25 июня 2016 года вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно отмены обязательности государственной регистрации иностранных инвестиций» от 31 мая 2016 года № 1390-VIII (Закон).
Гарантии для инвестиций
Закон Украины «О режиме иностранного инвестирования» предусматривает гарантии иностранным инвестициям в случае изменения законодательства Украины, гарантии от принудительных изъятий и незаконных действий государственных органов и должностных лиц, компенсации и возмещение убытков иностранным инвесторам, гарантии в случае прекращения инвестиционной деятельности, гарантии перевода прибыли, доходов и других средств, полученных в результате осуществления иностранных инвестиций.
Вместе с тем для иностранных инвесторов всегда было интересно воспользоваться положением части 2 статьи 287 Таможенного кодекса Украины, согласно которой товары (кроме товаров, предназначенных для реализации или использования с целью, непосредственно не связанной с осуществлением предпринимательской деятельности), ввозимые на таможенную территорию Украины на срок не менее трех лет иностранными инвесторами с целью инвестирования на основании зарегистрированных договоров (контрактов) или как взнос иностранного инвестора в уставный капитал предприятия с иностранными инвестициями, освобождаются от уплаты ввозной пошлины.
Несмотря на такие важные гарантии и преимущества со стороны украинского законодательства, незарегистрированные инвестиции были всегда. Причин тому было много, и время от времени они могли меняться. Случалось, что инвестор не знал о такой возможности или в регистрации иностранной инвестиции было отказано на формальных основаниях.
Тем не менее разницы между зарегистрированными и незарегистрированными инвестициями по сути нет. В обоих случаях инвестор уже вложил свои активы в украинскую экономику и должен быть уверен в их защите государством. То же касается и льгот, которые получали зарегистрированные иностранные инвестиции.
Однако на практике владельцы незарегистрированных иностранных инвестиций сталкивались с проблемами их возвращения с Украины, защиты от посягательств конкурентов в судах и правоохранительных органах и т.п.
Без сомнения, предоставление льгот и гарантий только зарегистрированным инвестициям было дискриминационным явлением по отношению к незарегистрированным инвестициям.
Кроме того, отсутствовала реальная причина необходимости регистрации инвестиций. Ведь факт наличия инвестиции подтверждался договорами или уставными документами предприятия, где в том числе содержалось и описание самой инвестиции. Информация о конечных бенефициарах предоставлялась государственным органам при выполнении других формальностей (например, при смене собственников предприятия информация о бенефициарах вносится в Единый государственный реестр юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований).
Устранение дискриминации
С принятием Закона об отмене обязательности государственной регистрации иностранных инвестиций были внесены изменения в ряд нормативных актов.
Очевидно, что в первую очередь иностранные инвесторы ощутили (или ощутят) упрощение процедур при таможенной очистке имущества, вносимого в качестве вклада иностранного инвестора в уставный капитал предприятия с иностранными инвестициями.
В частности, Законом отменена часть 5 статьи 13 Закона Украины «О режиме иностранного инвестирования» от 19 марта 1996 года № 93/96-ВР и часть 3 статьи 395 Хозяйственного кодекса Украины, принятого в 2003 году, которые по смыслу были идентичны. Указанными нормами предполагалось, что незарегистрированные иностранные инвестиции не дают права на получение льгот и гарантий, предусмотренных законодательством для иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями.
Напомним, что хотя на бумаге процесс регистрации иностранной инвестиции и происходил по «явочному» принципу, на самом деле инвестору нужно было получить согласование от таможенных и налоговых органов, а также органов местной исполнительной власти. При этом каждый из них предъявлял свои требования к пакету документов. Поэтому, когда любой из указанных органов отказывал в согласовании пакета документов, инвестиция не регистрировалась, а инвестору приходилось уплачивать ввозную пошлину с имущества, которое вносилось как взнос иностранного инвестора в уставный капитал предприятия с иностранными инвестициями. Конечно, такая ситуация служила плодородной почвой для развития коррупции в этой сфере отношений.
Дальнейшая гармонизация
По данным Государственной службы статистики Украины, по состоянию на 1 апреля 2016 года объем прямых иностранных инвестиций (акционерный капитал) из стран мира в экономику Украины составил 42 820 200 000 долл. США. Надеемся, что отмена регистрации иностранной инвестиции будет способствовать улучшению инвестиционного климата в стране и, как следствие, увеличению иностранных инвестиционных проектов.
Тем не менее следует отметить, что гармонизация законодательства в этом вопросе требует дальнейшего совершенствования и внимания государственных органов. В частности, пунктом 4 заключительных положений Закона Кабинету Министров Украины поручено в течение одного месяца со дня вступления в силу настоящего Закона привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с ним и обеспечить пересмотр и отмену министерствами и другими центральными органами исполнительной власти их нормативно-правовых актов, противоречащих Закону.
Однако до сих пор являются действующими Порядок подтверждения органами государственной налоговой службы информационных сообщений о фактическом внесении иностранных инвестиций и векселей, выданных при ввозе на Украину имущества в качестве вклада иностранного инвестора в уставный фонд предприятия с иностранными инвестициями, а также по договорам (контрактам) о совместной инвестиционной деятельности (утвержден приказом Государственной налоговой администрации Украины от 29 июня 2005 года № 238) и Порядок государственной регистрации (перерегистрации) иностранных инвестиций и ее аннулирования (утвержден постановлением Кабинета Министров Украины от 6 марта 2013 года № 139).
В заключение отметим следующее: согласно заключительным положениям Закона, иностранные инвестиции, которые были зарегистрированы до его вступления в силу, и иностранные инвестиции, которые не зарегистрированы до вступления в силу настоящего Закона, имеют равное право на получение льгот и гарантий.
АЛЕКСАНДРОВ Сергей — юрист департамента корпоративной практики ЮК «Алексеев, Боярчуков и Партнеры», г. Киев,
САКАЛ Татьяна — помощник юриста департамента корпоративной практики ЮК «Алексеев, Боярчуков и Партнеры», г. Киев
Привлекательный объект
Александр ШКУДУН,
ведущий юрист ЮК MORIS GROUP
Иностранные компании, рассматривающие возможность инвестирования, зачастую не желали иметь дело с нашим государством из-за чрезмерной бюрократизации, неясности норм законодательства, коррупции.
В этой связи отмена обязательной государственной регистрации иностранных инвестиций является, на мой взгляд, верным, но недостаточным шагом в диалоге с потенциальным инвестором.
Ведь для того чтобы инвесторы пришли в страну, в первую очередь она сама должна стать привлекательным объектом для инвестирования.
Предприятия должны работать и зарабатывать, следует уменьшить налоговую нагрузку, упростить отчетность, а также исключить коррупционную составляющую, связанную с попытками власть имущих во что бы то ни стало нажиться на предприятиях с иностранными инвестициями.
Потенциальному инвестору нужно предложить понятные правила игры и льготные условия при осуществлении хозяйственной деятельности для долгосрочного взаимовыгодного сотрудничества.
А в сложившейся экономической ситуации, в условиях продолжающихся военных действий на востоке страны, когда большинство предприятий являются убыточными, лишь сам факт отмены регистрации инвестиций вряд ли существенно повлияет на улучшение инвестиционного климата.
Свобода движения
Константин БУЯЛО,
партнер АО Officium, международный адвокат в Словацкой Республике
Обязательную регистрацию иностранных инвестиций, существовавшую в нашей стране в течение десяти лет, следует рассматривать не иначе как некий анахронизм, диссонирующий с европейскими устремлениями Украины. Напомню: европейская интеграция основана на принципе четырех свобод, одной из которых как раз и является свободное движение капиталов. Так что дерегуляцию в этом вопросе следует только приветствовать.
Со вступлением в силу Закона Украины № 1390-VIII устраняются возможности бюрократических злоупотреблений, которые, случалось, блокировали регистрацию отдельных инвестиций. Теперь на все иностранные инвестиции независимо от факта их регистрации распространяются привилегии и преимущества, предусмотренные в международных договорах Украины о содействии и взаимной защите инвестиций и в национальном законодательстве, включая запрет национализации и таможенные льготы. Более того, как представляется, уровень защищенности инвесторов даже повысится, ведь никто не сможет отказать в защите на том основании, что его инвестиция не зарегистрирована.
Нерешающий фактор
Мирослава САВЧУК,
старший юрист ЮФ Aequo
Принятие закона, которым отменено требование о государственной регистрации инвестиций, безусловно, положительный шаг, однако необходимы и дальнейшие изменения законодательства.
Во-первых, должны быть отменены подзаконные акты, принятые ранее для практической реализации регистрации инвестиций (например, соответствующий порядок регистрации), а также внесены соответствующие изменения в другие законодательные акты, которые содержат ссылки на такую регистрацию и вносят неопределенность в применении законодательства.
Во-вторых, чтобы говорить о системных изменениях, одного закона недостаточно, хоть он и свидетельствует о положительных тенденциях реформирования законодательства. Так, сама по себе необходимость регистрации инвестиций никогда не была решающим фактором для инвестора при принятии решения, стоит ли инвестировать в экономику Украины. Гораздо большее негативное влияние на инвестиционный климат имеют неожиданные и частые изменения налогового законодательства, многочисленные валютные ограничения, отсутствие надлежащей защиты инвестиций, в том числе и в связи с недостатками в работе судебной и правоохранительной систем.
Именно реформирование указанных сфер должно стать следующим шагом для реального улучшения инвестиционной среды в средне- и долгосрочной перспективе.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…