — адвокат ЮК «АМБЕР», г. Киев

 


МНЕНИЕ

Нетарифные стимулы

Елена СИЧКОВСКАЯ, юрист Asters

Только государство может стимулировать развитие возобновляемой энергетики (ВЭ). Можно разделить методы на те, которые прямо и косвенно стимулируют развитие ВЭ.
Кроме «зеленого» тарифа, государство может прямо стимулировать развитие ВЭ через налоговую и таможенную политику, упрощение получения разрешительных документов для объектов ВЭ или же усовершенствование системы финансового поощрения инвесторов. Это могут быть налоговые каникулы, скидки в налогообложении на разных этапах проекта, преференции на выделение земельных участков под строительство объектов ВЭ, возмещение полностью или частично стоимости присоединения к сетям.

Как финансовый стимул можно выделить использование фиксированной надбавки к рыночной цене энергии из возобновляемых источников. Эта надбавка выплачивается в течение продолжительного периода (10–20 лет) и финансово не так нагружает государство в сравнении с выплатами по «зеленому» тарифу.

Если же говорить о косвенном стимулировании, то такие методы направлены на другие секторы, что в том числе влияет на ВЭ. Например, создание преференций для локального производства оборудования для ВЭ. Другим примером может быть ограничение количества электрической энергии, произведенной атомными/тепловыми станциями.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Інші новини

PRAVO.UA