О защите трудовых мигрантов от мошенничества — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА

Легальный исход

О защите трудовых мигрантов

По словам экспертов, в случае принятия законопроекта № 2365 уровень нелегальной миграции из Украины значительно снизится

Вопрос трудоустройства, наверное, является самым актуальным для граждан нашей страны. Если верить цифрам, на данный момент около 7–9 млн украинцев работают за границей, при этом только на постоянной основе — 3,2 млн человек. Многие из них при трудоустройстве за границей пользовались услугами так называемых компаний-посредников, помогающих найти вакантную позицию соискателю за определенную плату. Размер этой «определенной платы» достаточно высокий для среднестатистического гражданина — 300–600 евро. К сожалению, очень большое количество таких компаний-посредников в лучшем случае не чисты на руку, а в худшем — занимаются мошенничеством и обманом на регулярной основе. Они берут с соискателей деньги и исчезают с «радаров», оставляя людей ни с чем. Как бороться с такими нечестными компаниями? На этот вопрос попытались дать ответ инициаторы законопроекта № 2365 «О защите трудовых мигрантов и борьбе с мошенничеством при трудоустройстве за границей».

Как заявляют инициаторы законопроекта № 2365, лицензия, которая выдается Министерством социальной политики Украины компаниям, выступающим посредниками в международном трудоустройстве, не работает должным образом. Это иллюстрируется следующим примером: несмотря на 1,7 млн приглашений на работу, предоставленных нашим гражданам в Польше в 2017 году, только 12 400 человек выехали работать в эту страну с помощью лицензированных компаний. Более того, многие мошеннические структуры получают лицензии и потом обманывают украинцев, которые хотят трудоустроиться за рубежом. Сотни подобных случаев зарегистрированы в последние месяцы только в Киеве, о чем свидетельствуют заявления граждан, поданные в полицию. Ввиду этого инициаторы подчеркивают: лицензия в том виде, в котором она существует сегодня, не нужна. По примеру соседней Польши в Украине следует ввести так называемую уведомительную лицензию, когда компания — посредник в международном трудоустройстве — сама уведомляет государство, что она хочет заниматься этим видом деятельности. Орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере занятости населения и трудовой миграции, вносит эту компанию в соответствующий реестр и имеет право проверять ее деятельность. Те компании, которые не сообщили государству о своей деятельности в сфере международного трудоустройства, автоматически будут считаться нарушителями действующего законодательства.

Таким образом, авторы законопроекта № 2365 предлагают запретить компаниям, работающим в сфере международного трудоустройства, получать средства от потенциального соискателя за трудоустройство за границей, а в случае нарушения — применять административную ответственность в виде запрета на взыскание с граждан каких-либо гонораров, комиссионных и других вознаграждений за посредничество в трудоустройстве в Украине или за рубежом. Штраф планируется установить в размере 2–5 необлагаемых минимумов.

Сможет ли это стать в том числе и превентивной мерой? Авторы законодательной инициативы считают, что сможет: в украинском обществе быстро распространится информация, что платить деньги за помощь в поиске вакансии за границей не нужно, а те, кто будет нарушать эту норму, все равно быстро потеряют прибыль. Кроме того, если компания-посредник будет плохо работать, обманывать соискателя относительно вакансии и условий работы, то она не получит от работодателя свою оплату. Поэтому этот законопроект в перспективе значительно повысит качество предоставления услуг для населения компаниями-посредниками.

Как прогнозирует Василий Воскобойник, президент Всеукраинской ассоциации компаний по международному трудоустройству, с принятием этого законопроекта количество мошенников существенно уменьшится, на рынке останутся только те компании, которые получают прибыль от работодателей, ищущих с их помощью персонал. Кстати, так же работают добросовестные посредники в трудоустройстве в Украине — они не берут денег с соискателей. Перспектива принятия законопроекта № 2365 зависит от работы депутатов парламента, и г-н Воскобойник надеется, что они также хорошо понимают необходимость защиты украинцев, которые ищут работу за рубежом, и проголосуют за этот законопроект в ближайшие месяцы. Василий Воскобойник добавляет: постепенная легализация рынка международного трудоустройства приведет к созданию нормальной конкурентной среды и прозрачной работе бизнеса, что принесет государству средства в виде налогов и обезопасит украинцев от уплаты денег мошенникам или недобросовестным бизнесменам. И также он солидарен с авторами законопроекта в том, что в случае недобросовестной работы компании-посредника и обмана соискателей такая компания не получит от работодателя деньги за свои услуги. Именно это позволит значительно повысить качество предоставления услуг для населения компаниями-посредниками.

Похожей позиции также придерживается Инесса Летич, советник Asters. Она подчеркивает, что поскольку для борьбы с псевдопосредниками законопроект № 2365 предлагает ввести финансовое наказание в виде штрафов, это должно дополнительно стимулировать соответствующие компании соблюдать законодательство, а вместо обременительной процедуры лицензирования законопроект № 2365 предусматривает процедуру подачи уведомительной декларации, что снизит административные барьеры для посредников и облегчит выход из тени. Г-жа Летич уверена: в перспективе законопроект № 2365 потенциально может также решить другую актуальную задачу — снизить количество трудовых мигрантов за счет снижения числа нелегалов, которые выезжают из Украины с помощью мошенников.

Инесса Летич считает, что идеи, заложенные в законопроекте № 2365, являются вполне здравыми, и в перспективе такие нормы действительно могут уменьшить количество случаев нелегальной миграции из Украины и помочь привести посреднический рынок в соответствие с международными стандартами. А недобросовестные посредники лишатся заработка в виде платежей от соискателей, а также получат новый риск в виде штрафов.

Однако, по мнению г-жи Летич, некоторые нюансы в законопроекте № 2365 все же нуждаются в доработке. Например, нецелесообразными представляются ссылки на Конвенцию № 181 Международной организации труда «О частных агентствах занятости», поскольку данный документ не ратифицирован Украиной.

Пока сложно сказать, как предложенные инициативы будут реализованы и как их воспримет общество. Кроме того, главный вопрос — захотят ли компании-посредники работать без вознаграждения со стороны украинского соискателя. Замысел сделать рынок «чистого труда» заслуживает уважения, но придется ли эта идея по вкусу народным избранникам и будет ли воплощена в жизнь должным образом де-факто, покажет  время.

Алена СТУЛИНА • «Юридическая практика»

 


КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Логичные изменения

Виталий ДУДИН, ведущий специалист отдела коммуникаций Государственного центра занятости, профсоюзный юрист на общественных началах
Несмотря на огромное число «заробитчан» и необходимость привлекать иностранных работников, Украина не ратифицировала ключевые конвенции Международной организации труда в сфере миграции (№ 97, 143, 181). Поэтому любые шаги в этой сфере стоит приветствовать. Подобные фирмы-посредники принесли нашим гражданам немало горя. Были случаи, когда фирма, имеющая лицензию на работу в Польше, заключает договор об услугах по трудоустройству в Австралии. К слову, стоимость таких услуг составляет 75 тыс. грн. После обнаружения такого нюанса расторгнуть договор и вернуть деньги клиенту сложно. В большинстве случаев такие дела разрешаются судом (как правило, в пользу клиента). Повсеместно нарушается норма статьи 38 Закона Украины «О занятости населения», согласно которой плата не может взиматься до предоставления услуг. Это тоже служит основанием для признания договора недействительным. Другие способы защиты неэффективны. Полиция редко заводит дела по статье «мошенничество», считая это просто гражданским отношениями. Госпродпотребслужба в ответ на жалобы сообщает, что клиент не является потребителем. Полномочия по контролю разделены между Минсоцполитики и Гоструда. Организовать внеплановую проверку фирмы как лицензиата сложно. По Закону Украины «О лицензировании видов хозяйственной деятельности» это допустимо только при согласии Госрегуляторной службы.

Запрет взимания гонораров и наказание за нарушение этого правила — это логичные изменения. Интересным является вопрос соблюдения норм международной конвенции МОТ № 181, которая не ратифицирована Украиной. Согласно статье 19 Закона Украины «О международных договорах Украины», действующие международные договоры Украины, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины, являются частью национального законодательства и применяются в порядке, предусмотренном для норм национального законодательства.
Да, безусловно, часть посредников уйдут с рынка, но это вовсе не трагедия.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Інші новини

PRAVO.UA