Курсовая работа — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА

Курсовая работа

Рубрика Тема номера
Закон Украины «Об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» закрепил новые правила игры, которые свидетельствуют о прогрессивности курса, избранного украинским законодателем

2018 год стал значимым во многих смыслах, в том числе в вопросе регулирования корпоративных правоотношений в Украине. Так, со вступлением в силу Закона Украины «Об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» отфевраля 2018 года  2275-VIII (Закон) самая популярная (общество с ограниченной ответственностью (ООО) и одна из наименее распространенных (общество с дополнительной ответственностью организационноправовых форм юридических лиц в Украине получили новые правила игры, большинство из которых свидетельствуют о прогрессивности курса, избранного украинским законодателем.

В данной статье мы рассмотрим теоретические и практические аспекты некоторых вопросов корпоративного управления в Украине и ввиду недавнего принятия Закона, глава IV которого посвящена теме управления обществом, сконцентрируемся именно на обществах с ограниченной ответственностью.

Органами управления ООО являются общее собрание участников, наблюдательный совет (в случае создания) и исполнительный орган (директор или дирекция).

Общее собрание

Общее собрание участников — это высший орган ООО, в который входят все участники общества. Количество голосов каждого участника пропорционально размеру его доли в уставном капитале, при этом устав общества может устанавливать другие правила. Следовательно, для того чтобы индивидуально определить количество голосов, принадлежащих каждому участнику (не по принципу «1 % в уставном капитале = 1 голос»), недостаточно отобразить эту информацию в корпоративном договоре, который по общему правилу является конфиденциальным: если вы не желаете, чтобы применялись непосредственно положения Закона, соответствующие положения должны быть прописаны именно в уставе.

Общее собрание может решать любые вопросы деятельности общества. Вместе с тем статья 30 Закона определяет ряд вопросов, которые являются его исключительной компетенцией, в их числе — определение основных направлений деятельности общества, внесение изменений в устав, избрание и прекращение полномочий наблюдательного совета (или отдельных его членов), определение размера вознаграждения, определение форм контроля за деятельностью исполнительного органа общества, утверждение результатов работы за год, принятие решения о выплате дивидендов, решения о ликвидации (реорганизации) общества.

Важно обратить внимание, что участники ООО могут самостоятельно расширить перечень вопросов, относящихся к исключительной компетенции общего собрания, что уместно в случае, если, к примеру, представители исполнительного органа или набсовета являются доверенными лицами определенных участников ООО. Кроме того, следует не только передать самые важные вопросы деятельности в компетенцию общего собрания, но и установить высокий процентный порог (% голосов) для принятия отдельных решений, в дополнение к определенным частями 2 и 3 статьи 34 Закона.

Наблюдательный совет

Выступая своеобразным «связным» между участниками и исполнительным органом общества, наблюдательный совет представляет интересы первых и контролирует второго. Поскольку многие украинские ООО, по сути, состоят из одного участника, он же занимает должность директора, наблюдательный совет такому обществу ни к чему.

Все вопросы, относящиеся к урегулированию деятельности набсовета, Закон относит ко внутренним корпоративным, то есть общество самостоятельно определяет, сколько будет членов в составе наблюдательного совета, какой будет их компетенция, вознаграждение, порядок избрания и прекращения полномочий, как часто будут проводиться заседания набсовета и другие вопросы. В любом случае все эти положения должны быть закреплены в уставе.

Как правило, в наблюдательный совет ООО входят трипять членов, «узаконить отношения» с которыми можно заключением гражданскоправового договора (в том числе безвозмездного) или трудового контракта.

Наблюдательный совет — важное звено корпоративного управления, особенно в случае, если в обществе большое количество участников и сложно собрать кворум для принятия определенных решений или среди участников присутствуют внешние инвесторы, в том числе иностранные. Кроме того, Закон упоминает «независимых членов наблюдательного совета», что фактически является аналогом института независимых директоров, о которых идет речь, в частности, в Законе Украины «Об акционерных обществах» от 17 сентября 2008 года  514-VI. Так, для повышения эффективности корпоративного управления компании привлекают в состав набсовета экспертов в определенной сфере. Кроме того, наблюдательному совету могут помогать постоянные или временные комитеты различного направления, создаваемые общим собранием участников.

К компетенции наблюдательного совета зачастую относятся одобрение существенных сделок (пороговая сумма определяется индивидуально, в зависимости от оборотов и специфики деятельности компании), сделок с заинтересованностью, назначение, определение условий сотрудничества и прекращение полномочий исполнительного органа, созыв очередного/внеочередного общего собрания и определение его повестки дня, назначение независимых аудиторов общества, оценщиков, а также предоставление исполнительному органу разрешения (согласия) на заключение сделок, перечень которых также следует определить в уставе ООО.

Ответственность членов наблюдательного совета является солидарной, а полномочия каждого из них могут быть прекращены в любое время и по любым обстоятельствам (аналогичное правило применяется к отстранению). В случае прекращения полномочий по решению общего собрания соответствующий договор с таким лицом считается автоматически прекращенным.

Исполнительный орган

Исполнительный орган может быть единоличным (директор, если иное название не определено уставом) или коллегиальным (дирекция, главой которой выступает генеральный директор, если другие названия не определены уставом).

Этот орган подотчетен общему собранию и наблюдательному совету (в случае создания) и организовывает исполнение их решений. При этом единоличный исполнительный орган или член коллегиального исполнительного органа не может быть членом набсовета общества, что вполне разумно, ведь одной из основных функций наблюдательного совета является контроль за деятельностью исполнительного органа.

Полномочия этого органа управления ограничиваются повседневной деятельностью ООО и не могут включать вопросы исключительной компетенции общего собрания и наблюдательного совета. Здесь важно отметить следующее: несмотря на то что единоличный исполнительный орган или глава коллегиального исполнительного органа вправе действовать от лица общества без доверенности (иные правила могут быть установлены уставом), в том числе имеют право подписи на документах от имени общества для принятия решения по вопросам, относящимся к компетенции исполнительного органа, но выходящим за пределы обычной ежедневной деятельности общества, глава обязан созвать заседание коллегиального исполнительного органа, а нарушение этого правила служит основанием для расторжения правоотношений с соответствующим лицом.

По общему правилу решения коллегиального исполнительного органа принимаются большинством голосов, однако для отдельных вопросов уставом может быть предусмотрено требование единогласного принятия решения. Кроме того, как мы писали выше, нередко в уставе предусматриваются ограничения относительно предельных сумм сделок, их типов и предмета, когда для принятия решений необходимо сначала получить одобрение набсовета (в случае создания) или общего собрания. Все эти механизмы позволяют максимально контролировать деятельность исполнительного органа и исключить самоуправство.

Также Законом установлен ряд ограничений в отношении видов деятельности, которые может вести член исполнительного органа общества (применяется также к членам наблюдательного совета) только с согласия вышестоящего органа (для исполнительного органа это набсовет или общее собрание, а для набсовета — только общее собрание): запрещается осуществлять хозяйственную деятельность как физическое лицо — предприниматель, быть членом исполнительного органа или наблюдательного совета другого субъекта хозяйствования, быть членом полного общества или полным участником коммандитного общества (в каждом случае ограничение касается сферы деятельности общества). Данные правила являются безусловными и позволяют исключить конфликт интересов соответствующего члена исполнительного органа, а также нивелировать случаи, когда от действий такого лица могут пострадать активы общества. Нарушение этих обязательств служит основанием для расторжения обществом договора (контракта) с таким лицом без выплаты компенсации.

ТАТАРОВА Маргарита — юрист МЮГ Eterna Law, г. Киев

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Інші новини

PRAVO.UA