Проведение люстрации государственных чиновников на Украине было и остается одним из требований участников Евромайдана. Следует отметить, что ранее национальное законодательство не предусматривало данной процедуры.
Законодательное оформление люстрации и практика ее применения раскололи посткоммунистическую Европу на сторонников и противников люстрации. Самые жесткие формы люстрация приняла в странах, где гражданское общество наиболее ожесточенно сопротивлялось коммунистическому режиму: в Чехии и Польше.
В посткоммунистических государствах, где у власти остались представители прежнего режима, люстрация не проводилась или не принимала законодательно утвержденных форм (Россия, Беларусь, Румыния, Молдова). В странах же, где к власти через несколько лет после антикоммунистических революций вернулись посткоммунистические партии, процесс люстрации проходил в мягких формах и постепенно затих (Венгрия, Словакия, Болгария).
Объект проверки
После принятия Закона Украины «Об очищении власти» (Закон) государство встало на сложный путь его реализации. Критика отдельных норм сталкивается с неизбежностью их применения. Однако несмотря на негативные отзывы и обсуждение правок к первоначальной версии законопроекта, сделавших его более «мягким», 16 октября Закон вступил в силу. Результат — сотни уволенных чиновников. Вопросы о происходящем процессе и перспективах волнуют также и служащих государственных предприятий. Так что же их ждет?
Согласно Закону, люстрации подлежат лица, занимавшие должности в компартии СССР или одной из союзных республик, начиная от секретаря районного комитета и выше, в комсомольских организациях, а также служившие в структурах КГБ.Увольнения распространяются в том числе и на тех, кто в период с 25 февраля 2010 года по 22 февраля 2014 года сроком более одного года занимал высшие госдолжности или же находился на руководящих постах менее одного года в период с 21 ноября 2013 года по 22 февраля 2014 года и не уволился по собственному желанию.
Кроме того, Закон обязывает руководителей государственных предприятий, в том числе оборонно-промышленного комплекса, а также предприятий, принадлежащих к сфере управления субъекта предоставления административных услуг, пройти «имущественную люстрацию». Это позволяет проверить согласно декларации все имеющееся имущество чиновников и членов их семей на предмет соответствия стоимости имущества их доходам, полученным из законных источников во время пребывания на госслужбе. Они будут уволены с запретом занимать должности в течение десяти лет, если не пройдут люстрацию.
Порядок проведения проверки регулируется следующими нормами: Законом Украины «Об очищении власти», постановлением Кабинета Министров Украины (КМУ) «Некоторые вопросы реализации Закона Украины «Об очищении власти» от 16 октября 2014 года № 563, распоряжением Кабинета Министров Украины «Об утверждении плана проведения проверок в соответствии с Законом Украины «Об очищении власти» от 16 октября 2014 года» № 1025-р (распоряжение № 1025-р).
Организация проведения проверки возлагается на руководителя соответствующего органа, имеющего полномочия уволить с должности лицо, в отношении которого проводится проверка. Руководитель принимает решение о начале проведения проверки и устанавливает дату ее начала, а также ответственное за проведение структурное подразделение.
Принять сведения
Согласно плану проведения проверок, утвержденному распоряжением №1025-р, проведение проверки руководителей государственных предприятий запланировано на март — май 2015 года.
Решение о начале проведения проверки обнародуется в день его принятия на официальном сайте органа, в котором проводится проверка, и в тот же день ответственные структурные подразделения такого органа должны донести данную информацию до ведома лиц, подлежащих проверке.
Лицо, подлежащее проверке, обязано в десятидневный срок со дня проведения проверки в органе подать в ответственное структурное подразделение собственноручно написанное заявление о том, что к нему не применяются запреты, определенные законом, а также о согласии на прохождение проверки и обнародование сведений о ней. Форма заявления предусмотрена постановлением КМУ № 563.
Неподача заявления в установленный срок является основанием для увольнения лица с занимаемой должности не позднее чем на третий день после истечения срока на подачу заявления и применения к нему запрета до 16 октября 2024 года занимать должность.
Подача заявления, в котором лицо сообщает о том, что к нему применяется запрет, является основанием для увольнения лица с занимаемой должности не позднее чем на третий день после подачи такого заявления и применения к нему соответствующего запрета.
Внесение в заявление заведомо неправдивой информации влечет уголовную ответственность, предусмотренную статьей 366 Уголовного кодекса Украины (служебный подлог).
Ответственное структурное подразделение в течение десяти дней со дня поступления заявления лица, подлежащего проверке, на основании сведений, имеющихся в личном деле такого лица, проверяет достоверность сведений о неприменении к нему запретов, предусмотренных законом.
В случае выявления сведений о применении к проверяемому лицу одного из указанных запретов руководитель органа не позднее чем на третий день со дня выявления таких сведений принимает решение об увольнении лица и в тот же день направляет его копию в Минюст.
Сведения об этом лице в течение трех дней вносятся в реестр лиц, в отношении которых применены положения Закона Украины «Об очищении власти» (http://lustration.minjust.gov.ua/register).
Кроме того, в течение трех дней с момента поступления заявления лица о предоставлении согласия на проверку руководитель направляет запросы в утвержденные законодательством компетентные органы по проведению проверки лица на предмет наличия других оснований для применения к нему запретов, определенных данным Законом.
На основании ответа/вывода/копии судебного решения, которые поступили от органов проверки, ответственное структурное подразделение в однодневный срок готовит справку о результатах проверки и подает ее руководителю органа.
Руководитель органа не позднее чем на третий день со дня поступления ответа (ответов)/вывода/копии судебного решения рассматривает справку о результатах проверки лица, направляет в тот же день Минюсту копию справки о результатах проверки лица, к которому не применяются запреты, или в случае установления недостоверности сведений принимает решение об увольнении лица и в тот же день направляет в Минюст копию упомянутого решения и копию справки о результатах проверки, информация из которых в течение трех дней со дня его поступления вносится в реестр.
В таком случае основанием для увольнения является пункт 72 части 1 статьи 36 Кодекса законов о труде: на основаниях, предусмотренных Законом Украины «Об очищении власти».
Соответственно, лицо, не прошедшее проверку, не может до 16 октября 2024 года занимать должности, указанные в частях 1, 2, 4 и 8 статьи 3 Закона.
Все материалы проверки, поступившие к руководителю органа, прилагаются к личному делу лица.
Выводы о проведении проверки достоверности сведений о наличии имущества (имущественных прав), указанных в поданной лицом за предыдущий год декларации, и/или несоответствии стоимости имущества (имущественных прав), указанного (указанных) в декларации лица, приобретенного (приобретенных) за время пребывания на должностях, доходам, полученным из законных источников, решения руководителя соответствующего органа об увольнении лица могут быть обжалованы в суде.
САМАРИНА Леся — адвокат, руководитель Днепропетровского офиса ЮФ «Ильяшев и Партнеры», г. Днепропетровск
Вольга ШЕЙКО, юрист ЮФ «Астерс»
Положения Закона Украины «Об очищении власти» можно однозначно понимать как такие, действие которых во многом будет нуждаться в политическом катализе. Механизмы, предусмотренные данным нормативным документом, прописаны достаточно слабо и нуждаются в принятии дополнительных подзаконных актов для их более-менее автономного функционирования. К тому же концептуальная основа люстрации, закрепленная в этом Законе, необъективно подходит к разным категориям лиц. Например, основанием включения в люстрационный реестр является пребывание в должности, указанной в черном списке, в течение как минимум 12 месяцев в период между 25 февраля 2010 года и 22 февраля 2014 года вне зависимости от оснований увольнения. Таким образом, в люстрационном реестре может оказаться средний чиновник, уволившийся, например, еще в 2010 году, но не имеющий возможности продолжить работу на государственной службе в течение ближайших лет.
Кроме того, запутана ситуация с определением субъектности при проведении люстрации, что может стать главной проблемой при обжаловании решений люстрационных комиссий, ведь положения данного Закона вступают в определенное противоречие как с Конституцией Украины, так и с нормами трудового законодательства.
Юлия МАКАРЕНКО, юрист АФ «Династия»
Закон Украины «Об очищении власти» от 16 сентября 2014 года призван навести порядок в государственных органах власти и органах местного самоуправления. Как мы помним, указанный закон был принят по требованию народа, дабы восстановить справедливость после событий, произошедших на Майдане.
При этом Закон оставляет множество вопросов и не имеет четкого механизма действия, что не позволит ему нормально работать и приведет к необоснованному увольнению лиц. Закон содержит перечень должностей и лиц, которые прямо подпадают под его действие и подлежат увольнению с запретом занимать должности в течение десяти лет. Согласно Закону, компетентный орган должен провести проверку на соответствие должности и вынести решение, результаты которого можно обжаловать в судебном порядке. Однако действие Закона не распространяется на выборные должности, такие как депутаты, уполномоченный по правам человека, конституционные судьи.
Замечу, что в такой редакции закон не очистит власть, поскольку всегда существует вероятность лояльного отношения к «своим» людям, к тому же на сегодня под волну люстрации уже несправедливо попали многие судьи и чиновники.
Богдан Слободян,юрист ЮК FCLEX
Существенным недостатком постановления Кабинета Министров Украины «Некоторые вопросы реализации Закона Украины «Об очищении власти» от 16 октября 2014 года № 563 (постановление № 563) следует считать его ненадлежащую системность. В соответствии с пунктом 5 постановления № 563 руководитель органа или председатель суда, согласно плану проведения проверок, принимает решение о начале проведения проверки в соответствующем органе, в котором устанавливает дату начала проведения проверки. В то же время план проведения проверок в соответствии с Законом Украины «Об очищении власти», утвержденный распоряжением Кабинета Министров Украины от 16 октября 2014 года № 1025-р, носит абстрактный характер, поскольку не устанавливает конкретных дат начала проведения проверок в конкретных органах, судах или государственных предприятиях. Таким образом, существенным является риск обыкновенного затягивания начала люстрационных проверок руководителями всех уровней.Положительная практика обжалования решений об увольнении на основании непрохождения проверки имеет перспективы в силу того, что большое количество оснований для непрохождения люстрационной проверки должно быть установлено судебными решениями в отношении лиц, подлежащих проверке. Пренебрежение данным обстоятельством уполномоченными на люстрацию органами приведет к большому количеству исков о восстановлении на должности уволенных лиц.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…