В Норвегии не существует специализации процесса, судов и, соответственно, судей
Система юстиции Норвегии построена на принципах эффективности, дерегуляции и восстановительного правосудия. В структуру Министерства юстиции Норвегии входят департаменты законодательной работы, коррекционного сервиса, гражданских вопросов, а также администрации и планировки. Министерство юстиции Норвегии, в отличие от украинской структуры, включает департамент внутренних дел, который состоит из полицейской службы, службы гражданской обороны и анализа, департамент кризисного менеджмента и безопасности, сектор миграционной службы. Департаменты полярных вопросов, коммуникации и секция европейских и иностранных дел формируют независимые аналитические подразделения Министерства юстиции Королевства. Таким образом, Министерство юстиции Норвегии координирует все вопросы, которые касаются превенции, расследования, досудебного и судебного производства, медиации, пробации, а также исполнения наказаний.
Отличительные особенности
Национальная судебная администрация как орган судебного самоуправления кооперирует с Министерством юстиции Норвегии в вопросах судебного производства. Скандинавская модель судебной и пенитенциарной систем часто является объектом критики, поскольку процесс восстановительного правосудия нацелен не на строгое наказание преступника, что характерно, например, для британской судебной системы, а на восстановление и перевоспитание виновного.
Судебная система Норвегии построена на принципе территориальности и включает три звена. Высшим органом судебной системы является Верховный суд Королевства. Апелляционные суды являются судами второй инстанции, а окружные исполняют функцию судов первой инстанции.
В отличие от судебной системы Украины, в Норвегии не существует специализации процесса, судов и, соответственно, судей. Таким образом, судьи всех инстанций могут рассматривать дела разных категорий. Вопрос специализации судебной системы на Украине стал предметом дискуссии в связи с актуальной судебной реформой. Стоит отметить, что законопроект № 1497 о внесении изменений в Закон Украины «О судоустройстве и статусе судей» относительно усовершенствования принципов организации и функционирования судебной власти в соответствии с европейскими стандартами (законопроект № 1497) предусматривал реформирование системы специализированных судов, включая вопрос о ликвидации хозяйственных судов, но так и не был принят.
В Норвегии проблему специализации в судебном процессе решают народные заседатели, которые являются не профессиональными судьями, а экспертами в своей сфере деятельности. Народные заседатели и судьи обладают равным количеством голосов для принятия решения, таким образом, в коллегии, которая состоит из одного профессионального и двух непрофессиональных судей, решение может быть принято народными заседателями, которые не являются профессиональными судьями. Вместе с тем практика принятия коллегиальных решений характеризуется единством позиции. Таким образом, несмотря на отсутствие законодательного регулирования, судебная система Норвегии пользуется высоким кредитом доверия граждан, поскольку именно они принимают участие в правосудии как народные заседатели и жюри (присяжные) в уголовном процессе. Позитивно влияет на доверие к судебной системе также положение об открытом судебном заседании без каких-либо предварительных ходатайств как для граждан, так и для СМИ.
Уголовный процесс в Норвегии является устным, не существует каких-либо ускоренных порядков рассмотрения дел, в отличие от особых порядков производства в суде первой инстанции, предусмотренных главой 30 Уголовного процессуального кодекса Украины. Таким образом, суд рассматривает все доказательства, назначает экспертизы и допрашивает свидетелей в судебном заседании.
Несмотря на устный характер, норвежский уголовный судебный процесс эффективен. Например, в 2012 году дело Андерса Беринга Брейвика, норвежского экстремиста, которому инкриминировали совершение террористического акта, убийство 77 граждан и нанесение 209 тяжких телесных повреждений длилось всего пять месяцев, и в результате процесса виновный был приговорен к 21 году превентивного заключения — жесточайшей мере наказания согласно законодательству Норвегии.
Единство судебной практики
В отличие от Украины, в Норвегии абсолютно все суды выполняют конституционную функцию предоставления заключения о соответствии законов и подзаконных актов Конституции Королевства и нормам международного права. Что касается рассмотрения дел в порядке кассации, следует отметить, что в Верховный суд Норвегии попадает лишь ограниченное количество дел, которые «имеют значение вне данного спора или являются важными по другим причинам». Функцию кассационного фильтра выполняет Апелляционный комитет при Верховном суде Королевства. Действует правило меньшинства: дело допускают, если на этом настаивает хотя бы один судья из коллегии, именно поэтому Верховный Суд Норвегии имеет возможность сконцентрироваться на обеспечении единства судебной практики.
На Украине задержки в процессе рассмотрения дел в результате передачи их на повторное рассмотрение представляют серьезную проблему — именно ее законодатель попытался решить в законопроекте № 1497. Согласно проекту, Верховный Суд Украины при пересмотре дела не может отправить его на новое рассмотрение, а потому наделен полномочиями в случае необходимости исследовать доказательства и устанавливать обстоятельства по делу.
С 1999 года судебная администрация Норвегии инициировала программу досудебного разрешения гражданских споров (медиацию). Роль медиатора в таком процессе играет судья, который предлагает сторонам медиацию. В настоящее время около 40 % гражданских дел разрешаются в процессе медиации, что позволяет значительно уменьшить нагрузку на суды и повысить эффективность процесса.
Национальный сервис медиации (Konfliktrdet) совместно с Министерством юстиции Норвегии инициировал проект медиации в сфере ювенальной юстиции, который имплементируется в четырех городских судах Норвегии. Он нацелен на восстановление личности подростка, совершившего преступление в возрасте до 18 лет, за счет применения медиации в уголовном процессе и альтернативного сопровождения подростка координационной группой экспертов полиции, юстиции, сервиса медиации, гражданских организаций и сервиса пробации.
Гуманизация ювенальной юстиции является приоритетной сферой реформирования в Норвегии совместно с вопросом реформы полиции и вместимости тюрем.
ТУЖЕЛЯК Наталья— юрист, адвокат ЮК MORIS GROUP, г. Киев,
ЗЕМЛИЦКАЯ Юлия — национальный эксперт Проекта ЕС «Поддержка реформ в сфере юстиции на Украине», г. Киев
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…