Культурная резолюция — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Юридическая практика №29-30 » Культурная резолюция

Культурная резолюция

ІР-офисы способны изменить культуру отношения к интеллектуальной собственности, убежден Рон Марчант, эксперт ВОИС

Украина активно разрабатывает Национальную стратегию развития интеллектуальной собственности (Стратегия), которая должна стать дорожной картой для дальнейшего усовершенствования системы защиты прав интеллектуальной собственности (ІР-системы). Старт деятельности специализированного суда, внесение изменений в профильное законодательство, институциональная реформа ІР-cистемы — это только непродолжительные остановки на этом пути. Конечный пункт назначения — установление современной патентной системы, системы копирайта, изменение культуры отношения к интеллектуальной собственности (ІР) как к явлению.

Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС) предоставляет Украине посильную помощь в реализации этих амбициозных планов. К разработке нашей Стратегии привлечен бывший исполнительный директор Патентного ведомства Великобритании Рон Марчант. В настоящее время он работает в ВОИС и консультирует украинских коллег по вопросу разработки дорожной карты.

— Мистер Марчант, вы имеете ученую степень по химии, почему же решили заниматься вопросами интеллектуальной собственности?

— На заре моей профессиональной карьеры это выглядело как хорошая возможность. Мне было 20 лет, я только что окончил университет и искал работу. Конечно, я мог навсегда засесть за лабораторный стол, но как-то увидел газетную рекламу вакансии с очень приличной для Великобритании заработной платой и решил попробовать. Я получил работу в Патентном бюро Великобритании, где занимался вопросами патентной экспертизы. Очень многое узнал об этой организации, ее взаимоотношениях с другими патентными ведомствами (офисами). Затем расширил свой фокус внимания, перейдя от патентной экспертизы к проектной работе, которая предполагала привлечение различных специалистов. Со временем получил повышение до менеджерского звена команды, моя должность предусматривала больше международной работы, подготовку политики, сотрудничество с заявителями, изменение их отношения к заявкам. Я убежден, что ІР-офисы способны изменить культуру отношения к интеллектуальной собственности. В свое время мы через это прошли.

Наличие патента не гарантирует выход продукта на рынок, он не может привести к успеху сам по себе, это фактически лист бумаги с обещанием исключительных прав. Для получения этих прав необходимо возвращать продукт на рынок и пользоваться патентом для достижения стратегических целей. И задача патентного офиса — убедиться в том, что это обещание на клочке бумаги было предоставлено как высококачественный правовой инструмент, на который может положиться изобретатель. В противном случае изобретатель может потерять средства, вложенные в вывод продукта на рынок. Поэтому заявитель обязан также спросить: будут ли результаты его творческой, интеллектуальной деятельности жизнеспособными на рынке? Патентный офис призван сыграть свою роль, понимая важность этого вопроса и обеспечивая, чтобы изобретатель также понимал его и мог получить на него качественный ответ.

Такие культурные трансформации коснулись и международной арены. В свое время в ВОИС велась широкая дискуссия: развивающиеся страны должны были имплементировать современную ІР-cистему, существующую в западноевропейских государствах, но сделать это быстро. Я был на их стороне, ведь мы жили в системе, которая развивалась три века, а эти государства должны были изменить существующую парадигму за несколько лет. Это не всегда возможно. Поэтому ВОИС уделяет этим вопросам особое внимание: мы по-прежнему стремимся помочь странам постсоветского пространства во вводе рыночной экономики.

После выхода на пенсию мне предложили в ВОИС заниматься разработкой стратегий развития интеллектуальной собственности в бывших советских странах. Но ваша страна не является развивающейся в классическом понимании развития — Украина двигается от командной экономики к рыночной, и ваша старая ІР-система построена на этих принципах командного планирования. Меня не удивляет, что многие изобретения появляются из академической науки, ведь научные публикации все еще необходимы для признания и для продвижения по карьерной лестнице. Тем не менее, публикация патента не гарантирует успех на рынке, и многие исследователи не до конца осознали это. Это результаты ментальной, культурной и, в конце концов, исторической привычки. Есть много молодых компаний, которые пока не достигли высокого уровня спроса на патенты, полученные в результате научных исследований. Им нужно время и поддержка, чтобы сделать это.

Поэтому главный вопрос в этом контексте: как мы используем ІР-систему, введение новых институций, управление ІР и технологиями для установления партнерства между компаниями и академиками? Не важно, откуда «вышел» патент, важно, для чего он предназначен, важен его успех на рынке. Не важно, насколько ваша технология (или патент) хороша… если она не на рынке — это только документ. То есть сила такого документа может быть реализована только путем разработки стратегии установления партнерства между теми, кто имеет здоровые амбиции, интеллектуальный потенциал, и теми, у кого есть ресурсы для обеспечения поддержки инновационных изменений. Идея в том, чтобы Украина развивала свои компании, а не просто продавала лицензии или технологии за рубеж. Здесь есть много компаний среднего размера, способных стать серьезными игроками на рынке, они разрабатывают технологии, которые продаются за бесценок, хотя их производство обходится в миллионы.

— Как вы знаете, Украина сейчас переживает времена «политической турбулентности» и изменения власти. По вашему мнению, новая власть будет уделять надлежащее внимание реформе сферы интеллектуальной собственности?

— Очень на это надеюсь. По своей природе я оптимист. А изменение власти в Украине выглядит как глоток свежего воздуха для государственных институций. Через некоторое время, конечно, можете разочароваться, но, надеюсь, этого не произойдет. Два месяца назад я был в Украине и заметил, что у молодых чиновников много амбиций изменить ситуацию. Людям надоела старая система, они не готовы возвращаться в прошлое. Новой власти будет очень сложно игнорировать общественное давление. Именно поэтому Стратегия должна основываться на поддержании общественных благ — да, посредством рыночных инструментов, но это должно быть важно для общества. Если мы сделаем богатых людей еще богаче, это не будет объективно для ІР-системы. Если все люди будут становиться богаче благодаря поддержанию общественных благ — хорошо.

Мне сказали, что основной проблемой для Украины является коррупция в правовой системе, но люди, с которыми я встречался, признают это и хотят разработать механизмы для предотвращения этого.

— Несколько лет назад в национальной судебной системе был образован Высший суд по вопросам интеллектуальной собственности (ІР-суд). Это хорошо для Украины, как вы считаете?

— Насколько мне известно, суд был только создан, но пока не заработал. Мне кажется возможным, что старт деятельности ІР-суда может вас разочаровать. Общество уже могло сформировать завышенные ожидания в отношении деятельности этой судебной институции. Судьям ІР-суда нужно дать немного времени, чтобы учиться и приобретать опыт. Но такой законодательный шаг был верным. Дела по вопросам интеллектуальной собственности будут становиться все сложнее по мере развития технологических возможностей экономики, здесь будет требоваться понимание не только законодательного поля, но и их значимости для интересов и взаимоотношений между задействованными лицами. К примеру, дело о торговых марках может быть достаточно сложным не с технической точки зрения, а с точки зрения влияния на рынок.

Вам необходимо будет продумать механизм предоставления судьям консультаций по техническим вопросам. Мы применяли такой подход в Соединенном Королевстве. Судьи могут обращаться в наш патентный офис с просьбой разъяснить тот или другой технический момент без вмешательства в судебные вопросы — они не просят сказать, хорошая или плохая технология, новая она или не очень. Стороны процесса приводят своих экспертов, но они не всегда являются беспристрастными. Я сам принимал участие в процессах, где, к примеру, один эксперт говорит, что изобретение этого человека не новое, и предоставляет аргументы, которые выглядят рациональными. А другие эксперты говорят, что это полная бессмыслица, и предоставляют значимые и достоверные контраргументы. Задача судьи — проанализировать эти аргументы и найти приемлемое решение, отвечающее законодательству. Это решение должно быть принято судьей, а не техническим консультантом.

— Какие глобальные тренды так или иначе будут влиять на развитие ІР в Украине?

— Я думаю, что на национальный фронт может существенно повлиять глобальная экономическая политика, которая во многом зависит от взаимоотношений руководства США и Китая. Эти вопросы могут усложнить IP-гармонизацию. И в целом международное сотрудничество может быть жестоким — достаточно сложно влиться в эти процессы. Я знаю, что вы сейчас создаете партнерство с Европейским Союзом, чтобы укрепить свои экономические и политические позиции, и в то же время моя страна идет совсем другим путем. И, на мой взгляд, моя страна совершает огромную политическую ошибку. Я не представляю, как это все будет работать без каких-либо взаимоотношений, согласованных с Европой. Все это нанесет вред не только Великобритании, но и всему миру.

Я думаю, что Украина на пути сближения с Европой будет сильной. Очень важно убедиться, что ваш голос будет услышан и будет влиятельным. Вы присоединяетесь к «международному клубу» не для того, чтобы просто делать то, что вам диктуют. И эта проблема является одной из причин, по которой мы покидаем ЕС: некоторые политики говорят людям, что Великобритании указывают, что делать. И хотя такие заявления не совсем соответствовали действительности, они получили широкий общественный резонанс. К сожалению, правда не всегда имеет значение для медиа в наши дни. Да, большинство приняли решение о выходе Великобритании из состава ЕС, но мы продолжаем спорить о такой необходимости.

— Как государству Украина защитить интеллектуальный потенциал наших изобретателей?

— Следует начать с реформирования правовой системы. Необходимо установить единые правила игры и перейти к институциональной реформе системы. Украинскому правительству нужно поработать над административной процедурой предоставления прав IP — она должна быть разумной, решения должны быть высокого качества, в противном случае вы упустите свой шанс, и в конечном итоге проиграют все. То есть в первую очередь необходимо проводить институциональную реформу и менять законодательство по вопросам промышленной собственности и авторского права, а затем уже браться за вопросы транспарентности ІР-системы, искоренения коррупции.

При этом вам необходимо очень четко различать формальное и неформальное поведение. Вам не нужно формально определять каждый шаг. Это пережиток старой системы, где все требует закона. ІР-сообщество (создатели, юристы, потребители) может взаимодействовать на неформальной основе. Это часть бизнес-динамики: поиск вызовов и их решений, взаимодействие с клиентами, международное развитие.

Вы должны создать такие условия, где будет культивироваться уважение к интеллектуальной собственности, где среднестатистический гражданин будет знать, что это нормально — платить исполнителям за музыку на дискотеках и в кафе. Вы должны изменить привычки и поведение общества. И изменить свое поведение.

Беседовала Кристина ПОШЕЛЮЖНАЯ, «Юридическая практика»

 

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Інші новини

PRAVO.UA