Несмотря на все принятые с момента обретения Украиной независимости меры, уровень поступлений в наше государство капиталов из-за границы остается на достаточно низком уровне. Согласно данным Государственной службы статистики Украины, по состоянию на 1 января 2013 года общий объем прямых иностранных инвестиций, внесенных в экономику страны, составил 54 462,4 млн долл. США. Этот показатель оказался на 8,2 % выше результата в начале прошлого года. В то же время потребность украинской экономики в инвестициях значительно больше.
Одним из самых важных условий привлечения иностранных инвесторов на Украину является налоговое регулирование. Создание четких правовых норм в сфере налогообложения служит дополнительной гарантией соблюдения прав инвесторов.
Действующий сегодня режим налогообложения предприятий с иностранными инвестициями практически идентичен режиму, предусмотренному законодательством для обычных украинских налогоплательщиков. Согласно части 2 статьи 394 Хозяйственного кодекса Украины, отношения по налогообложению иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями регулируются налоговым законодательством Украины.
Статьей 20 Закона Украины «О режиме иностранного инвестирования» определено, что предприятия с иностранными инвестициями уплачивают налоги в соответствии с законодательством Украины. Этим законом не предусмотрены какие-либо льготы при создании предприятий с иностранными инвестициями, которые могли бы существенно повлиять на увеличение их объема на территории нашей страны. Тем не менее налоговое законодательство Украины все же содержит ряд особенностей, касающихся налогообложения иностранных инвестиций.
Согласно статье 18 Закона Украины «О режиме иностранного инвестирования», обложение таможенной пошлиной имущества, ввозимого на Украину как взнос иностранного инвестора в уставный капитал предприятий с иностранными инвестициями (кроме товаров для реализации или использования в целях, непосредственно не связанных с ведением предпринимательской деятельности), осуществляется в порядке, установленном Таможенным кодексом (ТК) Украины.
Статья 287 ТК Украины предусматривает, что товары (кроме товаров для реализации либо использования с целью, непосредственно не связанной с ведением предпринимательской деятельности), которые ввозятся на таможенную территорию Украины на срок не менее трех лет иностранными инвесторами с целью инвестирования на основании зарегистрированных договоров (контрактов) или как взнос в уставной капитал предприятия с иностранными инвестициями, освобождаются от уплаты ввозной пошлины.
Определенные особенности освобождения от обложения пошлиной также предусмотрены постановлением Кабинета Министров Украины от 7 августа 1996 года № 937 «Об утверждении Порядка выдачи, учета и погашения векселей, выданных во время ввоза на Украину имущества как взноса иностранного инвестора в уставный фонд предприятия с иностранными инвестициями, а также по договорам (контрактам) о совместной инвестиционной деятельности и уплаты ввозной пошлины в случае отчуждения этого имущества». В частности, пропуск имущества на территорию Украины таможенные органы осуществляют на основании выданного предприятием простого векселя на сумму пошлины с отсрочкой платежа не более чем на 30 дней со дня оформления ввозной грузовой таможенной декларации. За указанный период для погашения векселя предприятие должно включить имущество в свой баланс и получить об этом отметку на экземпляре векселя от налоговой инспекции по своему местонахождению.
Такая инвестиция не должна быть отчуждена в течение трех лет со дня ее зачисления на баланс предприятия, иначе указанное выше освобождение от обложения пошлиной теряет свою силу.
Также иностранные инвестиции освобождаются от налогообложения налогом на прибыль. Согласно подпункту 136.1.3 пункта 136.1 статьи 136 Налогового кодекса (НК) Украины, доходы в виде сумм денежных средств или стоимости имущества, поступающие налогоплательщику в виде прямых инвестиций или реинвестиций в корпоративные права, эмитированные таким налогоплательщиком, в том числе денежные или имущественные взносы в соответствии с договорами о совместной деятельности на территории Украины без создания юридического лица, не учитываются для определения объекта обложения налогом на прибыль.
Особых льгот по уплате налога на добавленную стоимость (НДС) для иностранных инвесторов на Украине не установлено. Анализируя подпункт 196.1.4 пункта 196.1 статьи 196 НК Украины, можно прийти к выводу, что внесение иностранных инвестиций денежными средствами не является объектом обложения НДС. Зато внесение имущества (основных фондов) в уставный капитал украинских предприятий в качестве иностранной инвестиции подлежит обложению указанным налогом на общих основаниях.
Государство пытается с помощью различных рычагов контролировать и привлекать иностранные инвестиции на Украину. Так, Верховный Совет Украины принял законы, которые внедряют ряд льгот в сфере осуществления иностранного инвестирования. Указанными нормативными актами являются Закон Украины «О внесении изменений в Таможенный кодекс Украины» от 6 сентября 2012 года № 5210-VI (Таможенный закон) и Закон Украины «О внесении изменений в раздел XX «Переходные положения» Налогового кодекса Украины относительно особенностей налогообложения субъектов хозяйствования, реализующих инвестиционные проекты в приоритетных отраслях экономики» от 6 сентября 2012 года № 5211-VI (Налоговый закон). Законы вступили в силу с 1 января 2013 года.
Налоговым законом были внедрены следующие льготы для утвержденных инвестиционных проектов компаний в приоритетных отраслях экономики:
— снижение налоговых ставок и освобождение от уплаты налога на прибыль. Прибыль, полученная от реализации утвержденного инвестиционного проекта подлежит налогообложению по следующим ставкам: 0 % с 1 января 2013 года по 31 декабря 2017 года, 8 % с 1 января 2018 года по 31 декабря 2022 года. С 1 января 2023 года прибыль, полученная в результате реализации утвержденных инвестиционных проектов, будет облагаться налогом по общей ставке налога на прибыль предприятий (которая с 1 января 2014 года составит 16 %);
— ускоренная амортизация. К недвижимости и капитальным расходам на улучшение земель, используемых в соответствующем инвестиционном проекте, может быть применена амортизация методом ускоренного уменьшения остаточной стоимости (который по общему правилу применяется только для амортизации машин и оборудования).
Согласно Таможенному закону, импорт оборудования и комплектующих изделий к нему с целью реализации утвержденных инвестиционных проектов до 1 января 2018 года освобождается от обложения ввозной пошлиной при условии, если они: не производятся на Украине; являются новыми (не были в использовании); не являются подакцизными товарами на Украине; были изготовлены не более трех лет до момента государственной регистрации инвестиционного проекта.
Таким образом, можно сделать вывод, что каких-либо льгот, которые существенно повлияли бы на привлечение иностранных инвестиций на территорию Украины, действующее налоговое законодательство не предусматривает. Однако можно наблюдать несущественные изменения в сторону их создания.
В связи с этим интересен иностранный опыт. Так, в США на уровне штатов применяются следующие льготы: снижение ставки налогообложения, а также особые льготные ставки ускоренной амортизации. Наиболее гибким и либеральным является инвестиционное и налоговое законодательство штата Делавэр, который во многом имеет статус сродни статусу оффшорных зон. Именно поэтому здесь в больших масштабах регистрируются различные компании и корпорации, в том числе дочерние компании иностранных инвесторов. Законодательство многих других штатов не менее привлекательно для предприятий с иностранными инвестициями. Например, во Флориде, Нью-Йорке, Иллинойсе и Калифорнии создается значительное количество корпораций с иностранными инвестициями. С 1993 года в ряде штатов действуют так называемые корпорации с ограниченной ответственностью (Limited liability corporation, LLC), сочетающие преимущества корпорации и партнерства: у них есть ограниченная ответственность и одновременно они не облагаются налогом на прибыль корпораций (выплачивается участниками LLC как индивидуальный подоходный налог).
Украина относится к категории стран, в которых действует достаточно ограниченный круг льгот для иностранных инвесторов. Закон «О режиме иностранного инвестирования» закрепляет равные налоговые условия для всех инвесторов — как резидентов, так и нерезидентов, устанавливая для иностранных инвесторов национальный режим инвестиционной и другой хозяйственной деятельности. Еще одним шагом на пути создания одинакового правового режима для всех субъектов предпринимательской деятельности на Украине можно назвать Закон Украины «Об устранении дискриминации в налогообложении субъектов предпринимательской деятельности, созданных с использованием имущества и средств отечественного происхождения». Положение части 1 статьи 5 этого закона является основанием как для отказа в предоставлении, так и для прекращения ранее предоставленных льгот актами инвестиционного законодательства в сфере валютного и таможенного регулирования и взимания налогов, сборов (обязательных платежей) предприятиям с иностранными инвестициями, их дочерним предприятиям, а также филиалам, отделениям, другим обособленным подразделениям, включая постоянные представительства нерезидентов, независимо от времени внесения иностранных инвестиций и их регистрации. Конституционный Суд Украины по делу № 1-17/2002 о налогообложении предприятий с иностранными инвестициями от 29 января 2002 года дал официальное толкование положений указанного закона и подтвердил необратимость прекращения ранее предоставленных льгот.
В то же время Закон «О режиме иностранного инвестирования» не исключает возможности предоставления льгот иностранным инвесторам на основе украинского законодательства, международных соглашений Украины, в рамках реализации инвестиционных проектов, осуществляемых в соответствии с государственными программами развития приоритетных отраслей экономики, социальной сферы и территорий. Более того, он гарантирует применение таких льгот, если они предоставлены после введения в действие этого закона, в течение десяти лет с момента вступления в силу специального законодательства Украины об иностранных инвестициях, которое может изменять гарантии их защиты.
Таким образом, применение налоговых льгот в соответствии с национальным законодательством стало возможным только для отдельных категорий инвесторов, субъектов предпринимательской деятельности или на отдельных территориях в пределах Украины. И неудивительно, что иностранный инвестор не хочет вкладывать средства в экономику нашей страны. Государству стоит задуматься о необходимости привлечения иностранного капитала и о фундаментальных изменениях в этой сфере.
ЗВЯГИНА Екатерина — юрист ЮК Jurimex, г. Киев
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…