Сегодня уже можно смело утверждать, что ответ на вопрос, как дешево и сердито повысить благосостояние населения Украины и при этом улучшить состояние его здоровья без дополнительных затрат бюджетных средств, найден — для этого нужно запретить рекламу лекарственных средств (ЛС).
Комитетом Верховного Совета Украины по вопросам здравоохранения подготовлен к рассмотрению во втором чтении самый радикальный из ограничивающих рекламу ЛС законопроектов — № 7007 от 21 июля 2010 года «О внесении изменений в некоторые законодательные акты в сфере здравоохранения (относительно усиления контроля за обращением лекарственных средств, пищевых продуктов для специального диетического потребления, функциональных пищевых продуктов и диетических добавок)». 21 декабря 2010 года он был принят Верховным Советом Украины в первом чтении. Данный законопроект предусматривает внесение соответствующих изменений в четыре закона Украины. При этом новыми редакциями статей 26 Закона о ЛС и 21 Закона Украины «О рекламе» предлагается рекламу лекарств, направленную на конечного потребителя, запретить полностью.
Пояснительной запиской к законопроекту № 7007 необходимость запрета обоснована бесполезными тратами населения на ненужные ему товары и особо опасными последствиями применения ненужных нам препаратов. Как свидетельствует пункт 2 Пояснительной записки, этот законопроект имеет целью: «предотвращение распространения практики самолечения путем запрета рекламы лекарств и запрета реализации лекарственных средств, которые должны отпускаться по рецепту врача, без предъявления такого рецепта, а также усиление контроля за достоверностью рекламы медицинских изделий и пищевых продуктов для специального диетического потребления, функциональных пищевых продуктов и диетических добавок».
Согласно Европейской конвенции о трансграничном телевидении, ратифицированной Верховным Советом Украины 17 декабря 2008 года, запрещается трансляция рекламы лишь рецептурных ЛС (часть 3 статьи 15). Ни один безрецептурный препарат не содержит противопоказаний или побочных эффектов, которые могли бы привести к таким тяжелым последствиям от его бесконтрольного применения, как «значительное ухудшение здоровья» или даже смерть — это подтверждается инструкцией по медицинскому применению любого из них, утвержденной Министерством здравоохранения Украины на основании данных клинических исследований.
В отличие от ЛС, специальные пищевые продукты (БАД) не проходят тщательной проверки основных критериев к применению: качество — эффективность — безопасность.
Подытоживая, авторы законопроекта объединяют совершенно разные ситуации относительно рекламы лекарств, медицинских изделий и БАДов и отмечают, что «на законодательном уровне созданы предпосылки, когда недостаточно осведомленные и, как правило, необразованные в медицинских вопросах потребители, доверяя рекламе, занимаются самолечением, а также лечат своих детей без предварительных консультаций и советов специалистов с помощью лекарств, медицинских изделий и БАДов. Такая ситуация составляет прямую угрозу здоровью нации и ее генофонду».
Отвечает ли этот законопроект другим законам Украины, в частности, Конституции и международным договорам Украины?
Право граждан «свободно собирать, хранить, использовать и распространять информацию» определено статьей 34 Конституции Украины и предусматривает, в частности, право на беспрепятственную возможность быть проинформированным со всех общедоступных источников, в том числе из рекламы.
Согласно статье 50 Конституции Украины, каждому гарантируются право свободного доступа к информации о качестве пищевых продуктов и право на распространение такой информации. Поэтому право на информацию о качестве ЛС, которые вместе с пищевыми продуктами являются продуктами социального значения, является стратегическим и не может быть отменено.
Действующим законодательством Украины о рекламе (статья 21 Закона Украины «О рекламе») в общедоступных СМИ разрешена лишь реклама безрецептурных ЛС. Эти нормы отвечают положениям международных актов, в частности, реклама препаратов ОТС (безрецептурных) разрешена Директивой Европейского парламента и Совета ЕС 2001/83/ЕС от 6 ноября 2001 года.
Соответственно, реклама лекарств не запрещена ни в одной цивилизованной стране мира (лишь определенные ограничения телерекламы есть в Норвегии). Что касается правовых принципов коммерческой конкуренции, согласно части 3 статьи 15 Европейской конвенции о трансграничном телевидении, ратифицированной Верховным Советом Украины 17 декабря 2008 года, запрещается трансляция рекламы лишь тех лекарственных средств и медицинских услуг, которые на территории Стороны можно приобрести по медицинскому рецепту.
Среди стран СНГ реклама ЛС была запрещена только в Азербайджане в 2006 году, но это стало причиной не только упадка национального фармацевтического рынка, но и причинило значительный урон экономике страны, и в июне 2010 года этот запрет был упразднен.
Законопроектом № 7007, фактически, запрещаются некоторые виды рекламы, ведь осведомленные в Интернете украинские потребители будут получать информацию о ЛС из рекламы на сайтах других стран мира. Также будут развиваться такие источники информации, как сети так называемых медицинских представителей, и использоваться другие трудно контролируемые способы ее распространения.
Конституционное право на здравоохранение и медпомощь, гарантированное статьей 49 Основного Закона, включает и право на самолечение, поскольку медицинская консультация не является обязательной — Государство лишь создает условия для эффективного и доступного для всех граждан медицинского обслуживания, которое включает, в частности, и объективное, и своевременное информирование населения о новых безрецептурных лекарственных средствах.
Осведомленное (ответственное) самолечение является неотъемлемой частью системы здравоохранения развитых стран мира. В то же время, задача и зона ответственности государственной системы здравоохранения — создать все необходимые предпосылки, чтобы самолечение было осведомленным и ответственным. Так, реклама ЛС сейчас сопровождается предостережением об опасности самолечения, которое также предусматривает необходимость предварительно ознакомиться с инструкцией-вкладышем по его медицинскому применению.
Относительно торговых названий ЛС — это знаки для товаров и услуг 5‑го класса Международной классификации товаров и услуг (МКТУ) и, соответственно, интеллектуальная собственность их владельцев в понимании Конституции и законодательства Украины о знаках для товаров и услуг (статья 41 Конституции). Каждый имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться своей собственностью, результатами своей интеллектуальной, творческой деятельности. Право владельца торговой марки использовать ее в рекламе своего продукта является неотъемлемым правом, предусмотренным статьей 16 Закона «Об охране прав на знаки для товаров и услуг». То есть запрет рекламы ЛС фактически является ограничением конституционного права владельцев определенного вида объектов ИС — знаков для товаров и услуг 5‑го класса МКТУ.
Основной принцип медицины и фармакологии гласит: «Не навреди!». Пока же у авторов законопроекта № 7007 на практике выходит с точностью до наоборот.
КИРИЧЕНКО Ирина — юрист ЮФ «Ильяшев и Партнеры», патентный поверенный Украины, г. Киев
Михаил ЮНКО,
LL.M., адвокат МЮФ Noerr LLP (Киев, Мюнхен)
На Украине, прежде всего, необходимо по-новому определить само понятие рекламы лекарственных средств (ЛС).
Так, рекламой ЛС считается любое мероприятие касательно информирования, исследования рынка, создания ЛС с целью способствования назначению, отпуску, продаже или потреблению ЛС. Такие мероприятия, в частности, могут охватывать: рекламу ЛС в средствах массовой информации; рекламу ЛС среди врачей и других медицинских сотрудников, уполномоченных назначать, выдавать рецепты либо отпускать ЛС; посещения таких врачей и медицинских сотрудников медицинскими представителями фармацевтических компаний; распространение образцов ЛС с вышеуказанной целью; предоставление, обещание или предложение каких-либо финансовых или других материальных преимуществ с целью способствовать назначению или сбыту ЛС; спонсорство научных конференций либо конференций, непосредственно направленных на способствование сбыта ЛС, в которых принимают участие лица, уполномоченные назначать или отпускать ЛС, и т.п.
С целью соблюдения предусмотренных ограничений в законопроекте № 7007 нужно ввести действующие механизмы контроля, ссылаясь, при необходимости, на европейский и мировой опыт. За нарушение ограничений касательно рекламы ЛС нужно предусмотреть жесткие санкции как для рекламодателей — юридических лиц, так и для физических лиц, непосредственно ответственных за рекламу ЛС. В Германии, например, нарушение предусмотренных законодательством ограничений касательно рекламы ЛС может повлечь за собой наложение штрафа в размере до 20 000 евро либо лишение свободы сроком на 1 год.
Государственное регулирование рекламы ЛС должно привести не к исчезновению информации о ЛС, на что пациент имеет конституционное право, а к тому, чтобы путем распространения объективной и непреувеличенной информации о ЛС способствовать их целесообразному применению и потреблению.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…