Маркирование кинофильмов — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №15 (381) » Маркирование кинофильмов

Маркирование кинофильмов

Еще весной 2004 года были внесены изменения в Порядок производства, хранения, выдачи контрольных марок и маркирования экземпляров аудиовизуальных произведений, фонограмм, видео­грамм, компьютерных программ, баз данных, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины (КМУ) от 13 октября 2000 года (Порядок). Согласно данному Порядку, маркированию контрольными марками подлежат все экземпляры аудиовизуальных произведений, фонограмм, видеограмм, компьютерных программ, баз данных перед их распространением, прокатом, кроме случаев, предусмотренных Законом Украины «О распространении экземпляров аудиовизуальных произведений, фонограмм, видеограмм, компьютерных программ, баз данных» (Закон). К ним относятся экземпляры демо-версий, распространяемые бесплатно, произведения со звуко- или видеозаписью событий, имеющих личный характер, экземпляры, провозимые транзитом, и прочее. Предыдущая редакция Порядка не предусматривала обязательность маркирования экземпляров аудиовизуальных произведений, изготовленных на 35 мм кинопленке, предназначенных для проката на территории Украины. Вообще обязательному маркированию подлежали экземпляры аудиовизуальных произведений, выпускающихся для обращения или экспорта.

Что такое контрольная марка и «с чем ее едят»?

В соответствии с Законом, контрольная марка — это специальный знак, удостоверяющий соблюдение авторских и (или) смежных прав и предоставляющий право на распространение экземпляров аудиовизуальных произведений, фонограмм, видеограмм, компьютерных программ, баз данных. Контрольная марка — это самоклеящийся знак одноразового использования, внешняя сторона которого имеет специальную голографическую защиту, клеящийся на упаковку такого экземпляра. Назначение контрольной марки — не допустить на рынок Украины контрафактную продукцию, тем самым защитить правовладельцев и потребителей таких товаров/услуг. Для получения контрольных марок в Департамент по вопросам получения контрольных марок (Департамент) подаются:

— заявление установленного образца (в двух экземплярах);

— перечень названий экземпляров аудио­визуальных произведений, фонограмм, видеограмм, компьютерных программ, баз данных (произведения) с указанием их количества, серии контрольных марок, которыми будут маркироваться эти экземпляры, названий произведений, зафиксированных на них, фамилии, имени их авторов и исполнителей (на языке оригинала произведения);

— копия лицензии на осуществление хозяйственной деятельности по внедрению голографических защитных элементов;

— копия государственного удостоверения на право распространения и демонстрации фильмов (прокатное удостоверение);

— копия договора о передаче (отчуждении) имущественных прав авторов и (или) субъектов смежных прав или договоров о передаче прав на использование произведений путем их воспроизведения и распространения их экземпляров. К договору, составленному на иностранном языке, прилагается перевод на украинском языке, удостоверенный в установленном ­порядке.

На подачу документов и изготовление контрольных марок требуется приблизительно около 5-7 дней.

Теперь посмотрим на ситуацию, возникающую в связи с этим на рынке кино- и видеопроката. Посмотрим, каким образом на экраны кинотеатров попадают кинофильмы и как данные изменения могут повлиять на прокат фильмов на Украине. Сегодня на Украине существует несколько компаний, которые получают права на прокат фильмов на территории Украины (дистрибьюторы) и периодически получают фильмокопии от их иностранных правовладельцев, подлежащие растаможиванию, просмотру сотрудниками Министерства культуры и искусств. На них получают разрешения в соответствии с Положением о государственном удостоверении на право распространения и демонстрации фильмов, утвержденным постановлением КМУ № 1315 от 17 августа 1998 года, с изменениями и дополнениями. Далее они, в свою очередь, передают данные фильмокопии кинотеатрам, осуществляющим прокат кинофильмов.

Фильмокопии являются носителями, фиксирующими аудиовизуальное произведение на 35 мм пленке и имеющими ряд особенностей. Ввиду специфики самой кинопленки и кинопроекционного оборудования каждый экземпляр такого произведения фиксируется на пленке такой длины, что их невозможно сохранять, перевозить и устанавливать как единую ленту. Поэтому каждый экземпляр состоит из нескольких частей — бобин (от трех до семи), каждая из них вкладывается в отдельную, в основном алюминиевую, негерметичную упаковку. Упаковка не является целостной, легко открывается и не может быть запаяна или как-то иначе закрыта, поскольку одна фильмокопия последовательно передается в прокат нескольким кинотеатрам. Перед началом проката в каждом кинотеатре пленка склеивается (монтируется), а в конце проката, перед передачей другому — разрезается. Поэтому под конец проката упаковка практически никогда не сохраняется в том виде, в котором она была получена первым кинотеатром. Ее или заменяют из-за непригодности для использования, или сто раз заклеивают, чтобы она хоть как-то выполняла свои функции.

Следовательно, если контрольная марка будет наклеена на одну из упаковок, то это никак не может служить защитой всего аудиовизуального произведения, зафиксированного на таком носителе, как 35 мм кинопленка, от подделки и незаконного распространения. Поскольку контрольная марка, защищая от подделок одну часть, не защитит вторую и третью.

Что же касается подделки, то на территории Украины нет соответствующего оборудования для копирования аудиовизуальных произведений на 35 мм кинопленку, а это фактически делает невозможным производство контрафактной продукции. А производство кинопленки кустарным способом вообще невозможно, поскольку для такого копирования необходима специальная техника и ресурсы.

Однако вернемся к изготовлению контрольных марок: процедура производства контрольных марок занимает длительное время, которого в большинстве случаев дистрибьюторы не имеют, поскольку передача аудиовизуального произведения в прокат происходит в основном сразу после таможенной очистки фильмокопии и получения прокатного удостоверения. Особенности кинотеатрального проката в большинстве случаев не позволяют дистрибьюторам заранее получить фильмокопии, поскольку прокат кинофильмов на территории Украины начинается сразу по завершении проката в других странах мира с минимальным разрывом во времени, а украинские прокатчики используют фильмокопии, которые передавались в прокат в таких странах.

Кроме того, следует подчеркнуть, что дистрибьюторы осуществляют распространение (прокат) аудиовизуальных произведений исключительно на основании авторских договоров, заключенных с правовладельцами, и прокатных удостоверений, выданных Министерством культуры и искусств на каждую копию. Дистрибьюторы, заключая соответствующие договоры, четко указывают количество полученных фильмокопий, что подтверждается грузо-таможенными декларациями при таможенной очистке фильмокопий во время их импортирования на территорию Украины и также делает невозможной передачу в прокат контрафактных фильмокопий.

Таким образом, ни один кинотеатр не может показывать фильм, не имея соответствующего договора с дистрибьютором (чаще всего — генерального договора и конкретного приложения, в котором указываются фильм, период проката, количество сеансов и другая информация, проверяемая дистрибьютором на протяжении всего периода проката) и прокатного удостоверения. Без данных документов прокат невозможен. Не достаточно ли данных документов для правомерной демонстрации фильма? Для чего нужно маркирование, если невозможно подделать фильмокопию?

Итак, по-моему, целью принятия соответствующих нормативных актов является защита именно кинопленки как носителя аудиовизуального произведения. Согласно Порядку, контрольные марки наклеиваются на все экземпляры аудиовизуальных произведений перед их распространением (прокатом). Защита аудиовизуального произведения путем наклеивания контрольной марки на упаковку имеет смысл в случае, если такая кинопленка на момент ее отчуждения (передачи в прокат) является неотъемлемой частью упаковки (герметично запакованной). А иначе…

Следовательно, имеем ряд проблем, которые усложняют, если не делают невозможным, выполнение дистрибьюторами положений вышеупомянутых нормативных актов:

— невозможность наклеивания контрольной марки на упаковку 35 мм кинопленки из-за отсутствия ее (упаковки) как таковой;

— необходимость наклеивания одной контрольной марки на экземпляр, что защищает лишь одну часть фильмокопии (одну бобину);

— задержка выхода аудиовизуального произведения в прокат из-за необходимости получения и наклеивания контрольных марок.

Таким образом, положения указанных нормативных актов никоим образом не защищают украинский рынок киновидеопроката от контрафактной продукции, а лишь усложняют деятельность в сфере кинотеатрального проката, отрицательные последствия чего ощутят потребители, поскольку будут смотреть такие произведения с опозданием по сравнению с мировыми показами. Представители Департамента по защите интеллектуальной собственности во время «круглого стола», проведенного государственными органами вместе с дистрибьюторами, прямо сказали, что понимают неуместность такой нормы, но dura lex sed lex, поэтому они будут проверять как дистрибьюторов, так и прокатчиков, и привлекать их к предусмотренной законодательством Украины ответственности. Посоветовали лишь обращаться в соответствующие органы с предложениями о внесении изменений в соответствующие нормативно-правовые акты.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

Защитники с большой... дороги

Деловая практика

Маркирование кинофильмов

Законодательная практика

Новеллы бюджета — 2005

Комментарии и аналитика

Мораторий в процедуре банкротства

Неделя права

Адвокат — субъект финмониторинга?

АМКУ: страсти накаляются

Кассации грозят изменения

Восстановит ли КСУ права фермеров?

В КСУ ожидается пополнение

Реестр событий

Каковы шансы «Криворожстали»?

Финал в деле судьи Бородина

Украина под градом решений Евросуда

Репортаж

«Вновь открывшаяся» реприватизация

Третейские суды: проблемы и перспективы

Судебная практика

Регистрация прав на недвижимость

Тонкости института исковой давности

Судебные решения

Основания для утраты пользования жилым помещением

Правовые основания для выселения из спорного помещения

Неявка истца в суд не всегда влечет оставление иска без рассмотрения

Полномочия по назначению арбитражного управляющего в процедуре банкротства госпредприятий

Тема номера

Операции с ФОНовыми сертификатами

И снова о строительстве мансард

Трибуна

«Новый» проект со старыми проблемами

Частная практика

Создаем фирму правильно

Юридический форум

«Нормативные акты Украины» для ноутбуков

Праздник Alma mater

Інші новини

PRAVO.UA