ЛОББИРОВАНИЕ: МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №26 (236) » ЛОББИРОВАНИЕ: МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ

ЛОББИРОВАНИЕ: МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ

По поводу законопроекта о лоббировании украинские политики спорят долгие годы. Причем наиболее проблемный вопрос заключается в том, нужен ли вообще Украине подобный закон. Некоторые политики настаивают, что узаконить лоббирование — дело весьма непростое, и ссылаются при этом на опыт большинства европейских государств, где законы такого рода вообще отсутствуют. В то же время лоббирование на Украине уже давно сформировалось и, к сожалению, далеко не лучшим образом. Лоббистская деятельность в Европе существенно отличается от отечественной, характеризуемой не только высоким уровнем коррумпированности, но и почти повсеместным обеспечением интересов отдельных лиц. Вот только вопрос — будет ли закон «О лоббистской деятельности» достаточно эффективным, чтобы излечить эти врожденные болезни украинских государственных органов?

НА ЧЬЕМ ОПЫТЕ УЧИТЬСЯ?

История лоббирования восходит к незапамятным временам. Шутки ради можно вспомнить, как Ева, уговаривая Адама съесть яблоко, «лоббировала» интересы дьявола. Однако наиболее популярная категория лоббистов — государственные служащие. И это неудивительно, поскольку лоббист является своеобразным промежуточным звеном между теми, кто имеет деньги, и теми, кто обладает властью.

С развитием экономики в западных странах лоббирование стало принимать все более уродливые черты — продажа мест в правительстве, подтасовка выгодных той или иной партии законов, поголовная коррумпированность — словом, при всей очевидной выгоде для олигархии, ситуация, сложившаяся вокруг лоббирования, настойчиво требовала изменений. Но каким образом? Все понимали, что запрещать лоббирование бессмысленно, необходимо его узаконить. Первый закон о лоббировании был принят в США в 1946 году. Закон установил четкую регламентацию деятельности тех, кто добивается, принимает каким-либо путем или держит в своих руках суммы, которые должны быть использованы как средство достижения определенной цели. Цели лоббистов определены в законе следующим образом: содействие или противодействие принятию любого закона, голосование по которому предстоит в Конгрессе США, а также оказание непосредственного или опосредованного влияния на содействие или противодействие принятию такого закона. Этот закон действительно изменил и отношение к лоббированию, и принципы его осуществления. Лоббирование стало технологией, не сводимой всего лишь к передаче денег, но сочетающей контакт с чиновниками, психологическое воздействие, PR-акции с маркетинговыми и финансовыми программами.

ЧЕРТЫ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ЛОББИРОВАНИЯ

В основу украинского законопроекта «О лоббистской деятельности» положена американская концепция. Однако, по оценкам многих специалистов, от этой концепции на сегодняшний день мало что сохранилось. Цель законопроекта — легализовать отношения между представителями юридических лиц и соответствующими органами государственной власти и местного самоуправления, установить порядок представительства в органах государственной власти и местного самоуправления региональных, корпоративных и других индивидуальных или групповых интересов. Законопроект разрешает лоббистскую деятельность в органах государственной власти и местного самоуправления, т. е. там, где решения принимаются коллегиально (к числу таких органов, согласно проекту, принадлежат Верховный Совет, Кабинет Министров Украины, местные советы и их коллегиальные исполнительные органы). В иных органах власти лоббирование не допускается.

ЗАДАЧА ТРУДНАЯ, НО ВЫПОЛНИМАЯ

Будем откровенны: методы лоббистской деятельности на Украине далеки от цивилизованных. Основными из них являются давление и подкуп, иногда провоцирующие громкий скандал, но чаще используемые тайно, без свидетелей. Они-то и обеспечивают реализацию интересов отдельных личностей. В законопроекте «О лоббистской деятельности» перечислен целый ряд культурных (в правовом и политическом понимании) методов осуществления лоббистской деятельности: подача в органы государственной власти и местного самоуправления информации, документов, проектов решений по вопросам, находящимся в компетенции этих органов; участие в открытых заседаниях комитетов, комиссий, фракций и иных структур Верховного Совета, местных советов, а также Кабинета Министров Украины; устная и письменная связь граждан с депутатами и должностными лицами органов государственной власти и местного самоуправления; экспертиза проектов законов и иных нормативно-правовых актов; публикации и выступления в средствах массовой информации в поддержку конкретных законопроектов или решений; организация общественных слушаний, пресс-клубов, конференций по лоббируемым вопросам и т. п. Под «и т. п.» подразумеваются другие методы, давно ставшие традиционными для украинского лоббирования. Законопроект, конечно, запрещает использовать в лоббистской деятельности непроверенные или заведомо неправдивые сведения, прибегать к материальному стимулированию должностных лиц органов власти, а также иным противозаконным способам. Но ведь и Закон «О статусе судей» запрещает оказывать какое-либо воздействие на отечественных судей!..

Я В ЛОББИСТЫ БЫ ПОШЕЛ…

Лоббирование бывает идеологическим и подкупным или успешным, безуспешным и бессмысленным. Умному человеку полагается иметь высокий лоб, а лоббисту — крепкий. Образ лоббиста уже успел сложиться на Украине. У нас так называют того, кто успешно отстаивает определенные интересы — корпоративные, региональные, цеховые и т.п. Политические игры породили лоббистов нескольких категорий. Это, прежде всего, первые лица коммерческих, государственных и политических структур, затем региональные лидеры, далее — так называемые «успешные лоббисты» (известные предприниматели и политики, которые, обладая большими связями, умело используют их для лоббирования собственных интересов), руководители крупных общественных объединений и т. д.

Несмотря на это устоявшееся деление, законопроект «О лоббистской деятельности» пытается ввести понятие профессионального лоббиста и ограничить его деятельность максимально безвредными для государственных и общественных интересов рамками. Итак, в соответствии с законопроектом, лоббистом может быть каждый, кто отвечает следующим требованиям: 1) является гражданином Украины; 2) имеет лицензию на осуществление лоббистской деятельности; 3) выступает штатным сотрудником, служебные обязанности которого полностью или частично состоят в осуществлении лоббистской деятельности, или имеет доверенность на представление интересов организации с подобными полномочиями и договор о предоставлении лоббистских услуг. Не могут быть лоббистами государственные служащие, работники органов местного самоуправления, их консультанты и советники, в том числе внештатные, эксперты, а также бывшие должностные лица органов государственной власти и местного самоуправления в течение одного года после увольнения со службы.

Не комментируя требования, предъявляемые в законопроекте к потенциальным лоббистам, в качестве примера приведем лишь рейтинг лучших лоббистов России, составленный Агентством экономических новостей и «Независимой газетой». Это Александр Волошин, Анатолий Чубайс, Юрий Лужков, Эдуард Россель, Герман Греф и другие. Теперь вспомним лучших лоббистов нашей страны. Вряд ли все они будут соблюдать процедуру регистрации, предусмотренную законопроектом. Выходит, что записанные в проекте нормы — мертвы: профессиональные лоббисты (как называет их этот документ) не способны будут выполнять свои профессиональные функции. Поэтому отечественное лоббирование вряд ли сделает даже шаг на пути к прозрачной лоббистской деятельности.

Законопроект предусматривает создание лоббистских организаций, основной целью которых станет подача и продвижение в соответствующих органах власти отраслевых, региональных, корпоративных, общественных, частных и иных индивидуальных и групповых интересов. Лоббистские организации создаются в виде хозяйственных обществ (в этом случае налогообложение деятельности таких организаций осуществляется в общем порядке) и в форме общественной организации. Последние, в случае, если их уставной задачей является продвижение интересов некоммерческих, неприбыльных, общественных и благотворительных организаций или органов местного самоуправления (!), налогообложению не подлежат. Не нужно, словом, даже придумывать схему ухода от налогов — законопроект сам ее закрепляет.

Предусматривается, что лоббистские организации в обязательном порядке получают коллективные лицензии на занятие лоббистской деятельностью и индивидуальные именные лицензии на своих представителей-лоббистов. Лицензия выдается на три года с правом последующего продления.

Кроме того, законопроект закрепляет права лоббистов, гарантирующие последним допуск в Верховный Совет и его структурные подразделения, местные советы и их исполнительные органы, Кабинет Министров Украины, а также возможность (!) встречаться с депутатами и должностными лицами органов исполнительной власти и местного самоуправления. Лоббист имеет право на бесплатное получение любой открытой информации, изучение законопроектов, поправок к ним, проектов иных открытых документов, разрабатываемых по вопросу, который является предметом лоббирования. Но главное — лоббисты имеют право оспаривать действия должностных лиц, ущемляющих их права, в судебном порядке! Впрочем, откровенно говоря, не так уж много у лоббистов прав, чтобы кому-нибудь хватило совести их ущемлять.

ЛОББИ К ОТВЕТУ!

Наиболее противоречивым вопросом в сфере лоббирования является надзор за соблюдением законодательства о лоббистской деятельности. Непонятно пока, кто именно будет контролировать лоббистов (попросту говоря, «подставлять» неугодных и закрывать глаза на деятельность нужных лобби) — заинтересованный или независимый орган. Тем не менее, законопроект предусматривает привлечение лоббистов к ответственности и указывает размеры такой ответственности. Кроме того, лоббист «по закону» может быть оштрафован, может быть приостановлена или аннулирована его лицензия за нарушение законодательства о лоббистской деятельности. Размер ответственности (штрафа) лоббиста-самозванца зависит от того, чьи интересы он лоббирует: если отечественные — штраф от 50 до 100, если иностранные — от 100 до 1000 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.

Не вдаваясь в детальную критику законопроекта, отметим лишь, что он, к сожалению, слишком мягок, а потому — преждевременен. Однако автор этой статьи, будучи сторонником демократических и эволюционных преобразований, все-таки считает, что лоббирование необходимо закреплять в тисках закона. Вот только тиски эти должны быть действительно жесткими.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

ЭВОЛЮЦИЯ СИСТЕМЫ НАКАЗАНИЙ

О ПРОБЛЕМЕ СМЕРТНОЙ КАЗНИ

Деловая практика

КОСВЕННЫЕ МЕТОДЫ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ

Законодательная практика

ЛОББИРОВАНИЕ: МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ

Зарубежная практика

МЕЖПАРЛАМЕНТСКАЯ АССАМБЛЕЯ СТРАН СНГ

АМЕРИКАНСКИЙ СУД ПРИЗНАЛ ВИНУ ARTHUR ANDERSEN

Неделя права

РЕГУЛЯТОРНЫЕ ЧУДАЧЕСТВА

СУДЕБНАЯ РЕФОРМА ОТКЛАДЫВАЕТСЯ

Новости из-за рубежа

РУГАЙТЕСЬ НА ЗДОРОВЬЕ!

KIRCHHOLDING НАЧАЛ ПРОЦЕДУРУ БАНКРОТСТВА

ИСПАНИЯ ВРЕМЕННО ВЫШЛА ИЗ ШЕНГЕНСКОЙ ЗОНЫ

БЫВШИЙ ДИРЕКТОР КрАЗа ПРИГОВОРЕН К 6,5 ГОДАМ

Новости профессии

ПОЧЕТНОЕ ЗВАНИЕ

АЛЛО, МЫ ИЩЕМ СУДЕЙ!

ЧТО ТАКОЕ ICB?

КТО СТАНЕТ ЮРИСТОМ ГОДА?

ПРАВО НА ЖИЛЬЕ

Первая полоса

ОПАЛЬНЫЕ ПОМЕЩИКИ

Прецеденты

УГОЛОВНОЕ ПРАВО

УГОЛОВНОЕ ПРАВО

Судебная практика

«ТРЕТЬЕ» МНЕНИЕ

Тема номера

ИНТЕРНЕТ И ПРАВОСУДИЕ

СТАНЕТ ЛИ ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ БИЗНЕС ЭЛЕКТРОННЫМ?

ВОЗМОЖНА ЛИ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ИНТЕРНЕТ-ИЗДАНИЙ?

Частная практика

МЕЖДУНАРОДНЫЙ АРБИТРАЖ

АРБИТРАЖ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Інші новини

PRAVO.UA