Вступило в силу постановление Правления Национального банка Украины «О внесении изменений в постановление Правления Национального банка Украины от 28 августа 2001 года № 369». Данным постановлением вносятся изменения в Положение о применении Национальным банком Украины (НБУ) мер воздействия за нарушение банковского законодательства, а в частности, относительно отзыва банковской лицензии и ликвидации банка.
Простите, а на каких основаниях?
Следует отметить, что основания для отзыва банковской лицензии остались такими же: в случае выявления в предоставленных для получения лицензии документах недостоверной информации; в случае если банк не осуществил ни одной банковской операции на протяжении года со дня получения банковской лицензии; в случае нарушения Закона Украины «О банках и банковской деятельности» или нормативно-правовых актов НБУ, причинившего существенную потерю активов и наступление неплатежеспособности банка; на основании заключения временного администратора о невозможности приведения банка в правовое соответствие с требованиями законодательства; нецелесообразность выполнения плана временной администрации относительно реорганизации банка. Но данное положение дополнено и уточнено пунктами касательно двух последних оснований.
В частности, НБУ может отозвать банковскую лицензию на основании заключения временного администратора о невозможности приведения банка в правовое соответствие с требованиями законодательства в случаях, если: банк является критически недокапитализированным; нет приемлемых предложений акционеров, инвесторов относительно приобретения акций банка и применения других мер по возобновлению надлежащего финансового состояния банка или его реорганизации; акционеры, инвесторы не выполнили своих обязательств относительно оздоровления банка, вследствие чего возобновление надлежащего финансового состояния банка стало невозможным.
Также НБУ может отозвать банковскую лицензию на основании нецелесообразности выполнения плана временной администрации относительно реорганизации банка в случае, если НБУ после рассмотрения поданных временным администратором прогнозных расчетов и плана реорганизации не предоставил согласия на реорганизацию банка, и нет других предложений от акционеров, инвесторов относительно возобновления надлежащего финансового состояния банка; если НБУ отказал собственникам существенной части акций, обратившимся к временному администратору с предложением о реорганизации банка, в разрешении на приобретение или увеличение существенной части в банке-правопреемнике; или же если выполнение заявленных кредиторами реорганизуемого банка требований относительно прекращения и досрочного выполнения обязательств угрожает платежеспособности банка или является невозможным.
А ликвидатор кто?
Что же до самой процедуры ликвидации, то уточнено, что Правление НБУ имеет право принять решение о продолжении процедуры ликвидации банка, если последствиями завершения ликвидации будут существенные потери для вкладчиков и других кредиторов банка или если попытки ликвидатора продать активы оказались безуспешными и нет юридического лица, которому по договору такие активы могли бы быть переданы.
Обновлены и требования к ликвидатору банка. Так, ликвидатором может стать физическое лицо, которое не было уволено по требованию НБУ; в прошлом не было руководителем субъекта хозяйственной деятельности, признанного банкротом в соответствии с законодательством Украины, или руководителем банка, относительно которого НБУ принял решение об отзыве банковской лицензии и ликвидации; имеет опыт работы не менее трех лет в сфере предоставления юридических, аудиторских услуг либо же в банковской системе; на протяжении трех последних лет до даты отзыва лицензии не работало в банке, который ликвидируется; не является ликвидатором в другом банке; не является арбитражным управляющим другого субъекта хозяйственной деятельности. Что же касается юридического лица-ликвидатора, то оно также назначает руководителя ликвидационной процедуры, который должен соответствовать тем же требованиям. Также установлено, что подразделение центрального аппарата, осуществляющего контроль над деятельностью ликвидаторов, перед назначением ликвидатора готовит обоснованное заключение о соответствии лица, которое предполагается назначить ликвидатором, требованиям банковского законодательства и нормативно-правовым актам НБУ. Аналогичные требования установлены и к руководителю ликвидационной процедуры, если ликвидатором назначается юридическое лицо.
Каждый труд должен быть вознагражден
Среди новшеств комментируемого постановления также следует отметить и образец договора о ликвидации банка. Обусловлено и материальное вознаграждение ликвидатора. Так, решение об условиях оплаты работы ликвидатора принимает Комиссия НБУ. А осуществляться такая оплата может в нескольких формах: в постоянной сумме за месяц, в процентах от поступлений на накопительный счет банка средств от продажи и/или возврата активов, а также основная оплата работы в постоянной сумме и дополнительное вознаграждение в процентах от поступлений на накопительный счет банка.
Решение об оплате работы ликвидатора принимается на основании письменного обращения ликвидатора, предоставленной им информации о поступлении на накопительный счет банка средств от продажи и/или возврата активов (в зависимости от условий договора) и расчета суммы оплаты работы ликвидатора. Такие документы подаются ликвидатором в территориальное управление (подразделение центрального аппарата, осуществляющего контроль над деятельностью ликвидаторов) после подачи ежемесячной отчетности и информации о проведенной работе. Решение об оплате работы ликвидатора Комиссия НБУ при территориальном управлении принимает не позднее десяти рабочих дней после поступления от ликвидатора соответствующих документов, а Комиссия НБУ — не позднее двенадцати рабочих дней. После чего ликвидатор имеет право пересчитать средства на определенный им счет. Кроме того, установлено, что на протяжении двадцати рабочих дней со дня своего назначения ликвидатор может заключить от имени банка договор со страховщиками о страховании финансовой ответственности, жизни и здоровья за счет средств банка. Также ликвидатор обязуется через три месяца со дня назначения уведомить территориальные управления по местонахождению банка о мерах, которые были приняты для возврата собственникам ценностей, пребывающих на ответственном сохранении банка, и наличии ценностей, не изъятых собственниками (в случае наличия таковых), с указанием их вида и объема.
Процедурные вопросы
При проведении инвентаризации и оценки активов банка ликвидатор имеет право не включать в перечень активов, которые должны быть оценены с целью первоочередной их продажи: оборотные активы (в частности, задолженность по предоставленным кредитам, ценные бумаги), от которых банк получает доход и владение которыми способствует увеличению ликвидационной массы, задолженность должников банка, относительно которой должны быть приняты меры по ее взысканию в соответствии с законодательством Украины, а также основные средства и нематериальные активы, которые используются на протяжении первого года проведения ликвидации.
Что же касается начального баланса, то он, как и раньше, составляется на первое число месяца, наступившего после завершения инвентаризации. Но обусловлено, что баланс должен подаваться на согласование территориальному управлению не позднее пятнадцати дней после наступления даты, на которую он составлен. Также установлен перечень документов, которые должны прилагаться к такому балансу: акт о приеме имущества (активов) и документов банка от руководителя (или временного администратора в случае, когда отзыву банковской лицензии предшествовала процедура временной администрации), копия приказа о назначении инвентаризационной комиссии и протоколы заседаний инвентаризационной комиссии, утвержденные ликвидатором, а также перечень активов, определенный по результатам инвентаризации и подписанный ликвидатором, на бумажных носителях и в электронном виде, а также копии инвентаризационных описей имущества.
После проведения инвентаризации, оценки имущества (активов) банка и составления баланса ликвидатор начинает продажу имущества, которая должна быть согласована с НБУ. Комиссия НБУ имеет право согласовать продажу имущества по оценочной ликвидационной стоимости в случаях, если: дальнейшее сохранение имущества приведет к потере его стоимости или неэффективным затратам на его хранение; балансовая остаточная стоимость оценочных средств не превышает 1000 гривен; имущество продается после повторной оценки по рыночной стоимости; продажу имущества предполагается совершить в последние двенадцать месяцев, предшествующих сроку окончания ликвидационной процедуры.
В целом же, комментируемое постановление значительно уточнило процедурные вопросы, связанные с отзывом банковской лицензии и ликвидацией банка. Также следует отметить, что многие нормы в новой редакции постановления стали отсылочными, но дополнились некоторыми, более конкретными аспектами рассматриваемой проблемы.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…