Сегодня много внимания уделяется проблеме защиты прав интеллектуальной собственности при ведении внешнеэкономической деятельности. Очень часто законным владельцам приходится пресекать действия, направленные на нарушение их прав со стороны их же агентов-представителей в разных странах. В связи с этим при заключении договоров правообладателю необходимо обратить внимание на ряд аспектов.
Когда речь идет об организации продажи товаров в зарубежных странах, наиболее распространенной и простой формой является коммерческий агентский договор. То есть производитель продукции (принципал) выбирает на определенной территории торгового или коммерческого агента, с которым подписывает договор, и на его основании поручает ему осуществлять фактические и юридические действия, связанные с продвижением и продажей своей продукции от своего имени и за свой счет. Очевидно, что агент в таких правоотношениях должен действовать в рамках полномочий, определенных агентским договором, однако при этом он не подлежит прямому контролю со стороны принципала и может осуществлять свою деятельность самостоятельно за определенное вознаграждение.
В такой ситуации правообладатели часто сталкиваются с недобросовестными действиями предпринимателей, которые иногда прибегают к некорректным способам ведения бизнеса и получения прибыли. Речь идет об одном из самых распространенных способов получения прав, выходящих за рамки агентского договора, а именно: о регистрации агентами на свое имя знаков для товаров или услуг, схожих или прямо повторяющих знаки товаров или услуг, реализуемых ими на территории Украины. Особенно остро проблема стоит в отношении тех знаков, которые еще не получили правовую охрану вследствие национальной или международной регистрации.
В результате таких действий убытки несут как агенты, так и законные владельцы. Первые — тратя время и средства на оформление прав, которые в итоге должны быть возвращены владельцу, а вторые — тратя время и средства на защиту своих прав и поиск новых более добросовестных партнеров на Украине.
К примеру, распространенной является регистрация известных торговых марок одежды и аксессуаров, право на продажу которых могут получать одновременно несколько дистрибьюторов или просто продавцов. Как правило, каждый из них считает себя вправе зарегистрировать на свое имя торговую марку и таким образом получить преимущественное положение по сравнению с другими такими же продавцами. Ярким примером является одновременная подача заявок на известные торговые марки GAP и BANANA REPUBLIC. При этом заявки были поданы на имя пяти разных продавцов-предпринимателей, реализующих товары. Очевидно, что подобные действия должны пресекаться сразу же по выявлению, что и произошло в этом случае.
Отметим, что нарушение прав на интеллектуальную собственность не всегда происходит исключительно недобросовестными предпринимателями. Легальные дистрибьюторы и агенты часто ищут механизмы защиты своих интересов на таможне и при введении товаров в хозяйственный оборот. С этой целью они могут осуществить регистрацию торговых марок на свое имя. Такие действия можно назвать условно добросовестными. Ярким примером может служить ставший известным случай по регистрации торговой марки итальянского производителя электронного метрологического оборудования на имя официального дистрибьютора на Украине. Однако по первому же требованию дистрибьютор передал регистрацию в собственность владельца, получив минимальную оплату, покрывающую затраты на регистрацию.
Необходимо подчеркнуть, что законными регистрациями торговых марок на имя агентов или представителей считаются регистрации, осуществляемые с разрешения владельца на основании статьи 6 (septies) Парижской конвенции по охране промышленной собственности. Давая такое разрешение, владелец действует как в собственных интересах, так и в интересах агентов, желающих на законных основаниях получать ожидаемую прибыль и контролировать действия других субъектов, например, предотвращая на таможенной границе Украины незаконное перемещение товаров владельца из других стран. Условия предоставления агенту такого разрешения на регистрацию и использование торговой марки должны быть четко прописаны в коммерческом агентском договоре, где также следует предусмотреть возможность «возврата» марки владельцу по первому требованию или при расторжении агентского договора. Причем важно помнить, что регистрация агентской марки без разрешения владельца может рассматриваться как недобросовестные действия агента и стать серьезным основанием к пересмотру условий сотрудничества или его прекращению.
Показательным для рассмотрения всех тонкостей агентских отношений является дело о запрете на таможне ввоза алкогольных напитков известных марок, внесенных в таможенный реестр на основании лицензионного договора на право «использования торговых марок при продаже товаров». Часто подобного рода договорные отношения становятся инструментом влияния на действия владельца — например, когда речь идет о расторжении агентского договора. Подобная ситуация может возникнуть из-за неправильного выбора вида договора при оформлении отношений производителя и продавца. Сопровождая подобного рода сделку, важно помнить, что, являясь посредником в продаже товара между производителем и конечным потребителем, продавец не может получать право на использование торговой марки.
Решение распространять на территории Украины товар какого-либо иностранного производителя должно быть подкреплено надлежащим и законным оформлением такого сотрудничества и соблюдением его норм. Впервые выбирая себе агента, владельцу следует ознакомиться с законодательством страны агента, изучить «слабые» места и неурегулированные законодательством вопросы правоотношений принципала и агента, правоприменительную практику; рассмотреть существующую прецедентную практику по делам нарушения прав интеллектуальной собственности владельцев агентами и третьими лицами, провести исследования и проверку уже существующих прав интеллектуальной собственности других владельцев, а также обязательно проверить «личность» агента, его поведение в отношениях с другими контрагентами. Такая информация, а также анализ «печального» опыта других производителей и владельцев прав позволит уберечь себя от уже известных схем и проявлений нарушений.
ШПАКОВИЧ Татьяна — партнер ПЮА «Дубинский и Ошарова», начальник патентного отдела, патентный поверенный, юрист, г. Киев
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…