С 1 января 2013 года вступила в силу статья 265 Налогового кодекса (НК) Украины, которой введен налог на недвижимое имущество, отличное от земельного участка.
Однако законодатель решил, что указанные нормы требуют усовершенствования, поскольку имеет место социальная несправедливость, а именно: наблюдается неравное положение граждан, владеющих несколькими незначительными и старыми объектами недвижимости, по отношению к гражданам, владеющим элитной недвижимостью.
Это и послужило причиной внесения в парламент законопроекта «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины (относительно налога на недвижимое имущество, отличное от земельного участка)» от 13 февраля 2013 года № 2292.
На сегодня физические лица — владельцы жилой недвижимости имеют льготу по уплате указанного налога, если объем жилой площади не превышает:
— 120 м2 — для одной квартиры;
— 250 м2 — для одного жилого дома.
Такая льгота предоставляется плательщику один раз за отчетный период и применяется к недвижимости, где он зарегистрирован, или по его выбору к другому объекту. Таким образом, если плательщик владеет двумя квартирами или квартирой и жилым домом, то льготой он может воспользоваться только по отношению к одному из таких объектов.
При этом база налогообложения исчисляется отдельно по каждому из них.
Законопроектом же предполагается, что льгота по уплате налога для физических лиц будет применяться к суммарной жилой площади принадлежащих им объектов жилья, независимо от количества и вида таких объектов. Она же определяется как база налогообложения.
Кроме того, законодатель вводит еще одну льготу: для различных видов объектов жилой недвижимости (в случае собственности налогоплательщика на квартиру и жилой дом одновременно) база налогообложения уменьшается на 370 м2.
Жилая недвижимость, принадлежащая религиозным организациям Украины, уставы (положения) которых зарегистрированы в установленном законом порядке, исключена из числа объектов налогообложения.
Значительное внимание авторы проекта уделили администрированию налога, которое будет осуществляться налоговым органом по месту жительства (регистрации) физического лица.
Плательщику предоставляется право провести сверку с налоговым органом, находящимся по месту его регистрации (налоговый адрес), относительно самих объектов (их типа, количества, площади) и, конечно же, начисления налога.
Зачисление суммы налога будет производиться в местные бюджеты, на территории которых находится объект налогообложения. Распределяться налог будет пропорционально налогооблагаемой площади каждого объекта независимо от того, где зарегистрирован и/или проживает плательщик.
Для лиц, проживающих в сельской местности, законопроектом предлагается упростить процедуру уплаты налога, а именно: вносить его прямо в кассу сельсовета с получением соответствующей квитанции.
МУРАВЬЕВА Екатерина — старший юрист ЮК Jurimex, г. Киев
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…