Лицензия по национальному признаку — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №29 (760) » Лицензия по национальному признаку

Лицензия по национальному признаку

Рубрика Тема номера

Тема трансграничной деятельности и ее регулирования — безгранична. Не­обходимо заострить внимание на том, как международное право, законодательство и практика Украины определяют пределы компетенции нашего государства в сфере лицензирования деятельности иностранных субъектов.

В этой статье будут рассмотрены различные режимы лицензирования, суще­ствующие на Украине, для двух видов трансграничной деятельности: строительства, морских и речных перевозок. На этих примерах будут очерчены пределы юрисдикции Украины в регулировании трансграничной деятельности иностранных субъектов.

И нашим, и вашим

Регулирование трансграничного оказания услуг связано с целым рядом проб­лем юрисдикции как на уровне национального законодательства, так и на уровне международного права. В частнос­ти, в практике международных отношений и применения международного права традиционно спорным является вопрос о том, насколько далеко за пределы своей территории государство может выйти в применении национального права. В случаях так называемой экстратерриториальности всегда существует потенциал для конфликта с правом других стран. Поэтому применение права одного государства на территории другого должно быть предусмотрено международным договором. В свете этих принципов необходимо толковать внутреннее законодательство Украины, которое определяет виды деятельности, подлежащие лицензированию, и порядок этого лицензирования.

Как известно, на Украине лицензирование тесно связано с личностью получателя, что осложняет решение вопроса о получении лицензии на определенный вид деятельности, осуществляемой иностранными лицами.

Территориальный принцип является принципом применения национального законодательства «по умолчанию» как в международном праве, так и в украинском законодательстве, соответственно, лицензированию подлежит деятельность, осуществляемая только на территории Украины.

Однако, учитывая, что в национальном законодательстве лицензирование является «личным» процессом, а лицо, осуществляющее деятельность, в данном случае является продуктом иностранного законодательства, мы сталкиваемся с проблемой регулирования такого иностранного лица. Сложившаяся на сегодняшний день практика свидетельствует, что иностранные юридические лица могут обращаться за лицензией, если они имеют надлежащим образом зарегистрированное постоянное представительство на Украине. Иными словами, государство требует создания юридической базы лица, осуществляющего деятельность на Украине.

На первый взгляд, Закон Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» от 1 июня 2000 года № 1775-III не предусматривает ограничений в отношении лицензирования иностранных лиц. Согласно статье 1 указанного Закона, субъекты хозяйствования — это зарегистрированные в установленном порядке юридические лица, независимо от их организационно-правовой формы. Согласно части 2 статьи 55 Хозяйственного кодекса Укра­ины, субъектами хозяйствования мо­гут быть юридические лица, осуществляю­щие хозяйственную деятельность и зарегистрирован­ные в установленном законом порядке.

Указанные общие нормы не уточняют, входят ли в перечень субъектов хозяйствования иностранные юридические лица. Этот вопрос регулируется на уровне разъяснений, административной и судебной практики.

Так, Государственная служба Украины по вопросам регуляторной политики и развития предпринимательства (Госком­предпринимательства) в своем письме от 8 августа 2002 года разъяснила, что иностранные компании могут обращаться за получением строительных лицензий, только зарегистрировав на Украине постоянное представительство. Такой же позиции придерживаются и суды (в частности, определение Севастопольского апелляционного хозяйственного суда от 30 мая 2011 года по иску Федерального государственного унитарного государственного предприятия «Государственный космический научно-производственный центр имени М.В. Хруничева» в лице филиала «Пансионат «Планета» к Министерству здравоохранения Украины).

Такая позиция Госкомпредприни­ма­тельства и судов является правильной как с формальной точки зрения, так и с точки зрения интересов государства.

С формальной точки зрения, можно сослаться на статью 29 Закона Украины «О международном частном праве», в которой говорится о том, что для иностранных юридических лиц на Украине установлен национальный режим деятельности, если иное прямо не установлено законом. По линейным перевозкам и строительству такой режим не установлен, что подтвердила Украина при вступлении в ВТО в своем Графике специфических обязательств в сфере услуг.

Кроме того, учитывая, что постоянное представительство подлежит регистрации и налогообложению на Украине (и на практике имеет меньше средств для налогового планирования и снижения налоговых обязательств), не имеет смысла находить различия между иностранными заявителями, которые создали на Украине дочернее предприятие, и теми, кто обращается за лицензией через постоянное представительство.

Таким образом, режим лицензирования на Украине требует сочетания двух факторов: (1) проведения деятельности на Украине и (2) наличия в нашем государстве регулируемой «базы» — будь то украинское юридическое лицо или зарегистрированное представительство иностранца. Далее эти факторы будут рассмотрены подробнее.

Вопрос представительства

Для строительной компании, заинтересованной, например, только в разовом проекте на территории Украины, создание представительства или дочернего предприятия нецелесообразно. Поэтому некоторые компании могут использовать определенную комбинацию договоров аренды оборудования, консультационных услуг и аренды персонала.

В международной практике аренда строительного оборудования как такового не рассматривается как создание постоянного представительства. Модельная конвенция по налоговым вопросам Орга­низации экономического сотрудничества и развития (Модельная конвенция ОЭСР) использует термин «permanent establishment», который имеет несколько иную семантическую нагрузку, чем русский термин «постоянное представительство». Ситуация осложняется, если оборудование передается в аренду с персоналом или если арендодатель сохраняет определенную меру оперативного контроля за оборудованием. Важным фактором в решении вопроса о том, существует ли постоянное представительство, является длительность нахождения оборудования на территории страны, где производятся работы.

В международной практике существует мнение, что предоставление оборудования с персоналом приближает компанию к установлению постоянного представительства в стране пребывания. Однако на Украине этот аргумент не работает, если аренда оборудования юридически отделена от аренды персонала, поскольку пункт 14.1.193 статьи 14 Налогового кодекса Украины не относит предоставление услуг персонала к факторам, ведущим к созданию постоянного представительства. Также указанная статья не относит к постоянному представительству строительное оборудование, которое одновременно является морским судном.

Таким образом, можно сделать вывод, что строительство, продолжающееся свыше определенного срока, всегда приводит к созданию постоянного представительства, однако не всегда подтверждается при более скрупулезном анализе правовой формы, в которой ведется строительство. Когда характер присутствия строительной компании свидетельствует о создании постоянного представительства на территории страны, такая деятельность становится лицензируемой.

Возникают сложности и с определением как лицензируемой деятельности, связанной с морскими перевозками. Как было сказано выше, в международном праве решающим является фактор территории, на которой проводится деятельность. Но как определить, будет ли такая деятельность считаться осуществляемой на территории Украины? Если перевозка осуществляется между пунктом за границей и пунктом на территории Украины, часть маршрута неизбежно будет в нашей стране. Можно ли в таком случае утверждать, что деятельность ведется на Украине? Практика государств демонстрирует, что при трансграничных перевозках лицензирование осуществляет государство перевозчика. Такой же точки зрения придерживается и наше государство: деятельность по трансграничным водным перевозкам не считается лицензируемой, поскольку не ведется на Украине. Такой вывод можно сделать, обратившись к фактору «базы» на Украине. В ситуации, когда у перевозчика отсутствует на Украине постоянное представительство, деятельность признается осуществляемой за пределами Украины и не подлежащей лицензированию.

СОРОЧИНСКИЙ Николай — к.ю.н., старший юрист ЮФ «АНК», г. Одесса

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Агрорынок

Частная практика

МЮФ Baker & McKenzie консультирует CME Group в связи с запуском фьючерсного контракта на черноморскую пшеницу

«Авеллум Партнерс» консультирует группу «Кернел»

Актуальный документ

Документы и аналитика

Истребование информации

Акцент

Kyiv защитил star

Государство и юристы

Незаслуженный отдых

Государство и юристы

Новости законотворчества

Комитет поддержал антикоррупционные изменения

Государство и юристы

Не для печати

Государство и юристы

Новости законотворчества

О госрегулировании рынков финансовых услуг

Минюст предлагает проводить платные судэкспертизы по заказу участников уголовного процесса

Документы и аналитика

Следователь фискалам не поможет

Зарубежная практика

Мобильные войны

«Голое» оправдание

Неделя права

Судьбоносное перенесение

Самоуправление удовлетворено

Неделя права

Новости из-за рубежа

Защита детей в Интернете

Осужден полевой командир

Полный запрет

Неделя права

За волокиту не наказывать!

Вторая волна

Новости из зала суда

Судебная практика

Артем Суббота снова судится с ВККС

Приговорен за получение взятки

Не уплатили судебный сбор в полном объеме

Новости юридических фирм

Частная практика

ЮФ «Лавринович и Партнеры» добилась отмены налогового уведомления-решения на сумму 453 млн грн

Integrites сопровождает компанию ConvaTec по вопросам защиты персональных данных

Антонина Пахаренко-Андерсон вошла в руководящий состав ICC Ukraine

ЮК Jurimex предоставляет юридическую помощь телеканалу TVI

МЮФ Salans выступает юридическим советником Axtone Group

Анна Поддубная стала партнером АФ «Династия»

ЮФ «АНК» — соорганизатор круглого стола о влиянии нового закона о портах на деятельность экспедиторов

Отрасли практики

Управа на управляющих

Меж двух судов

Давай оспорим

Рабочий график

КАЛЕНДАРЬ на неделю

СТРАНИЦА ИЗ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКА ЮРИСТА

Решения недели

Судебная практика

Затраты включены в стоимость

Предусмотреть бюджетом

Дело в технологиях

Самое важное

Мастер-класс от оппонентов

Не по регламенту

Троянский конь в НК

Рекомендации «на потоке»

Судебная практика

Резервы с риском

Суд и огород

Судебная практика

Судебные решения

Долг за коммунальные услуги можно взыскать с учетом инфляционных потерь и 3% годовых

В период действия моратория на удовлетворение требований кредиторов к предприятию могут применяться административно-хозяйственные санкции

Об изменении условий договора аренды государственного имущества в судебном порядке

На автозаправочных станциях не обязательны текстовые указатели «Курение запрещено»

Судебная практика

Выбор не сделан

Тема номера

Лицензия по национальному признаку

Неопровержимый FATF

Точка возврата

Частная практика

Право на отдыхе

Ассоциация с реформой

Юридический форум

Проигрышный вариант

Інші новини

PRAVO.UA