Генеральный партнер 2020 года

Издательство ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
Главная » Юридическая практика № 46 » Культурная резолюция

Культурная резолюция

Конференция «Банковский сектор: зоны риска»

Рубрика Репортаж
В стране должна культивироваться культура комплаенса, считают участники конференции «Банковский сектор: зоны риска»
Будущее — за комплаенсом, убеждены участники конференции «Банковский сектор: зоны риска». НА ФОТО (слева направо): Семен ХАНИН, Руслан ЧЕРНЫЙ и Рустам КОЛЕСНИК

«Сделать комплаенс в банковской сфере профессиональной наукой и отойти от «шаманства» и популизма» — именно такую цель поставили перед собой организаторы конференции «Банковский сектор: зоны риска»: ЮК «АМБЕР» и «Финансовый клуб». Конференция состоялась в Киеве 5 ноября 2019 года, медиаподдержку обеспечила газета «Юридическая практика».

Первая часть мероприятия прошла в формате открытого диалога, посвященного финансовому мониторингу и комплаенсу. Его модератором выступил управляющий партнер «Финансового клуба» Руслан Черный, участниками — директор департамента финансового мониторинга АБ «Укргазбанк» Алексей Бережной, директор по комплаенс-контролю и финансовому мониторингу ПАО «Альфа-банк» Полина Харченко, директор департамента комплаенса и финансового мониторинга АО «Райффайзен Банк Аваль» Людмила Слободяник, главный комплаенс-офицер ПАО «Ощадбанк» Ирина Мудрая, руководитель направления сompliance АО КБ «ПриватБанк» Дмитрий Лучанинов, управляющий партнер ЮК «АМБЕР» Семен Ханин и директор ЮК «АМБЕР» Андрей Сегал.

«В стране должна создаваться и культивироваться культура комплаенса», — убеждена Полина Харченко. Г-жа Харченко считает, что бизнес и финансовый сектор должны быть открытыми друг для друга. Также в изменениях нуждается регуляторная сфера, а именно — система оценки банка: необходимо отказываться от трансакционного контроля. Когда регулятор начал внедрять международные стандарты, правила европейских директив, вспоминает Людмила Слободяник, банки стали более аккуратно подходить к выполнению требований законодательства и минимизации рисков.

Особенности национальной охоты за РЕР в коммерческом банке осветил Алексей Бережной. РЕР — это политически значимые персоны, однако г-н Бережной более приемлемым считает определение «политически уязвимые лица». По его словам, банкам при работе с РЕР хотелось бы понимать, что наличие электронной декларации на сайте Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции (НАПК) является подтверждением со стороны государства, что активы и средства этого клиента не вызывают подозрений в плане законности.

«Комплаенс нельзя рассматривать изолированно от корпоративного управления и оценки рисков», — считает Ирина Мудрая. Комплаенс-менеджмент позволяет эффективно управлять персоналом и ресурсами. В его основе лежит комплаенс-культура, и это то, что нужно развивать в банке, особенно государственном. Нюансы введения правил KYC (знай своего клиента): требование или необходимость стратегии банка? На этом вопросе остановился Дмитрий Лучанинов. Он согласился с мнением коллег, что комплаенс — это не подразделение, а функция, культура, которая должна быть в каждой бизнес-среде.

Возможности проведения финансового мониторинга на условиях аутсорсинга проанализировал Андрей Сегал. «Комплаенс, хотим мы этого или нет, — это вопрос выживания… И если мы не можем изменить мир, мы вынуждены под него подстраиваться, — считает Семен Ханин. — Банку необходимо разработать собственную бизнес-модель и уже в рамках этой модели настраивать онлайн-мониторинг с той или иной периодичностью, чтобы контролировать в автоматическом порядке действия клиентов», — резюмировал г-н Ханин.

Проблемы кредитования

В рамках второй части эксперты обсудили подводные камни кредитования. Модератором обсуждения выступил шеф-редактор газеты «Юридическая практика» Рустам Колесник. Что необходимо для восстановления системы кредитования в Украине? На этот вопрос отвечал директор юридического департамента Фонда гарантирования вкладов физических лиц Геннадий Семенов. Восстановление доверия к банковской системе, обеспечение снижения стоимости кредитных ресурсов, усовершенствование законодательства и сбалансирование интересов кредитора и должника в кредитных правоотношениях — это то, что поможет восстановить систему кредитования.

Правовые позиции судов в кредитных спорах осветил судья судебной палаты для рассмотрения дел по корпоративным спорам, корпоративным правам и ценным бумагам Кассационного хозяйственного суда в составе Верховного Суда (ВС) Игорь Ткач. Он понимает, что всем присутствующим необходима стабильная и эффективная работа судебной системы, ведь единство судебной практики, прогнозируемость судебных решений важны как для заемщиков, так и для банков.

Начальник управления по работе с проблемными активами Национального банка Украины (НБУ) Павел Поляруш озвучил пять путей возобновления кредитования бизнеса: снижение инфляции до 5 %, как это предусматривает среднесрочная цель НБУ; снижение учетной ставки; снижение кредитных рисков, которые банки вычисляют во время установления процентных ставок; упрощение доступа малого и среднего бизнеса к кредитным ресурсам; расширение доступа банков к финансированию, которое они смогут использовать для более дешевого кредитования бизнеса.

«Судебная практика, где стороной спора является поручитель» — тема выступления заместителя начальника управления претензионно-исковой работы юридического департамента НБУ Артема Амелина. Он считает, что для возобновления кредитования правила игры должны быть четкими, а судебная практика — стабильной.

Первый заместитель председателя правления АО «ТАСКОМБАНК» Владимир Дубей остановился на подводных камнях кредитования. По его словам, НБУ в последние время сделал достаточно много, однако сложно довести реформу (которая в европейских странах внедрялась в течение нескольких лет) до логического завершения в сжатые сроки в нынешних экономических условиях.

Анализ применения Закона Украины «Об обеспечении требований кредиторов и регистрации их обременений» Верховным Судом презентовала советник председателя правления по юридическим вопросам «Идея Банк» Юлия Карпец. Проблемные аспекты налогообложения в кредитных отношениях озвучила юрист ЮК «АМБЕР» Вероника Зарубицкая. В завершение дискуссии юрист ЮК «АМБЕР» Катерина Дробязко назвала основные ошибки, которые допускают банки при защите своих прав в кредитных спорах, и начала она с негативной тенденции — меняющейся судебной практики в кредитных спорах. Судебная реформа обещала становление единства судебной практики, однако этого пока не произошло.

Третья сессия конференции была посвящена особенностям расследования должностных преступлений в банковском секторе. Модератор — управляющий партнер компании «Финансовый клуб» Руслан Черный попросил спикеров рассказать, как борются с такими нарушениями органы и компании, которые они представляют.

Позицию Фонда гарантирования вкладов физических лиц представили начальник управления по вопросам взыскания вреда Фонда Олег Плотниченко и его заместитель Дмитрий Костюков. Олег Плотниченко рассказал, как выявить деяние, преследующее цель довести банк до неплатежеспособности. Поскольку основные инструменты, используемые в этих целях, совпадают с обычной деятельностью банка, нужно анализировать каждую сделку. Далее Дмитрий Костюков остановился на вопросах привлечения Фондом через хозяйственные суды к ответственности собственников и руководства банков.

Сотрудник Службы безопасности Украины Андрей Некоз отметил, что СБУ работает с банками преимущественно по вопросам обеспечения временного доступа к банковским данным, защищенным государственной тайной, либо же наложения ареста на имущество неких лиц. По его словам, на качестве работы негативно сказывается непрекращающаяся реформа правоохранительных органов. Начальник отдела организационно-методической работы и координации деятельности правоохранительных органов в сфере противодействия преступности Прокуратуры г. Киева Сергей Онищенко поддержал коллегу, дополнив, что большинство преступлений в банковской сфере совершаются высокопоставленными должностными лицами банка в сговоре, как правило, с привлечением на свою сторону руководства службы безопасности банка.

В свою очередь представитель управления банковской безопасности АО «Пиреус банк МКБ» Игорь Пристинский рассказал, как проходят обыски и предоставляется временный доступ к документам. «Решение суда мы не обсуждаем, а исполняем», — заявил представитель банка. Если с определением суда приходит уполномоченный на проведение указанного в решении действия сотрудник, такое определение принимается, и банк в течение 30 отведенных законодательством дней готовит документы, к которым предоставлен временный доступ. Отдают такие материалы также лицу, указанному в определении суда, а не любому оперативнику с поручением следователя.

В завершение сессии юристы ЮК «АМБЕР» рассказали о защите бизнеса от уголовных рисков. Так, Вадим Иванин остановился на основных новациях уголовного процессуального законодательства, которые были нацелены на снижение давления на бизнес, а адвокат Людмила Козятник акцентировала внимание на проблемах реального привлечения к ответственности учредителей, руководства и связанных лиц банков за доведение банков до состояния неплатежеспособности по статье 2181 Уголовного кодекса Украины.

Кристина ПОШЕЛЮЖНАЯ, Ирина ГОНЧАР • «Юридическая практика»

Поделиться

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Подписывайтесь на «Юридическую практику» в Facebook, Telegram, Linkedin и YouTube.

0 комментариев
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
Slider

Другие новости

PRAVO.UA

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: