Легитимный резидент — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №27 (863) » Легитимный резидент

Легитимный резидент

Довольно проб­лемным и вследствие этого имеющим определенные риски на Украине остается вопрос определения резидентства  физических лиц в налоговом законодательстве. На протяжении достаточно большого промежутка времени судами рассмотрено много административных споров налогоплательщиков с органами Министерства доходов и сборов Украины (налоговые органы) по этому вопросу, и решения судов в основном принимались в пользу налогоплательщиков. Но обобщать судебные решения уместно лишь в контексте восприятия и оценки судами доказательств, предоставляемых участниками процесса для подтверждения резидентского статуса.

В данной статье основной упор будет сделан именно на проблематику определения статуса налогового резидента Украины для физического лица — гражданина иностранного государства. Также внимание будет уделено рискам, которые могут возникнуть в будущем при осуществлении контрольных мероприятий налоговыми органами либо в процессе судебного обжалования налоговых уведомлений-решений в случае определения налогоплательщикам денежных обязательств по налогу на доходы физических лиц.

Статусное определение

Конечно, основная часть споров ушла в прошлое вместе с Законом Украины «О налоге на доходы физических лиц» от 22 мая 2003 года № 889-IV, так как Налоговым кодексом (НК) Украины уравнены ставки налога на доходы физических лиц для резидентов и нерезидентов. Но Кодексом в некоторых случаях установлены специальные правила налогообложения доходов физических лиц, применение которых на практике имеет много рисков как для иностранцев, так и для их налоговых агентов. Наибольшими рисками процесса определения статуса налогового резидента в операциях физических лиц — нерезидентов с объектами недвижимости являются получение (выплата) доходов в виде процентов, дивидендов, роялти, подарков, правомерность и размер отнесения к расходам выплаченных сумм доходов физическим лицам налоговыми агентами, использование права специального налогового режима на Украине и тому подобное.

Необходимо обратить внимание на тот факт, что налоговые органы в случае неподтверждения статуса резидента Украины иностранцем иногда не применяют ставки налога на доходы физических лиц, установленных НК Украины для нерезидентов, а предпочитают применение международных соглашений об избежании двойного налогообложения, в которых ставки налога обычно выше установленных НК Украины. В данном случае происходит нарушение принципа «недискриминации» налоговыми органами, но в существующих реалиях последние утверждают об отсутствии возможности применения относительно физического лица положений международного договора в связи с отсутствием подтверждения резиденства иностранного государства (если лицо считало себя резидентом), в порядке статьи 103 НК Украины. Ведь данная статья Кодекса предусматривает основания распространения норм международного договора на нерезидентов в случаях предоставления ими справки о резиденстве налоговым органам. НК Украины не содержит условий для применения именно налоговыми органами положений международного договора, а наоборот — устанавливает преференцию применения норм международного договора по отношению к национальному законодательству (статья 3 НК Украины). То есть в данном случае, по мнению должностных лиц налоговых органов, происходит переход обязанностей без перехода прав к нерезидентам, так как Кодекс предусматривает соответствующее процедурное основание для использования нерезидентами положений международных договоров — справку. Определяющие принципы налогообложения, содержащиеся в статье 4 НК Украины, остаются для налоговиков исключительно декларативными.

В любом случае свои права нерезидент сможет попробовать отстоять в суде, но суды также довольно редко и неохотно восстанавливают нарушенное право налогоплательщиков в связи с конкуренцией норм налогового законодательства.

В приказном порядке

Центральный налоговый орган неоднократно разъяснял информационными письмами положения международных договоров об избежании двойного налогообложения и приводил рекомендации по толкованию норм относительно определения статуса резидента в данных договорах. К сожалению, обобщающие налоговые консультации в настоящее время по этому вопросу не приняты. Однако полезной для плательщиков в таких письмах-разъяснениях законодательства была бы возможность получения официального понимания фискальным органом содержания международных договоров для уменьшения рисков в налоговом учете.

Определение термина «физическое лицо — резидент» содержится в подпункте 14.1.213 пункта 14.1 статьи 14 НК Украины, а именно: резидентом является физическое лицо, имеющее место жительства на Украине.

Данной нормой установлены и другие условия по приобретению физическим лицом статуса резидента Украины. Такими основаниями являются: гражданство Украины; место постоянного жительства на Украине; более тесные личные или экономические связи (центр жизненных интересов) на Украине; срок пребывания на Украине составляет не менее 183 дней (включая день приезда и отъезда) в течение периода или периодов налогового года; место постоянного проживания членов семьи находится на Украине или регистрация в качестве субъекта предпринимательской деятельности такого физического лица; самостоятельное определение основного местожительства на территории Украины в порядке, установленном Кодексом, или регистрация в качестве занятого лица, или же статус определяется согласно нормам международного права.

В договорах об избежании двойного налогообложения в большинстве случаев физическое лицо считается резидентом договорного государства, если имеет постоянное жилье, более тесные личные и экономические связи, место жительства, гражданство или решение этого вопроса по взаимному согласию государств — участников такого договора.

Государственная налоговая служба Украины письмами от 30 марта 2012 года № 10961/Б/12-0016 и от 8 июня 2012 года № 14633/К/12-0016 разъяснила, что наличие у иностранца вида на постоянное жительство на Украине является лишь одним из оснований на получение статуса налогового резидента Украины в соответствии с законодательством Украины.

Следует отметить, что сегодня еще действует приказ Государственной налоговой администрации Украины от 5 октября 2004 года № 581 «Об утверждении примерных форм Заявления физического лица — иностранца о самостоятельном определении резидентского статуса и Уведомления работодателя о самостоятельном определении физическим лицом — иностранцем резидентского статуса» (Приказ № 581), с помощью которого физическое лицо — иностранец может самостоятельно определить свой резидентский статус.

Приказ № 581 не является обязательным, поскольку не подлежит государственной регистрации, а Министерство юстиции Украины письмом от 31 декабря 2009 года № 2336-09-24 предлагало Государственной налоговой администрации Украины отменить данный приказ в связи с тем, что налоговый орган требовал выполнения данного нормативного акта налогоплательщиками.

Однако Верховный Суд Украины постановлением от 10 сентября 2013 года по делу № 2а-12736/11/2670, выводы которого поддержал Высший административный суд Украины в постановлении от 14 ноября 2013 года, признал обязательным основанием получение справки физическими лицами — иностранцами для определения статуса резидента Украины в порядке, установленном Приказом № 581, несмотря на наличие у такого физического лица официального разрешения на трудоустройство и пребывание более 183 дней на территории Украины.

Учитывая тот факт, что согласно части 1 статьи 2442 Кодекса административного судопроизводства Украины решение Верховного Суда Украины в подобных правоотношениях является обязательным для всех субъектов властных полномочий, применяющих в своей деятельности нормативно-правовой акт, содержащий указанные нормы права, то применение норм Приказа № 581 является обязательным. Выводы постановления от 10 сентября 2013 года могут использовать при проведении проверок налоговые органы для признания физического лица — иностранца нерезидентом Украины.

Подводя итог, следует отметить, что физические лица — нерезиденты и их налоговые агенты должны учитывать выводы Верховного Суда Украины относительно выполнения Приказа № 581 во избежание рисков доначисления налоговых обязательств.

 

БЕВЗА Владимир — заместитель руководителя практики, старший юрист, адвокат Международного правового центра EUCON, г. Киев


Мнение

Уведомить о статусе

Вита ФОРСЮК,
руководитель практики налогового права ЮК Jurimex

Верховный Суд Украины, правовые позиции которого являются обязательными для судов других инстанций, в своем постановлении от 10 сентября 2013 года по делу № 21-164а13 обратил внимание на то, что для приобретения иностранцем статуса налогового резидента Украины необходимо не только соблюдать формальные требования относительно пребывания на территории Украины не менее 183 дней на протяжении налогового года, но и ежегодно получать от налоговых органов справку-уведомление о своем налоговом статусе. Если иностранец не изъявил желания подтвердить свой резидентский статус и не получил справку, то, по мнению ВСУ, его заработная плата должна облагаться налогом по ставке, вдвое больше основной, а именно: по ставке 30 %.

Кроме того, пункт 103.11 статьи 103 Налогового кодекса Украины предусматривает право нерезидента в случае, если с его доходов была удержана сумма налога, которая превышает сумму, подлежащую уплате согласно правилам международного договора, обратиться в налоговые органы с заявлением о возврате излишне удержанного налога.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

Судебная практика

Ношение по праву

Государство и юристы

IV Западноукраинский

Входы и выгоды

Документы и аналитика

Ввернуть залог

Новости юридических фирм

Частная практика

Р. Марченко представит Украину в рабочей группе ICC по международному арбитражу

МЮФ Integrites провела семинар, посвященный практическому опыту в сделках по недвижимости в Крыму

«Юридическая группа LCF» защитила интересы ГП «Завод 410 ГА»

ЮФ «Астерс» консультирует МФК в связи c финансированием ПАО «Мироновский хлебопродукт»

Отрасли практики

Контр-факт

Пилотный запуск

Сила в единстве

Читать недействительным

С долгом — сделано

Практическая участь

Легитимный резидент

Репортаж

Уму постижимо

Решения недели

Судебная практика

Уволили незаконно

Неподтвержденный статус

В должности не восстановили

Самое важное

Публичный разговор

Вынести спор из избы

Еще раз уточнили-объяснили

Олимпийское неспокойствие

Судебная практика

Вернуть утраченное

Судебная практика

Судебные решения

Нюансы применения положений статьи 1212 Гражданского кодекса Украины

Судебная практика

Выбыть без повода

Обеспечение иска

Контактные нормы

В порядке включения

Судебная практика

Судебные решения

Признание недействительными государственных актов на право собственности

Тема номера

Инструмент засчитан

Протестные устроения

Форум

Невский респект

Частная практика

Доверяй и проверяй

Установление доступа

Інші новини

PRAVO.UA