Согласно пункту 14 Переходных положений Кодекса административного судопроизводства Украины (КАС), Кабинет Министров Украины был обязан в трехмесячный срок с момента опубликования КАС подготовить и внести на рассмотрение парламента предложения относительно приведения законодательных актов Украины в соответствие с этим кодексом. Но процесс подготовки предложений затянулся. За три года, прошедших после принятия КАС, вносились «точечные» изменения в отдельные законы, детальная ревизия действующего законодательства так и не была проведена. И только 13 марта с.г. в Верховном Совете Украины был зарегистрирован законопроект «О внесении изменений в некоторые законы Украины в связи с принятием Кодекса административного судопроизводства Украины» (Законопроект).
Автором Законопроекта является Министерство юстиции Украины. Отметим, что соответствующее поручение КМУ было издано еще 10 августа 2005 года.
Законопроект предусматривает приведение положений действующих законов в соответствие с Кодексом административного судопроизводства Украины. Предлагается внести изменения в законы Украины: «О свободе совести и религиозных организациях», «О всеукраинском и местном референдумах», «О прокуратуре», «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты», «О судебной экспертизе», «О государственном материальном резерве», «О государственной поддержке средств массовой информации и социальной защите журналистов», «Об исполнительном производстве», «О государственной тайне», «О государственной социальной помощи малообеспеченным семьям», «О политических партиях на Украине», «О беженцах», «О налоге на доходы физических лиц», «Об обеспечении требований кредиторов и регистрации обременений», «О защите общественной морали», «О выборах Президента Украины», «О выборах народных депутатов Украины», «Об обеспечении равных прав и возможностей женщин и мужчин». Большинство из предложенных изменений касаются определения подсудности соответствующих правоотношений судам административной юрисдикции и терминологических уточнений. Но в то же время некоторые изменения, которые предлагается внести, например, в избирательное законодательство, в случае их принятия будут иметь далеко идущие последствия.
В порядке админпроизводства
Итак, после принятия законопроекта к подсудности административных судов будет отнесено рассмотрение исков по жалобам на действия государственных исполнителей (ныне такие жалобы подаются в местный или апелляционный суды) и судебных экспертов, по опротестованию действий уполномоченных органов в связи с регистрацией религиозных организаций (ранее подобные споры рассматривались в порядке гражданского судопроизводства). В делах о предоставлении статуса беженца предусматривается подача административного иска. Кроме того, отметим изменения, которые вносятся в Закон Украины «О защите общественной морали». Так, экспертные заключения согласно предложенным изменениям будут оспариваться в порядке административного судопроизводства, хотя подобные заключения нельзя отнести к перечню актов органов государственной власти и местного самоуправления.
Изменения коснутся также и порядка прекращения деятельности политической партии в судебном порядке. Так, в данное время этот вопрос отнесен к предметной подсудности Верховного Суда Украины. Законопроектом предлагается установить, что «деятельность политической партии может быть запрещена лишь по решению суда. В первой инстанции дело о запрете политической партии рассматривает окружной административный суд, территориальная юрисдикция которого распространяется на город Киев». Отметим, что в парламенте уже зарегистрирован законопроект, предлагающий отнести рассмотрение этих вопросов к предметной подсудности Высшего административного суда Украины.
Избирательные споры
Но основные изменения будут внесены в избирательное законодательство. В данное время в законах «О выборах Президента Украины», «О выборах народных депутатов Украины» содержатся статьи, регулирующие процессуальные вопросы — особенности обжалования действий (бездеятельности) отдельных участников избирательного процесса. Эти нормы предлагается упразднить, ограничившись общей нормой — «исключительно в порядке, установленном КАС». Также упраздняется действующий порядок опротестования ошибок, допущенных при составлении списков избирателей. Вместо обращения с жалобой в местный суд по месту нахождения избирательного участка не позднее, чем за два дня до дня выборов, такая жалоба рассматривается судом в двухдневный срок, но не позднее, чем за два дня до дня выборов, а поданная за два дня до выборов — безотлагательно. Решение суда выдается субъекту обращения с жалобой в день его принятия. Решение суда подается в участковую избирательную комиссию не позднее, чем за пять дней до дня выборов, а вынесенное позже этого срока, однако не позднее, чем за два дня до дня выборов, — в окружную избирательную комиссию в порядке, установленном КАС. То есть заявление можно подать не позднее, чем за час до окончания голосования, решение в таком случае должно быть вынесено безотлагательно, но не позднее, чем за полчаса до окончания голосования. Отметим, что ничего существенно нового такими изменениями не вносится, суды и так рассматривают эти споры в порядке, предусмотренном КАС, в соответствии с Переходными положениями этого кодекса.
Изменениями, которые предлагается внести в Закон «О выборах Президента Украины», предусматривается передача споров, связанных с отменой регистрации кандидата в Президенты Украины, ныне рассматриваемых Верховным Судом Украины, к предметной подсудности Высшего административного суда Украины. Интересен также предложенный порядок оспаривания действий Центральной избирательной комиссии: «Решение, действия или бездеятельность Центральной избирательной комиссии относительно установления результатов выборов подлежат обжалованию в Высшем административном суде Украины. Все другие решения, действия или бездеятельность Центральной избирательной комиссии, члена этой комиссии подлежат обжалованию в окружном административном суде, территориальная юрисдикция которого распространяется на город Киев».
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…