Малый залп — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА

Малый залп

«Украинской экономике жизненно необходим быстрый рост малого бизнеса», — уверен Константин Карпушин, партнер «KPMG в Украине»
Константин КАРПУШИН: «Мы намерены обучить как можно большее количество граждан Украины основам современного предпринимательства»

Одной из форм корпоративной социальной ответственности (КСО) бизнеса является поддержка молодых предпринимателей, стартапов, перспективных идей. Проект «Герои малого бизнеса» — инициативу Константина Карпушина,  партнера «KPMG в Украине» — выделяет ­достаточно ам­би­ци­озная цель — способствовать увеличению доли малого бизнеса в ВВП Украины. О том, как сделать предпринимательство мейнстримом, г-н Карпушин рассказал в интервью «Юридической практике».

 

— Как появилась идея проекта «Герои малого бизнеса»? И почему именно «Герои»?

— Начну издалека. Где-то два года тому назад мы (компания KPMG — ред.) познакомились с Клубом молодых предпринимателей (Young Business Club). На определенном этапе сотрудничества мы задумались, что мы можем дать клубу и обществу в целом. Так родилась идея масштабного проекта (названия у него тогда еще не было), который объединил бы 400 собственников малого бизнеса — членов клуба и интеллектуальный потенциал KPMG. Мы решили сосредоточиться именно на малом бизнесе, доля которого в ВВП развитых стран составляет около 60 %. В Украине этот показатель составляет не более 13 %. А ведь именно малый бизнес исключительно важен для страны, для устойчивой экономики. Мы хотим сделать определенный вклад в увеличение количества людей, вовлеченных в малый бизнес. Способствовать тому, чтобы предпринимательство стало мейнстримом, привить предпринимательский стиль наемным сотрудникам — в конечном итоге это повысит эффективность труда, конкурентоспособность, позволит более качественно использовать ресурсы.

Мы хотим обучить как можно большее количество граждан Украины основам современного предпринимательства, дать им знания и навыки, необходимые для ведения собственного бизнеса. Объединить начинающих предпринимателей с успешными состоявшимися бизнесменами, которые могут выступить в качестве наставников. Мы хотим побудить людей действовать, открывать бизнес здесь и сейчас. Также надеемся вернуть таланты, уехавшие в другие страны. На первом этапе мы говорим о цели удвоить долю малого бизнеса в ВВП Украины. Это очень сложно, может, и недостижимо, но как минимум попытку мы хотим сделать.

Почему «Герои»? В Украине условия ведения бизнеса достаточно сложные, в рейтинге Doing Business мы, как известно, далеко не на первых местах. Так что каждый состоявшийся здесь малый бизнес — это скорее исключение из правила, развитие без поддержки, а то и с преодолением противодействия государства.

 

— В чем ваше отличие о других инициатив, нацеленных на поддержку бизнеса?

— Проект «Герои малого бизнеса» отличает то, что он сделан предпринимателями и для предпринимателей. Это частная инициатива, не связанная ни с одним госорганом или политической партией. Структурно проект объединяет четыре взаимодополняемых компонента: обучение, наставничество, премию и медиапроявления.

С обучением и наставничеством все понятно — мы предлагаем механизмы, когда успешный бизнесмен становится наставником для сотен начинающих предпринимателей.

Премия, которая также называется «Герои малого бизнеса», будет вручена в конце года — мы наградим лучших представителей малого бизнеса в десяти номинациях. Выдвижение номинантов уже началось.

Что касается четвертого направления, для популяризации всего происходящего мы снимаем сериал о малом бизнесе.

 

— Чему именно вы будете обучать предпринимателей?

— Мы выделяем несколько целевых групп. Первая — это все экономически активное население, в том числе не имеющее пока собственного бизнеса и даже не думающее о подобных перспективах. Мы не призываем всех массово увольняться и становиться предпринимателями, многие компании положительно относятся к инициативам своих сотрудников и предоставляют им возможность реализовать какие-то собственные бизнес-проекты, не связанные с основным местом работы.

Мы расскажем, какие есть возможности для открытия собственного бизнеса, как преодолеть страх и сделать первый шаг, как «упаковать» бизнес и получить первого клиента, научим основам финансовой грамотности. В современном мире для открытия бизнеса нужно немного, можно обойтись даже без стартового капитала. Для старта нужны телефон с фотокамерой и умение коммуницировать в соцсетях.

Следующая целевая группа — те, кого мы называем «аналоговыми предпринимателями». Им мы объясним, что такое unit-экономика, на каких принципах строится команда, как управлять продажами и так далее. Мы хотим помочь им оцифровать и систематизировать свой бизнес.

Здесь мы уже переходим к третьей целевой аудитории — «мечтающих о масштабе». Масштабировать можно только то, что ранее было систематизировано. В рамках этого блока мы расскажем, как привлекать инвестиции, как завернуть бизнес в франшизу, как организовать отдел продаж, как открывать филиалы в разных регионах, просто «копируя» свой бизнес, и самое главное, как этим всем управлять.

Последняя большая группа — экономически пострадавшие от коронавируса. Их мы обучим техникам преодоления стресса, не дающего двигаться вперед, расскажем о гибких бизнес-моделях, объясним, как быстро трансформировать бизнес, выходить в онлайн и минимизировать убытки.

Каждой из целевых групп мы расскажем, как получать удовольствие от своего дела и быть счастливым предпринимателем. Если не будет удовлетворения, не будет и взрывного роста, а стране нужна эта «аномалия» в хорошем значении этого слова. Нужны новые предприниматели, которые будут создавать рабочие места и стимулировать конкуренцию.

 

— Сотрудники KPMG смогут принять участие в проекте в качестве слушателей?

— Да, безусловно.

 

— А насколько ваша компания готова поддерживать бизнес-инициативы своих сотрудников?

— Не могу сказать, что у нас есть какая-то отдельная программа, но мы к этому идем. Сотрудники имею возможность выполнять дополнительную роль, главное, чтобы не было конфликта интересов. Поскольку мы изначально аудиторская компания, для нас очень важна независимость как аудитора, что зачастую исключает возможность какой-либо дополнительной работы. Но тот дух предпринимательства, который мы создаем в компании, дает возможность сотрудникам реализовать свои самые смелые идеи. Например, решения нашего киевского отдела разработки программных продуктов (Product Development Center) используются офисами KPMG по всему СНГ, а также в десятках стран мира, начиная от Новой Зеландии и заканчивая Бразилией. Более того, некоторые наши клиенты активно внедряют эти решения у себя.

 

— Образовательные курсы, о которых вы говорили, будут читаться специалистами KPMG или вы планируете привлечение сторонних лекторов?

— Сразу оговорюсь, что, хотя я являюсь инициатором проекта, реализуется он не KPMG, а отдельной некоммерческой организацией. KPMG выступает лишь партнером проекта совместно с Young Business Club.

Мы, безусловно, хотели бы привлечь лидеров современного образования. Я проходил несколько курсов в различных бизнес-школах. Мне понравились их подходы и форматы подачи информации. Конкретные переговоры пока ни с кем не ведутся. И в принципе мы готовы организовать все собственными силами.

Образовательная программа начнется в следующем году. В этом мы планируем вручить премию и начали работу над сериалом.

 

— Расскажите, пожалуйста, о сериале.

— На самом деле это будет несколько форматов, транслируемых в YouTube и на телевидении (сейчас мы на стадии подписания контрактов с двумя телеканалами). Первый формат — «Бизнес на разборку». Мы выбираем бизнесмена — собственника малого бизнеса, у которого есть какая-то проблема. Под каждого «героя» собирается пул экспертов, которые детально анализируют, в чем заключается проблема и что бы они сделали для ее устранения. Все будет оформлено в игровой форме, с драматургией, с подсъемкой бизнес-локации, комментариями семьи, друзей и т.д. Идея в том, чтобы зритель увидел себя во всем происходящем и нашел решение своей аналогичной проблемы либо же воздержался от опрометчивого  шага.

Второй формат — «Business is Hobby», в котором мы расскажем, как сделать бизнес из своего хобби. Ну и третий формат, пока еще достаточно «сырой», — некий аналог американских шоу Тhe Apprentice и Shark Tank.

 

— Какие еще КСО-проекты для бизнеса реализует «KPMG в Украине»?

— «Герои малого бизнеса» — это, по сути, вторая наша инициатива, ориентированная на бизнес аудиторию. В 2015 году мы вместе с Джоном Вон Эйкеном проводили проект «Украина ищет стартапы». Сейчас все намного масштабнее, детальней проработано, да и инвестиции серьезней.

 

(Беседовал Алексей НАСАДЮК, «Юридическая практика»)

 

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Інші новини

PRAVO.UA