Макросхема — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №35 (1027) » Макросхема

Макросхема

С 1 июля 2017 года, за все время независимости Украины, бизнес сполна ощутил на себе действие одной из крупнейших реформ в сфере администрирования налога на добавленную стоимость (НДС).

В частности, согласно положениям Закона Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс (НК) Украины относительно улучшения инвестиционного климата на Украине» от 21 декабря 2016 года (Закон), в полноценном режиме после тестового периода заработала система автоматизированного мониторинга соответствия налоговых накладных/расчетов корректировки (НН/РК) критериям оценки степени рисков, достаточных для приостановления регистрации таких налоговых накладных/расчетов корректировки в Едином реестре налоговых накладных (ЕРНН).

СМКОР — система приостановления регистрации рисковых налоговых накладных, которая, согласно пункту 2 статьи 74 НК Украины, обеспечивает проведение постоянного автоматизированного мониторинга в ЕРНН соответствия НН/РК критериям оценки степени рисков, достаточных для приостановления регистрации таких НН/РК в ЕРНН.

Критерии оценки степени рисков (критерии), достаточные для приостановления регистрации НК/РК в ЕРНН, утверждены ­приказом ­Министерства финансов Украины (Минфин) от 13 июня 2017 года № 567 (приказ № 567).

Иными словами, СМКОР — это совсем новый для налогоплательщиков механизм автоматической блокировки НДС-накладных.

 

Необходимость введения блокировки

Борьба с фиктивным налоговым кредитом, который, без каких-либо сомнений, можно исчислять десятками миллиардов гривен ежегодно, безусловно, является ключевым заданием государства на протяжении всех лет независимости. Поэтому Министерство финансов Украины и Государственная фискальная служба (ГФС) Украины не один год подряд пытаются воплощать в жизнь все новые и новые реформы в сфере администрирования НДС.

По словам фискалов, «система приостановления регистрации рисковых налоговых накладных — это средство борьбы со схемами в возмещении НДС, которое делает возможным автоматическое и своевременное возмещение НДС налогоплательщикам, а также предупреждает миллиардные коррупционные схемы и потери в бюджете».

Стоит отметить, что Закон одновременно с полноценным запуском СМКОР предусматривает вступление в силу еще одной столь долгожданной для бизнеса законодательной инициативы: зарегистрированная налоговая накладная является достаточным основанием для получения плательщиком права на налоговый кредит, а также она не является больше объектом налоговых проверок.

Вышеуказанная законодательная инициатива, безусловно, оправдывает внедрение СМКОР в систему администрирования НДС, поскольку именно на стадии регистрации налоговой накладной налогоплательщику подтверждается право на НДС, а зарегистрированная налоговая накладная является практически неоспоримой.

 

Как работает СМКОР

Согласно статье 201 НК Украины, регистрация НК/РК в ЕРНН может быть приостановлена в случае несоответствия НК/РК совокупности критериев оценки степени рисков, достаточных для приостановления регистрации НК/РК в ЕРНН.

Приказом № 567 установлены четкие критерии мониторинга НН/РК:

1) объем поставки товара/услуги, указанный в НН/РК, которая подана на регистрацию в ЕРНН, в 1,5 раза больше величины, равной остатку разницы объема приобретения на таможенной территории Украины такого товара/услуги (кроме объема приобретения товаров/услуг по операциям, освобожденным от налогообложения и подлежащим налогообложению по нулевой ставке) и/или ввоза на таможенную территорию Украины такого товара, указанного с 1 января 2017 года в полученных налоговых накладных/расчетах корректировки, зарегистрированных в Реестре, и таможенных декларациях, и объема поставок соответствующего товара/услуги, указанного в налоговых накладных/расчетах корректировки, зарегистрированных с 1 января 2017 года в ЕРНН, и преобладание в таком остатке (более 75 % общего остатка) товаров с кодами согласно Украинскому классификатору товаров внешнеэкономической деятельности (УКТ ВЭД), которые определяются ГФС Украины, и отсутствие товара/ услуги, указанного/указанной в налоговой накладной, поданной на регистрацию в ЕРНН, в информации, предоставленной налогоплательщиком по установленной форме, как товара/услуги, которые на постоянной основе поставляются (изготавливаются);

2) отсутствие (аннулирование, приостановление) лицензий, выданных органами лицензирования, которые удостоверяют право предприятия на производство, экспорт, импорт, оптовую и розничную торговлю подакцизными товарами (продукцией), определенными подпунктами 215.3.1 и 215.3.2 пункта 215.3 статьи 215 НК Украины, относительно товаров, указанных налогоплательщиком в налоговой накладной, поданной на регистрацию в ЕРНН.

В случае если по результатам мониторинга установлено, что НН/РК соответствует требованиям подпункта 1 пункта 6 приказа № 567 и сумма налога на добавленную стоимость, указанная в налоговых накладных, зарегистрированных плательщиком налога в ЕРНН в отчетном (налоговом) периоде с учетом НН/РК, поданной на регистрацию в ЕРНН, которые соответствуют требованиям подпункта 1 пункта 6 приказа № 567, больше среднемесячной суммы уплаченных за последние 12 месяцев единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование и налогов и сборов (кроме суммы налога на добавленную стоимость, уплаченной при ввозе товаров на таможенную территорию Украины) налогоплательщиком и его обособленными подразделениями, регистрация такой НН/РК приостанавливается в соответствии с требованиями пункта 201.16 статьи 201 НК Украины.

Если же по результатам мониторинга установлено, что НН/РК соответствует одному из условий, указанных в подпункте 2 пункта 6 приказа № 567, регистрация такой НН/РК приостанавливается в соответствии с требованиями пункта 201.16 статьи 201 НК Украины.

Далее контролирующий орган присылает налогоплательщику квитанцию о приостановлении регистрации НН/РК и предложение относительно предоставления налогоплательщиком пояснений и/или копии документов, достаточных для принятия контролирующим органом решения о регистрации НН/РК.

Письменные пояснения и/или копии документов, предоставленные налогоплательщиком контролирующему органу, рассматриваются ­специальной ­комиссией центрального органа исполнительной власти, которая принимает решение о регистрации НН/РК или об отказе в такой регистрации. Решение об отказе в регистрации НН/РК может быть обжаловано налогоплательщиком в административном или судебном порядке.

 

Приостановление регистрации

На первый взгляд, алгоритм действия СМКОР прост и должен приостанавливать регистрацию исключительно потенциально «схемных» налоговых накладных, которые, по словам ГФС Украины, «составляют львиную долю всех» накладных, регистрация которых приостановлена.

По статистике ГФС Украины, с начала работы СМКОР (с 1 июля 2017 года) приостановлена регистрация 0,64 % от общего количества регистрируемых документов (170,7 тыс. из практически 27,8 млн НН/РК). Казалось бы, не так и много. Но есть много «но».

В число случаев приостановления регистрации налоговых накладных в СМКОР попало уж очень много не «схемных» налоговых накладных, а НН/РК реального сектора экономики. По этому поводу Минфин сделал официальное заявление и признал, что «по разным причинам возникают технические проблемы. Критерии системы не позволяют регистрировать накладные с признаками фиктивности. Однако по критериям риска действительно была приостановлена регистрация определенных налоговых накладных плательщиков реального сектора экономики».

 

Наиболее пострадавшие

Реальный сектор экономики — это производители товаров, и именно они больше всех пострадали от необоснованной блокировки НН/РК. Речь идет о несоответствии кодов УКТ ВЭД на входе/выходе. Так, закупка сырья производителями товаров осуществляется по одним кодам УКТ ВЭД, а готовая продукция таких производителей имеет уже совсем другой код УКТ ВЭД.

Очень много реальных НН/РК блокируются в сфере предоставления услуг, особенно в сфере строительных услуг. Практически полностью заблокированы грузовые перевозки по той же причине несоответствия кодов на входе/выходе.

Блокируется регистрация НН/РК лиц, не являющихся плательщиками НДС, что прямо противоречит приказу № 567.

Иногда вообще встречаются парадоксальные случаи. Например, предприятию — реальному собственнику коммерческой недвижимости, сданной в аренду третьему лицу, заблокировали регистрацию первой налоговой накладной по договору аренды по причине несоответствия объемов поставок объемам приобретения услуги. Но в этом конкретном случае предприятие априори не покупало и не могло покупать услугу, поскольку коммерческая недвижимость находится давно в его собственности, и речь не идет о субаренде.

И подобных случаев немало.

 

Непрозрачная разблокировка

Следует отметить, что много вопросов у налогоплательщиков остается и к процедуре разблокировки НН/РК с помощью подачи пояснений и/или копий документов к пояснениям, а также таблицы данных налогоплательщика. Абсолютно не урегулирован Минфином вопрос (как и сама процедура в целом), в какой очередности рассматриваются заявления налогоплательщиков на разблокировку регистрации налоговых накладных. На практике такое рассмотрение осуществляется далеко не в порядке очередности подачи бизнесом заявок на разблокировку.

Также непонятно, почему бизнес получает «решения» налоговиков относительно жалоб об отказе в регистрации НН/РК без каких-либо объяснений. Такие «решения» в прямом смысле слова налоговики попросту стали штамповать и пустили на конвейер. Отсутствуют какие-либо ссылки на нормы НК Украины, отсутствуют опровержения позиций налогоплательщика и его доказательств (документов, подтверждающих налоговый кредит), даты получения жалобы, да и вообще налоговики особо не утруждают себя в написании вступительной, описательной, резолютивной частей так называемых решений об отказе в регистрации НН/РК.

Следует отметить, что само по себе решение о создании (согласно подпункту 201.16.2 пункта 201.16 статьи 201 НК Украины) отдельного органа в штате ГФС Украины — комиссии, которая принимает решение о регистрации НН/РК в ЕРНН — содержит определенные коррупционные риски, ведь именно от решения такой комиссии и зависит на первоначальном этапе, сможет ли налогоплательщик оперативно воспользоваться своим НДС.

В противном случае налогоплательщик должен будет обжаловать решение комиссии ГФС Украины об отказе в регистрации НН/РК. А это для него худший из вариантов.

Если, как свидетельствует статистика, менее чем за два месяца заблокировано около 170 тысяч НН/РК, то сколько же десятков тысяч потенциальных жалоб на решения об отказе в регистрации НН/РК могут стать предметом судебного разбирательства в административных судах, которые и без того только в первой инстанции рассматривают дела около года? А ведь 170 тысяч заблокированных НН/РК — это цифра в пределах менее двух месяцев. Какая же она будет по итогам года?!

Таким образом, административное и/или судебное обжалование решение комиссии ГФС Украины об отказе в регистрации НН/РК — приговор для налогоплательщика, ведь он не сможет воспользоваться заблокированным НДС на протяжении всей процедуры такого обжалования.

 

Реакция госорганов

Минфин и ГФС Украины оказались совсем не готовыми к столь многим проб­лемам, появившимся после введения СМКОР. По их словам, они «сейчас работают с максимальным привлечением дополнительных ресурсов для скорейшего решения проблем, которые возникли у бизнеса при регистрации накладных».

В частности, Минфин разрабатывает дополнительные алгоритмы к СМКОР.

Только 12 августа 2017 года вступили в силу изменения к критериям, а вот уже Минфин обнародовал на своем официальном сайте очередной проект изменений к критериям и даже проект Закона Украины «О внесении изменений в статью 201 НК Украины относительно регистрации НН/РР в ЕРНН».

Увы, но все эти действия Минфина и ГФС Украины пока никак не приближают бизнес даже к промежуточному решению проблемы с блокировкой НН/РК реального сектора экономики. А напряжение у бизнеса только увеличивается. В свою очередь Минфин официально заявил о том, что «отката назад не будет».

 

Выводы

Важно отметить, что СМКОР действительно является очень важным условием процесса автоматического возмещения НДС добросовестным налогоплательщикам. Но вполне оправданно и ожидаемо сегодня от бизнеса звучит вопрос о том, какой же на самом деле процент случаев приостановления регистрации фиктивных НН/РК от общего количества заблокированных документов среди озвученной ГФС Украины статистики?

Если учесть количество заблокированных налоговых накладных в СМКОР реального сектора экономики, то какая тогда вообще целесообразность нашумевшей СМКОР, если вместо фиктивного НДС СМКОР блокирует реальный НДС?

 

ТЫМЧУК Виталий — адвокат АФ «Грамацкий и Партнеры», г. Киев


Комментарий

Обжаловать в ГФС

Катерина КОРНЕЛЮК, юрист МЮФ Integrites

На практике мы сталкиваемся с ситуациями, когда компаниям реального сектора экономики блокируют регистрацию НН.

Одному из наших клиентов, вновь зарегистрированному плательщику НДС, приостановили регистрацию нескольких НН, а впоследствии и отказали в них по причине несоответствия объемов поставки объемам покупки по товару согласно коду УКТ ВЭД, хотя предметом договора было предоставление услуг. При принятии решения об отказе в регистрации НН не был учтен основной вид деятельности компании — предоставление услуг.

Решением на данном этапе является подача и рассмотрение жалобы в ГФС Украины не только с аргументацией реальности конкретной операции, но и с подачей доказательств хозяйственной деятельности компании в целом: предоставление документов, подтверждающих наличие работников, помещений, товаров и др.

Подобные ситуации требуют дополнительных временных и финансовых ресурсов компании для получения позитивного эффекта. Мы понимаем, что система будет совершенствоваться, но это никак не облегчает повседневную деятельность участников рынка сегодня.

 

Упростить обжалование

Татьяна КУДРЯВЦЕВА, юрист ЮК LeGran.TT, адвокат

Система блокировки налоговых накладных далека от совершенства и недоработана. В итоге страдает реальный бизнес, причем риски несут обе стороны сделки: как продавец, так и покупатель. Производители товаров и услуг сегодня по каждой конкретной операции обязаны доказывать, что они произвели и какие услуги оказали. Таким образом, полностью игнорируется принцип презумпции правомерности решений плательщика: не фискальная служба доказывает неправомерность хозяйственных операций, а плательщик априори виноват, пока не докажет обратное.

Порядок обжалования также оставляет желать лучшего: он административный и «ручной». Приказ Министерства финансов № 566 об утверждении порядка работы комиссии не устанавливает, кто формирует или избирает данную комиссию, не предусматривает публичного обнародования должностей, фамилий и прочего. Ненадлежащее исполнение членом комиссии своих обязанностей является основанием для исключения из ее состава. Для бизнеса ненадлежащее исполнение обязанностей или другие противоправные действия (к примеру, если речь идет о профессиональном подходе и надлежащем ознакомлении с документами, которые поступают со всей Украины, при сроке их рассмотрения пять дней) могут привести к миллионным убыткам, потере налогового кредита, дополнительным штрафам и санкциям, разрыву многолетних связей с контрагентами.

Судебный порядок обжалования также проблемный, длительный и дорогостоящий. Во-первых, ответчик — ГФС, а это значит, что рассматривать административный спор будет коллегия из трех судей, что влечет за собой более длительный порядок рассмотрения. Во-вторых, имеются проблемы с исполнением судебных решений. Как показывает опыт, даже при положительном для плательщика решении суда ничто не мешает ГФС Украины попросту его игнорировать и, несмотря на его наличие, не регистрировать накладную, по которой выигран суд. К тому же, если по аналогии с обжалованием налоговых уведомлений-решений судебная практика будет сформирована таким образом, что обжалование решений комиссии станет считаться спором имущественного характера, обжалование таких решений обойдется дорого.

Таким образом, проблема блокировки налоговых накладных и процедуры обжалования очень актуальна и требует скорейшего урегулирования. И сроки обжалования должны быть сокращены, а процедура — упрощена. Одним из решений в процессе урегулирования ситуации может стать возможность регистрации блокированных налоговых накладных с отображением принятого решения на сайте ГФС в электронном кабинете плательщика.

 


Мнения

Система не протестирована

Ольга РЕШЕТНИК, советник налоговой практики АО Ario

Еще два года назад плательщикам НДС казалось, что после внедрения СЭА НДС их уже ничем не испугаешь. Однако с 1 июля с.г. полноценно заработала система автоматизированного мониторинга соответствия налоговых накладных критериям оценки степени рисков, достаточных для приостановления регистрации «подозрительных» налоговых накладных, которая еще раз доказала, что у нас не так страшен НДС, как его администрирование.

После внедрения СМКОР никто, кроме недобросовестных плательщиков, не должен был пострадать, однако на практике все оказалось не так: в число заблокированных попали налоговые накладные плательщиков реального сектора экономики.

А произошло это лишь потому, что система достаточно не протестирована, еще дописывается, а ошибки исправляются на ходу. СМКОР не работает в автоматическом режиме, ее работа сейчас ведется полностью в ручном режиме. В управлениях ГФС областей и г. Киева уполномоченные комиссии ежедневно до полуночи разбирают подтверждающие документы плательщиков о реальности их сделок.

В случае блокировки налоговой накладной плательщику необходимо подать в течение 365 дней объяснение и/или копии документов, указанные в подпункте «в» подпункта 201.16.1 пункта 201.16 статьи 201 Налогового кодекса. Подтверждающие документы принимаются только в электронном виде для предотвращения влияния человеческого фактора на процесс принятия, так решил Минфин.

 

Обращение в суд

Кристина КОЛЬЧИНСКАЯ, юрист ЮФ GOLAW

Получение бизнесом безосновательных отписок в ответ на жалобы об отказе в регистрации НН/РК вполне предсказуемо в отсутствие утвержденной формы ответа на такие жалобы и каких-либо требований к его содержанию. Также существенную роль в данной ситуации играет большое количество НН/РК, регистрация которых приостановлена, и короткий срок (десять дней) для рассмотрения жалобы.

Поскольку после получения такой отписки административные способы обжалования отказа в регистрации НН/РК исчерпываются, налогоплательщику остается обращаться в суд.

При этом исковые требования, на наш взгляд, должны содержать как требования о признании незаконными решения комиссии об отказе в регистрации и решения комиссии по вопросам рассмотрения жалобы (которым жалоба оставлена без удовлетворения), так и требование о регистрации НН/РК в ЕРНН. При этом следует принимать во внимание, что в удовлетворении последнего требования суды могут отказывать, ссылаясь на дискреционные полномочия фискальных органов, что значительно усложнит процедуру восстановления прав налогоплательщика. В любом случае результаты разрешения таких споров во многом будут зависеть от судебной практики, которая сегодня пока отсутствует.

 

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

Самое важное

Конкурсный сюжет

Акцент

Разойтись с мифом

В фокусе: Нотариат

Дзен нотариата

Государство и юристы

Валютный фон

По ходу в дело

Государство и юристы

Новости законотворчества

Будет создан единый счет для уплаты налогов

Избрание омбудсмена предлагают сделать тайным

С. Власенко подал законопроект о суде присяжных

Государство и юристы

Поисковый вопрос

Книжная полка

Системное прочтение

Новости из зала суда

Судебная практика

Владелец Lexus добился отмены решения налогового органа о транспортном налоге

Суды двух инстанций стали на сторону «Билла-Украина» в споре с АМКУ

Новости юридических фирм

Частная практика

LeGran.TT защитила права портовых операторов

Специалисты Interlegal сопроводили открытие бизнеса иностранного инвестора на Украине

Sayenko Kharenko — юридический советник украинского разработчика инновационных продуктов

Axon Partners — юрсоветник первичного выпуска криптотокенов для Dao.Casino

Отрасли практики

Трудное действо

Макросхема

Рабочий график

КАЛЕНДАРЬ на неделю

Самое важное

Е-кабинет

Судебный ритуал

Штатное представительство

Эпоха исправления

Судебная практика

Судебные решения

Для заявления об истечении исковой давности не обязательна письменная форма

Судебная практика

Списать = простить?

Вопросы нагрузки

Сейм story

Судебная практика

Судебные решения

Такой способ защиты, как отмена медицинской документации, не предусмотрен законодательством

Судебное решение не может регулировать общественные отношения на будущее

Судебная практика

Строгий договор

Пойти ва-банк

Самостоятельная забота

Тема номера

Секрет фармы

Выходные данные

Частная практика

Первый шах

Інші новини

PRAVO.UA