Мания приличия — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №39 (1083) » Мания приличия

Мания приличия

Рубрика Репортаж
«Комплаенс — нравственный компас бизнеса, залог его устойчивости и успешности» — месседж участников III International Compliance Forum

III International Compliance Forum: международные стандарты добропорядочности бизнеса и украинские реалии комплаенса

Добропорядочность, прозрачность, устойчивость к коррупционным рискам — эти «три кита», три необходимые составляющие являются фундаментом не только эффективного функционирования органов государственной власти, но и ведения бизнеса. За последние несколько лет понятие «комплаенс» прочно укоренилось в деловом лексиконе и стало своеобразным трендом на рынке юридических услуг.

Тенденции, наметившиеся за последний год в сфере комплаенса в Украине и в мире, представители бизнеса, юридического рынка, органов власти, ведущие отечественные и международные эксперты анализировали 19 сентября с.г. на International Compliance Forum — традиционном мероприятии, которое «Юридическая практика» проводит уже третий год подряд.

Генеральным партнером форума в этом году выступила ЮФ «Ильяшев и Партнеры», ­экспертным — МЮФ CMS Cameron McKenna Nabarro Olswang, профессиональным — Gryphon Group. Мероприятие проходило при поддержке Всеукраинской сети добропорядочности и комплаенса — UNIC и Национальной ассоциации адвокатов Украины.

 

Опыт и разница

Участники форума в рамках первой панельной дискуссии обсуждали глобальную комплаентность — международные стандарты добропорядочности бизнеса — под чутким руководством модератора — Оляны Гордиенко, директора по управлению Европейского банка реконструкции и развития.

Как подчеркнула Юлия Каленберг, партнер Pohlmann & Company (Германия), в современном мире правильно выстроенный механизм комплаенса, несмотря на затратность, способствует повышению эффективности деятельности кампании и как следствие — росту ее прибыли. Иностранный эксперт рассказала о нюансах проведения мониторинга компаний. 

Комплаенс — это требования неукоснительно следовать букве закона, в первую очередь антикоррупционного, констатирует Илья Антоненко, юридический советник TRACE International Inc. По его словам, в американских компаниях очень жесткие требования к добропорядочности контрагентов. «Мы в США имеем уникальную возможность распространять антикоррупционное «евангелие», поскольку ни одно другое государство не преследует нарушение своих антикоррупционных законов так решительно, как это делаем мы», — озвучил красноречивую цитату Лэнни Брюера, помощника генерального прокурора США в 2012 году, спикер.

Говоря о влиянии санкционных ограничений на бизнес, Мария Сударикова, комплаенс-менеджер ДТЭК, также привела в пример опыт США. По ее словам, даже если в компании абсолютно отсутствует иностранный элемент, политику США в плане санкций нужно обязательно учитывать, ведь любая транс­акция, которая проводится в долларах, автоматически привносит в деятельность компании американский элемент, следовательно, возникает необходимость проверки бизнес-партнера на наличие его в санкционном списке США.

На проблематике проверки контрагентов сфокусировалась и Татьяна Кирик, комплаенс-директор Kyivstar. По ее убеждению, главный фактор риска всегда кроется в тех сферах деятельности бизнеса, которые подразумевают тесное взаимодействие с государственными органами: например, в фармакологии, телекоммуникации, нефтегазовой отрасли.

О наиболее распространенных ошибках комплаенс-менеджера при внедрении международных практик на локальном рынке участникам форума рассказала Анна Жарова, управляющий юридической и комплаенс службами ООО «Филипс Украина». Главная задача комплаенса — помогать бизнесу в достижении честного успеха, считает г-жа Жарова.

Вопреки расхожему мнению, что путь к добропорядочности бизнеса лежит через финансовые тернии — существенные расходы и угрозу применения штрафных санкций заместитель бизнес-омбудсмена в Украине Татьяна Короткая заверила: комплаенс и система риск-менеджмента — это выгодно! О том, что бизнесу не стоит ждать штрафных санкций, а нужно действовать на опережение, внедряя эффективные инструменты комплаенса, говорила и Анна Герасимчук, председатель Секретариата UNIC. Она презентовала участникам форума новые опции, которые предоставляет UNIC, рассказав, в частности, о проведении сертификации по вопросам комплаенса — внешней добровольной оценки уровня добропорядочности компании.

Понятие «комплаенс» в украинском юридическом лексиконе появилось относительно недавно — пять-семь лет назад, поэтому оно, очевидно, ближе молодому поколению, отметил Антон Подильчак, управляющий партнер Advice Group. По его убеждению, бизнес-менеджеры, которые не являются экспертами в сфере комплаенса, всегда будут взвешивать на чаше весов бизнес-необходимость введения этого механизма и перспективу создания такой программы комплаенса, которая на практике окажется эффективной.

 

Корпоративные акценты

О комплаенс-диагностике бизнеса, мерах реагирования на выявленные нарушения, конкурентных преимуществах и добавленной ценности комплаенса для бизнеса участникам форума рассказали докладчики сессии, посвященной корпоративному комплаенсу. Модерировала сессию Елена Линник, управляющий партнер Gryphon Group. Она ­отметила, что именно корпоративная составляющая является базисом комплаенса.

Святослав Шеремета, советник по корпоративному управлению Программы правовой реформы ЕБРР в Украине, прокомментировал отдельные проекты ЕБРР относительно структурирования и администрирования проектов по улучшению практик корпоративного управления. Компании при этом получают конкретные рекомендации и детальный план действий для улучшения своего корпоративного управления с указанием ответственных лиц и сроков исполнения.

Ольга Шенк, координатор судебной практики МЮФ CMS Cameron McKenna Nabarro Olswang, презентовала алгоритмы комплаенс-диагностики бизнеса. В первую очередь докладчик рекомендует определить основные сферы бизнес-рисков (отношения с госорганами и госкомпаниями, отношения с контрагентами и подрядчиками, благотворительность и представительские подходы). Ключевыми элементами эффективной комплаенс-программы, по ее словам, являются адекватное реагирование, наличие сбалансированной системы контроля, регулярность оценки комплаенс-рисков, проведение регулярных тренингов для персонала, обязательность реагирования на нарушения, установленный порядок предоставления информации.

О том, какие именно меры реагирования целесообразно применять при выявлении нарушений в ходе внутренней проверки, рассказал Сергей Смирнов, партнер ЮФ Sayenko Kharenko. Он говорил преимущественно о нарушениях, связанных с коррупцией. По словам г-на Смирнова, в зависимости от вида расследования и обстоятельств возможны как уголовная/административная, так и дисциплинарная ответственность. К нарушителям могут применяться штрафные санкции и внутренние управленческие решения. Как отдельный вариант реагирования на выявленное нарушение докладчик назвал Self Report — когда, например, иностранная компания самостоятельно сообщает о нарушении, совершенном дочерней структурой в Украине.

Как обязать сотрудников придерживаться комплаенс-политики компании? Практические советы участникам форума дал Леонид Гилевич, юрист практики трудового права ЮФ «Ильяшев и Партнеры». Докладчик рекомендовал фиксировать правила комплаенса в различных документах: учредительных документах работодателя, коллективном договоре, трудовом контракте и правилах внутреннего трудового распорядка, кодексе корпоративной этики и комплаенс-политиках, в других документах работодателя. Отдельно Леонид Гилевич остановился на нюансах применения мер наказания и поощрения, а также рассказал об алгоритмах привлечения сотрудников к ответственности с учетом требований трудового законодательства.

«Компании, у которых развита культура комплаенса, получают широкое общественное внимание, доверие клиентов и поставщиков, имеют хорошую репутацию», — уверена Анастасия Троян, директор по юридическим вопросам ООО «Тева Украина». К преимуществам работающей комплаенс-программы она также отнесла уменьшение или отсутствие штрафов, исков и преследований, минимизацию возможностей для мошенничества и злоупотреблений, привлекательность бизнеса для инвесторов и контрагентов.

Директор COSA Павел Верхняцкий говорил о комплаенсе в современных геополитических условиях, о том, как получить дополнительную выгоду от прозрачности. Он, в частности, обратил внимание на бэкграунд корпоративной безопасности в виде санкций, борьбы с терроризмом, а также глобальной кампании по подтверждению происхождения имущества. Бизнесу г-н Верхняцкий рекомендовал вести свою деятельность, основываясь на трех принципах — Integrity, Security и Trust.

Выступление старшего юриста АО Arzinger Евгении Очеретько было посвящено соблюдению баланса между антимонопольным и антикоррупционным комплаенсом. В качестве примеров зон их пересечения докладчик назвала участие в закупках, вопросы ценообразования, а также отбор контрагентов. Старший юрист АО Arzinger дала ряд рекомендаций, как избежать нарушений при отборе контрагентов, начиная от установления четких критериев отбора и оснований для отказа в сотрудничестве до определения причин и обстоятельств прекращения сотрудничества.

 

Советы адвоката

Особенности предоставления адвокатской помощи в уголовных производствах с коррупционной составляющей раскрыл адвокат Александр Готин, председатель Комитета по вопросам антикоррупционной политики и комплаенса Национальной ассоциации адвокатов Украины. В начале своего специального доклада он акцентировал внимание на том, что вопреки распространенному мнению «коррупционные преступления» актуальны не только для госсектора, но и для частного бизнеса. Адвокат прокомментировал сформировавшуюся практику по данной категории дел. В частности, он рассказал о практике проведения негласных следственных действий (включая прослушивание), провокации преступления и т.д., поделился наработками по предоставлению правовой помощи в так называемых фактовых делах, а также при расследовании дел, связанных с ненадлежащим исполнением должностных обязанностей. Для доказывания правомерности поведения должностного лица он рекомендовал инициировать проведение судебно-лингвистической экспертизы.

 

Комплаенс в банках

Продолжило форум обсуждение особенностей комплаенса во взаимоотношениях с банками. Модераторами дискуссии выступили Наталья Ульянова, партнер Deloitte в Украине, и Вера Савва, менеджер налогово-юридического департамента Deloitte в Украине. Г-жа Савва сделала краткий обзор последних тенденций в этой сфере.

Елена Линник, управляющий партнер Gryphon Group, рассказала о влиянии глобальной реформы в банковском секторе на комплаенс-аудит финансового состояния должников банка. В частности, говоря о новых подходах и принципах комплаенс-аудита должников, она обратила внимание, что банк должен обеспечивать полную и адекватную оценку кредитных рисков. Докладчик также детально остановилась на алгоритмах выявления кредитных рисков и озвучила ключевые принципы соответствующих проверок.

О мировых тенденциях банковского комплаенса и особенностях его адаптации к украинской практике говорила Лана Голян, партнер практики международного бизнес-администрирования АО Juscutum. Она сосредоточилась на нюансах открытия банковского счета за рубежом и требованиях иностранных финансовых учреждений, прокомментировала, как происходит комплаенс-проверка потенциальных клиентов банка, а также назвала наиболее распространенные причины, по которым украинскому бенефициару может быть отказано в открытии счета в зарубежном банке.

Дмитрий Лучанинов, руководитель направления Compliance АО КБ «ПриватБанк», сделал доклад на тему «Сокрытие бенефициарной собственности как комплаенс-риск». Он, в частности, прокомментировал индикаторы рисков, свойственных украинским кейсам, и привел примеры запутанных структур собственности, скрывающих бенефициаров, имеющих соответствующие риски.

В завершение профильной сессии выступил Даниил Глоба, заместитель директора по правовым вопросам YouControl. Он рассказал о принципах выбора идеального банка или финучреждения на основе оценки комплаенс-рисков. Наряду с проверкой правосубъектности и доступных данных финансовой отчетности г-н Глоба рекомендовал обращать внимание на негативную судебную практику с участием финучреждения и наличие у него всех необходимых лицензий.

 

GDPR-комплаенс

Защита информации — это новая зона рисков для бизнеса. С таким месседжем выступили участники четвертой сессии, модерировала которую партнер МЮФ CMS Cameron McKenna Nabarro Olswang Ольга Белякова. В частности, участники дискуссии делились первым опытом практики применения Общего регламента о защите персональных данных GDPR (Регламент).

В компании Henkel GDPR «стал на платформу и поехал». На этом акцентировала внимание руководитель юридического отдела, комплаенс-офицер группы компаний «Хенкель в Украине» Ольга Лукьянова. Страны ЕС в приоритете по внедрению норм Регламента, но, несмотря на то что Украина стоит во второй очереди, после 25 мая с.г. в компании занялись «наведением порядка в своем доме»: ненужные данные были удалены; внесены изменения во все типовые договоры «Хенкель»; при поступлении на работу каждый сотрудник подписывает заявление о согласии на обработку персональных данных.

Заблаговременно была начала работа по внедрению GDPR-правил и в McDonald’s. По словам руководителя юридического отдела McDonald’s Ukraine Ирины Мусийчук, еще не совсем понятно, в какую сторону будет развиваться правоприменительная практика, но иски к европейским компаниям о нарушении прав граждан в сфере защиты их персональных данных уже есть. Спикер подчеркнула, что внедрение GDPR требует вовлечения всего офиса.

В настоящий момент никто не может сказать, как украинское правительство будет реагировать на нормы Регламента, но есть минимум три причины соблюдать GDPR: потенциальные штрафы, будущее законодательство, которое упростит применение норм Регламента и требования бизнес-партнеров к GDPR-комплаенсу. На этом акцентировал внимание советник, руководитель отдела «Комплаенс» ЮФ Redcliffe Partners Арио Дехгани.

По словам офицера по защите данных авиакомпании «Международные авиалинии Украины» Станислава Коваленко, авиакомпании — идеальные субъекты для GDPR-комплаенса. Практически все европейские контрагенты компании были готовы к GDPR. Сложнее было с контрагентами из Украины, которые считали, что к ним новые правила никакого отношения не имеют.

О том, что нового в телекоммуникационной сфере, рассказала директор по правовым вопросам региона Евразия Veon Group Ольга Прокопович. По ее мнению, на вопрос, применять GDPR в области телекоммуникаций или нет, следует отвечать, исходя из того, насколько компания интегрирована в международный бизнес.

В завершение сессии советник, руководитель практики интеллектуальной собственности ЮФ Taylor Wessing Василий Поп-Стасив отметил: несмотря на то что персональные данные активно защищаются, необходимо четко различать, какие данные являются персональными, какие — конфиденциальными, а какие — открытыми. И даже если персональные данные находятся в открытом доступе, это еще не значит, что их можно использовать, хранить и обрабатывать.

 

Антикоррупционный прогресс

Антикоррупционный прогресс Украины эксперты проанализировали на последней сессии III International Compliance Forum. Ее модератором выступил заместитель бизнес-омбудсмена в Украине Ярослав Грегирчак. Он предложил участникам дискуссии объективно посмотреть на такое словосочетание, как «антикоррупционная реформа».

Председатель Высшей квалификационной комиссии судей Украины Сергей Козьяков назвал распространенным стереотипом то, что создание Высшего антикоррупционного суда (ВАС) — венец функционирования системы органов антикоррупционной борьбы. Создание ВАС — часть судебной реформы, ВАС — суд, и это нужно запомнить.

НАБУ, САП и ГБР стали сторонами корпоративных и политических конфликтов, поскольку при необходимости подход можно найти к любому органу, считает заместитель председателя Комитета Верховной Рады Украины по вопросам предотвращения и противодействия коррупции Игорь Попов. В перспективе, как отметил г-н Попов, планируется распространение ограничений, которые существуют для государственных служащих, на частный сектор: декларирование, конфликт интересов. К этому нужно готовиться.

«В глобальном плане нельзя отметить, что в антикоррупционной теме Украины прорыва нет. Принято новое законодательство, созданы новые институции — это большой шаг вперед, но только первый», — считает консультант Антикоррупционной сети для стран Восточной Европы и Центральной Азии Организации экономического сотрудничества и развития Андрей Кухарук. Одним из ключевых международных стандартов деятельности антикоррупционных органов является их независимость. И этот вопрос все еще актуален для украинских реалий.

Эксперт по коррупционным рискам Vodafone Украина Игорь Щедров подчеркнул, что важную роль в реформировании государственного и муниципального сектора, усилении санкций и сокращении коррупционных ниш играют институты гражданского общества.

Нужно говорить не столько об искоренении коррупции как явления, сколько о создании среды, где коррупция является неприемлемой моделью поведения. На этой ноте III International Compliance Forum завершил свою работу.


Прямая речь

Не просто модное слово

Елена ЛИННИК, управляющий партнер Gryphon Group

В последние годы произошло достаточно много законодательных изменений, которые затронули бизнес-среду и положительно повлияли на сам способ ведения дел.

В связи с глобальными реформами, в том числе и банковского сектора, комплаентность и транспарентность стали не просто формальными обязательствами, а своего рода конкурентным преимуществом, способным вывести бизнес на новый уровень.

III International Compliance Forum стал отличной площадкой обсуждения мирового комплаенс-челенджа профессиональной аудиторией и местом для обмена опытом, реальными кейсами и профессиональными наработками относительно фактической стороны оперирования комплаенс-процедурами и рисками.

Объединив юристов, представителей государственных органов и бизнес, нам удалось построить экспертный конструктивный диалог, за что большое спасибо организаторам форума и всем участникам.


Мнение

В центре внимания

Леонид ГИЛЕВИЧ, юрист ЮФ «Ильяшев и Партнеры»

Тема комплаенса, еще несколько лет назад казавшаяся не слишком актуальной в Украине (будучи уже достаточно давно крайне важной в деятельности практически любой компании в Западной Европе и США), привлекает все больше внимания и в нашей стране. Становится очевидным, что для успешной деятельности помимо профессионализма в соответствующей сфере значение имеет также соблюдение неких правил ведения бизнеса, благодаря которым исключается нарушение закона и общепринятых норм, а партнеры могут уверенно и комфортно работать друг с другом.

Проведенный 19 сентября III  International Compliance Forum порадовал отличной организацией, интересными и актуальными выступлениями докладчиков, а также присутствием широкой аудитории для обсуждения актуальных вопросов и проблем комплаенса в Украине.

По итогам форума можно сделать вывод: несмотря на существующие проблемы и не всегда поспевающее за прогрессом законодательство, культура комплаенса в Украине развивается, что в свою очередь должно способствовать становлению Украины как комфортного места для ведения бизнеса и объекта иностранных инвестиций.


Комментарий

Стабильный рост

Ольга ШЕНК, координатор судебной практики МЮФ CMS Cameron McKenna Nabarro Olswang

Мы считаем правильным и важным проведение мероприятий, популяризирующих комплаенс в Украине, и всегда стараемся поддерживать подобные инициативы. Мы очень рады, что количество участников International Compliance Forum растет из года в год, поскольку это подтверждает наличие значительного общественного интереса к теме комплаенса.

На протяжении последних лет в нашей деятельности мы ощущаем стабильный рост запросов от украинских субъектов хозяйственной деятельности по поводу внедрения комплаенс-стандартов на их предприятиях. Очевидно, что украинский бизнес уже осознает все преимущества, которые может принести практика ведения бизнеса в соответствии с действующим законодательством.

Что касается перспектив комплаенса в Украине, то мы с уверенностью можем сказать, что повышение интереса бизнеса к данному вопросу — это не просто модная тенденция, а осознанная необходимость, и мы ожидаем, что интерес к теме комплаенса будет только возрастать.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Акцент

Вместе встречу изменить нельзя

Государство и юристы

Новости из-за рубежа

Польшу исключили из европейского судебного органа

Государство и юристы

Правила IFA

Государство и юристы

Новости из-за рубежа

ЕС подозревает Amazon в недобросовестной конкуренции

Государство и юристы

Кинозалп

Узнать ВСе о ВАС

Разумные строки

Чувство долго

Это было давно

Конспект

Выездная поверка

Заграничное состояние

Новости законотворчества

Отрасли практики

Состав ЦИК увеличили до 17 человек

Инициирован проект главного финансового закона страны на 2019-й

Президентский сценарий конституционных изменений направили в КСУ

Новости из Евросуда

Судебная практика

Требование покинуть зал суда за ношение хиджаба нарушает свободу религии

Украина не несет ответственности за нарушения на территории Приднестровья

Игорь Самсин добился отмены решения ВСП о его увольнении

ВС обязал миграционный орган выдать истице паспорт в форме книжечки

Новости юридических фирм

Частная практика

ЮФ «Ильяшев и Партнеры» консультирует криптообменную площадку Cryptagio

АО «Могильницкий и Партнеры» инициировало упрощение процедуры изменения места голосования на выборах для вынужденных переселенцев

CMS консультирует ING в связи с двумя проектами по финансированию агропромышленного сектора в Украине

ЮФ Sayenko Kharenko выступила советником EFSE в связи с финансированием «Кредобанка»

Отрасли практики

Незабитое старое

Закупочная сцена

Самых честных правил

Гражданский толк

Командное выступление

Рабочий график

Карта событий

Репортаж

Мания приличия

Самое важное

Прямой наводкой

Материальное предложение

Фискальный ход

Регламентные работы

Судебная практика

Бюджетный процесс

Дневная норма

Тема номера

Подмеченная репутация

Прогрессивная ставка

Один лаз

Частная практика

Рейтинговые узы

Инициатива доказуема

Быть в качестве

Інші новини

PRAVO.UA