Лимитированная серия — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Юридическая практика №10 » Лимитированная серия

Лимитированная серия

Рубрика Тема номера
Арест «лимитов НДС» является попыткой отдельных представителей фискальных органов обойти запрет ареста денежных средств на казначейских счетах и заблокировать возможность предприятия реализовать свои права

Ситуации, когда в рамках расследования уголовных производств с признаками совершения уголовных правонарушений в сфере хозяйственной деятельности, в частности, предусмотренных статьями 205 и 212 Уголовного кодекса Украины, судами удовлетворяются ходатайства следователей о наложении арестов на сумму налога на добавленную стоимость (НДС) в системе электронного администрирования НДС (лимита НДС), на которые плательщики НДС имеют право зарегистрировать налоговые накладные и/или расчеты корректировки в Едином реестре налоговых накладных, стали вполне обыденной практикой. Одновременно с наложением ареста на лимиты НДС суды запрещают должностным лицам и работникам предприятий, их представителям по доверенности использовать или какимлибо образом отчуждать вышеуказанное имущество. Это стало сегодня одним из популярных методов давления на бизнес, поскольку таким образом субъекты хозяйственной деятельности фактически лишаются возможности нормально функционировать и платить налоги.

Такая судебная практика является результатом неправильного понимания как отдельными представителями органов досудебного расследования, так и некоторыми следственными судьями сути налога на добавленную стоимость и системы электронного администрирования НДС и, соответственно, в отдельных случаях нарушений с их стороны норм уголовнопроцессуального законодательства при применении вышеуказанных мер обеспечения уголовного производства, что приводит к нарушению прав и охраняемых законом интересов юридических лиц и созданию неоправданных препятствий для осуществления ими законной хозяйственной деятельности и надлежащего исполнения своих обязательств перед бюджетом.

Поскольку в указанных ситуациях усматривается отсутствие правовых оснований и предпосылок для наложения подобных арестов, такие решения впоследствии отменяются судом.

Арестовать можно

Уголовный процессуальный кодекс (УПК) Украины содержит исчерпывающий перечень имущества, на которое может быть наложен арест. Так, согласно пункту 10 статьи 170 УПК Украины арест, как мера обеспечения уголовного производства, может быть наложен на движимое или недвижимое имущество, деньги в любой валюте наличными или в безналичной форме, в том числе средства и ценности, находящиеся на банковских счетах или на хранении в банках или иных финансовых учреждениях, расходные операции, ценные бумаги, имущественные, корпоративные права, в отношении которым постановлением или решением следственного судьи, суда определена необходимость ареста имущества.

Налог на добавленную стоимость не является имуществом и не находится в системе электронного администрирования НДС. Используемая отдельными следственными органами и судами формулировка не всегда в достаточной мере корректна и не полностью отвечает нормам действующего законодательства, регулирующего соответствующие правоотношения. Наверное, стоит ожидать, что в ближайшее время в постановлениях некоторых следственных судей будут фигурировать «фунты» и «фиктари».

В соответствии с пунктом 6.1 статьи 6 Налогового кодекса (НК) Украины налогом является обязательный, безусловный платеж в соответствующий бюджет, взимаемый с налогоплательщиков. Согласно подпункту 14.1.178 пункта 14.1 статьи 14 НК Украины налог на добавленную стоимость — это косвенный налог, который начисляется и уплачивается в соответствии с нормами НК Украины.

Имуществом, как следует из положений статьи 190 Гражданского кодекса (ГК) Украины, считаются отдельная вещь, совокупность вещей, а также имущественные права и обязанности. Вещь в понимании статьи 179 ГК Украины — это предмет материального мира, относительно которого могут возникать гражданские права и обязанности.

Соответственно, ни собственно НДС, ни так называемые лимиты НДС не могут ни при каких обстоятельствах считаться имуществом ни в понимании Гражданского кодекса Украины, ни в понимании статьи 170 УПК Украины.

Арестовать нельзя

Под администрированием налогов, исходя из положений подпункта 14.1.11 пункта 14.1 статьи 14 НК Украины, понимается совокупность решений и процедур контролирующих органов и действий их должностных лиц, определяющих институциональную структуру налоговых отношений, которые организуют идентификацию, учет налогоплательщиков и объектов налогообложения, обеспечивают сервисное обслуживание налогоплательщиков, организацию и контроль за уплатой налогов в соответствии с порядком, установленным законом. Соответственно, система электронного администрирования НДС — это совокупность организационных и технических средств, направленная на обеспечение электронного учета и управления данными.

Электронное администрирование налога на добавленную стоимость регулируется статьей 2001 НК Украины и Порядком электронного администрирования налога на добавленную стоимость, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 16 октября 2014 года 569.

Ни указанная статья Налогового кодекса Украины, ни положения Порядка электронного администрирования НДС не содержат никакой информации о том, что в системе электронного администрирования НДС может даже теоретически быть какоето имущество в виде сумм НДС (даже больше — лимитов НДС), к тому же в виде денежных средств.

Система электронного администрирования НДС не является банковским или иным финансовым учреждением — это лишь система учета налоговых накладных, которые выписываются предприятием по факту совершения хозяйственных операций. Система электронного администрирования НДС ни при каких обстоятельствах не может считаться местом хранения денежных средств предприятия.

Итак, наложение ареста на НДС в системе электронного администрирования НДС, то есть на платеж (его лимиты?) в системе его электронного учета является искажением сути налоговых правоотношений.

На счетах в системе электронного администрирования НДС (электронных счетах), то есть счетах, открытых плательщику НДС Государственной казначейской службой Украины, содержится не НДС (!), а денежные средства плательщика НДС в сумме, необходимой для достижения размера суммы налога, на которую налогоплательщик имеет право зарегистрировать налоговые накладные и/или расчеты корректировки в Едином реестре налоговых накладных, а также в сумме, необходимой для уплаты согласованных налоговых обязательств.

Итог

Таким образом, электронные счета открываются только для плательщиков налога на добавленную стоимость, средства с таких счетов перечисляются в государственный бюджет в счет погашения налоговых обязательств по НДС или на специальные счета и могут быть источником погашения налогового долга только по НДС в соответствии с пунктом 87.1 статьи 87 Налогового кодекса Украины. Кроме того, налогоплательщик не вправе самостоятельно распоряжаться средствами, которые находятся на указанном счете.

При таких обстоятельствах арест «лимитов НДС в системе электронного администрирования» является не чем иным, как попыткой отдельных представителей фискальных органов обойти запрет ареста денежных средств на казначейских счетах и заблокировать предприятию возможность реализовывать в полном объеме свои права налогоплательщика.

В результате описанной выше порочной правоприменительной практики предприятия не могут в нормальном режиме работать и платить налоги в Государственный бюджет Украины.

ЛИТАВСКИЙ Тарас адвокат ЮК «Амбер», гКиев

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Інші новини

PRAVO.UA