Лекарство от ТВ — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №38 (717) » Лекарство от ТВ

Лекарство от ТВ

Сегодня уже можно смело ут­вер­ждать, что ответ на вопрос, как дешево и сердито повысить благосостояние населения Украины и при этом улучшить состояние его здоровья без дополнительных затрат бюджетных средств, найден — для этого нужно запретить рекламу лекарственных средств (ЛС).

Запрет на самолечение

Комитетом Верховного Совета Украины по вопросам здравоохранения подготовлен к рассмотрению во втором чтении самый радикальный из ограничивающих рекламу ЛС законопроектов — № 7007 от 21 июля 2010 года «О внесении изменений в некоторые законодательные акты в сфере здравоохранения (относительно усиления контроля за обращением лекарственных средств, пищевых продуктов для специального диетического потребления, функциональных пищевых продуктов и диетических добавок)». 21 декабря 2010 года он был принят Верховным Советом Украины в первом чтении. Данный законопроект предусматривает внесение соответствующих изменений в четыре закона Украины. При этом новыми редакциями статей 26 Закона о ЛС и 21 Закона Украины «О рекламе» предлагается рекламу лекарств, направленную на конечного потребителя, запретить полностью.

Пояснительной запиской к законопроекту № 7007 необходимость запрета обоснована бесполезными тратами населения на ненужные ему товары и особо опасными последствиями применения ненужных нам препаратов. Как свидетельствует пункт 2 Пояснительной записки, этот законопроект имеет целью: «предотвращение распространения практики самолечения путем запрета рекламы лекарств и запрета реализации лекарственных средств, которые должны отпускаться по рецепту врача, без предъявления такого рецепта, а также усиление контроля за достоверностью рекламы медицинских изделий и пищевых продуктов для специального диетического потребления, функциональных пищевых продуктов и диетических добавок».

Реклама — угроза генофонду

Согласно Европейской конвенции о трансграничном телевидении, ратифицированной Верховным Советом Украины 17 декабря 2008 года, запрещается трансляция рекламы лишь рецептурных ЛС (часть 3 статьи 15). Ни один безрецептурный препарат не содержит противопоказаний или побочных эффектов, которые могли бы привести к таким тяжелым последствиям от его бесконтрольного применения, как «значительное ухудшение здоровья» или даже смерть — это подтверждается инструкцией по медицинскому применению любого из них, утвержденной Министерством здравоохранения Украины на основании данных клинических исследований.

В отличие от ЛС, специальные пищевые продукты (БАД) не проходят тщательной проверки основных критериев к применению: качество — эффективность — безопасность.

Подытоживая, авторы законопроекта объединяют совершенно разные ситуации относительно рекламы лекарств, медицинских изделий и БАДов и отмечают, что «на законодательном уровне созданы предпосылки, когда недостаточно осведомленные и, как правило, необразованные в медицинских вопросах потребители, доверяя рекламе, занимаются самолечением, а также лечат своих детей без предварительных консультаций и советов специалистов с помощью лекарств, медицинских изделий и БАДов. Такая ситуация составляет прямую угрозу здоровью нации и ее генофонду».

Некогда болеть

Отвечает ли этот законопроект другим законам Украины, в частности, Конституции и международным договорам Украины?

Право граждан «свободно собирать, хранить, использовать и распространять информацию» определено статьей 34 Конституции Украины и преду­сматривает, в частности, право на беспрепятственную возможность быть проинформированным со всех общедоступных источников, в том числе из рекламы.

Согласно статье 50 Конституции Украины, каждому гарантируются право свободного доступа к информации о качестве пищевых продуктов и право на распространение такой информации. Поэтому право на информацию о качестве ЛС, которые вместе с пищевыми продуктами являются продуктами социального значения, является стратегическим и не может быть отменено.

Действующим законодательством Украины о рекламе (статья 21 Закона Украины «О рекламе») в общедоступных СМИ разрешена лишь реклама безрецептурных ЛС. Эти нормы отвечают положениям международных актов, в частности, реклама препаратов ОТС (безрецептурных) разрешена Директивой Европейского парламента и Совета ЕС 2001/83/ЕС от 6 ноября 2001 года.

Соответственно, реклама лекарств не запрещена ни в одной цивилизованной стране мира (лишь определенные ограничения телерекламы есть в Норвегии). Что касается правовых принципов коммерческой конкуренции, согласно части 3 статьи 15 Европейской конвенции о трансграничном телевидении, ратифицированной Верховным Советом Украины 17 декабря 2008 года, запрещается трансляция рекламы лишь тех лекарственных средств и медицинских услуг, которые на территории Стороны можно приобрести по медицинскому рецепту.

Среди стран СНГ реклама ЛС была запрещена только в Азербайджане в 2006 году, но это стало причиной не только упадка национального фармацевтического рынка, но и причинило значительный урон экономике страны, и в июне 2010 года этот запрет был упразднен.

Законопроектом № 7007, фактически, запрещаются некоторые виды рекламы, ведь осведомленные в Интернете украинские потребители будут получать информацию о ЛС из рекламы на сайтах других стран мира. Также будут развиваться такие источники информации, как сети так называемых медицинских представителей, и использоваться другие трудно контролируемые способы ее распространения.

Конституционное право на здравоохранение и медпомощь, гарантированное статьей 49 Основного Закона, включает и право на самолечение, поскольку медицинская консультация не является обязательной — Государство лишь создает условия для эффективного и доступного для всех граждан медицинского обслуживания, которое включает, в частности, и объективное, и своевременное информирование населения о новых безрецептурных лекарственных средствах.

Осведомленное (ответственное) самолечение является неотъемлемой частью системы здравоохранения развитых стран мира. В то же время, задача и зона ответственности государственной системы здравоохранения — создать все необходимые предпосылки, чтобы самолечение было осведомленным и ответственным. Так, реклама ЛС сейчас сопровождается предостережением об опасности самолечения, которое также предусматривает необходимость предварительно ознакомиться с инструкцией-вкладышем по его медицинскому применению.

Относительно торговых названий ЛС — это знаки для товаров и услуг 5‑го класса Международной классификации товаров и услуг (МКТУ) и, соответственно, интеллектуальная собственность их владельцев в понимании Конституции и законодательства Украины о знаках для товаров и услуг (статья 41 Конституции). Каждый имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться своей собственностью, результатами своей интеллектуальной, творческой деятельности. Право владельца торговой марки использовать ее в рекламе своего продукта является неотъ­емлемым правом, предусмотренным статьей 16 Закона «Об охране прав на знаки для товаров и услуг». То есть запрет рекламы ЛС фактически является ограничением конституционного права владельцев определенного вида объектов ИС — знаков для товаров и услуг 5‑го класса МКТУ.

Основной принцип медицины и фармакологии гласит: «Не навреди!». Пока же у авторов законопроекта № 7007 на практике выходит с точностью до наоборот.

КИРИЧЕНКО Ирина — юрист ЮФ «Ильяшев и Партнеры», патентный поверенный Украины, г. Киев


Комментарий

Глобальные ограничения

Михаил ЮНКО,
LL.M., адвокат МЮФ Noerr LLP (Киев, Мюнхен)

На Украине, прежде всего, необходимо по-новому определить само понятие рекламы лекарственных средств (ЛС).

Так, рекламой ЛС считается любое мероприятие касательно информирования, исследования рынка, создания ЛС с целью способствования назначению, отпуску, продаже или потреблению ЛС. Такие мероприятия, в частности, могут охватывать: рекламу ЛС в средствах массовой информации; рекламу ЛС среди врачей и других медицинских сотрудников, уполномоченных назначать, выдавать рецепты либо отпускать ЛС; посещения таких врачей и медицинских сотрудников медицинскими представителями фармацевтических компаний; распространение образцов ЛС с вышеуказанной целью; предоставление, обещание или предложение каких-либо финансовых или других материальных преимуществ с целью способствовать назначению или сбыту ЛС; спонсорство научных конференций либо конференций, непосредственно направленных на способствование сбыта ЛС, в которых принимают участие лица, уполномоченные назначать или отпускать ЛС, и т.п.

С целью соблюдения предусмотренных ограничений в законопроекте № 7007 нужно ввести действующие механизмы контроля, ссылаясь, при необходимости, на европейский и мировой опыт. За нарушение ограничений касательно рекламы ЛС нужно предусмотреть жесткие санкции как для рекламодателей — юридических лиц, так и для физических лиц, непосредственно ответственных за рекламу ЛС. В Германии, например, нарушение предусмотренных законодательством ­­ограничений касательно рекламы ЛС может повлечь за собой наложение штрафа в размере до 20 000 евро либо лишение свободы сроком на 1 год.

Государственное регулирование рекламы ЛС должно привести не к исчезновению информации о ЛС, на что пациент имеет конституционное право, а к тому, чтобы путем распространения объективной и непреувеличенной информации о ЛС способствовать их целесо­образному применению и потреблению.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Актуальный документ

Документы и аналитика

Обеспечение админиска

Акцент

Поразительный факт

Государство и юристы

Новости законотворчества

ВСУ вернут полномочия?

Государство и юристы

Hi-tech против «хай так»

Государство и юристы

Новости законотворчества

Вступили в силу новые правила оформления ДТП

Об усовершенствовании доступа к судебным решениям

Книжная полка

Антикоррупционное разъяснение

Неделя права

Венецианское мнение

Первая годовщина ВККС

Работа над ошибками

Неделя права

Новости из-за рубежа

Пилоты Lufthansa продолжат полеты до 65 лет

Юрист осужден за завышение счетов клиенту

Семьям погибших в авиакатастрофе 30 лет назад выплатят компенсации

Неделя права

Толк неуместен

Новости из зала суда

Судебная практика

Суд рассмотрит дело о повышении тарифов на ЖКХ в г. Днепропетровске

Суд вернул в госсобственность санаторий «Львов»

ВСУ решил, что 3% годовых и инфляционные можно взыскать отдельно от основного обязательства

Новости юридических фирм

Частная практика

Партнеры ЮФ «Вронский, Вронская и Партнеры» приняли участие в конференции

Лучший выбор 2011 года

«Саенко Харенко» — юридический советник в связи с продажей объекта недвижимости

А. Подгайный принял участие в подготовке новой редакции Закона «О морских портах»

Отрасли практики

Тактика войны ГНС за НДС

Лекарство от ТВ

Налоговое КУРСирование валюты

Связанные одним хлебом

Решать — не строить

Отмена моратория: реформы в землю

Работа для юриста

Юридические головоломки

Осторожное «зарплатообразование»

Дорога в «судебники»

Горе от LL.M.а

Рабочий график

СТРАНИЦА ИЗ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКА ЮРИСТА

Верховная защита прав человека

КАЛЕНДАРЬ на неделю

Решения недели

Судебная практика

Объекты жилищного фонда

Трудовые отношения

Инвестиционное соглашение

Самое важное

Конституционный индивидуализм

Адвокаты избрали «Киевсовет»

Судебная практика

Судебные решения

О некоторых нюансах обжалования актов налоговой проверки

Судебная практика

Участниками едиными

Тема номера

Бой с «тенью» — 3

Любишь кататься – люби платить

Добро обжаловать

Мытарства нерезидента

Налог на реальность

Частная практика

Разделение труда юристов

Офисная стратегия

Юридический форум

Структурирование на Кипре

Інші новини

PRAVO.UA