Кто вправе спонсировать суды? — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №43 (357) » Кто вправе спонсировать суды?

Кто вправе спонсировать суды?

Верховный Совет принял в целом проект Закона «О внесении дополнений в Уголовный кодекс Украины», предусматривающий дополнение Раздела XIII Уголовного кодекса Украины статьей 3761 «Незаконное финансирование судебных органов». За законопроект проголосовали 237 депутатов.

Статья устанавливает уголовную ответственность за незаконное финансирование судебных органов на Украине вне Государственного бюджета Украины должностным лицом органов исполнительной власти, местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности либо физическим лицом в любой форме.

Санкция статьи предусматривает лишение права заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо арест на срок до шести месяцев, либо лишение свободы на срок до трех месяцев.

Главной целью этого законопроекта является признание незаконным финансирования судебной системы из всех источников, кроме Государственного бюджета, в частности, местных бюджетов, благотворительных фондов по содействию работе судей и судов, международных организаций, оказывающих техническую и финансовую помощь судам на Украине, и других внебюджетных фондов.

По мнению автора законопроекта народного депутата Леонида Черновецкого, установление уголовной ответственности за такое финансирование очень важно, поскольку оно оказывает непосредственное влияние на процесс правосудия. Г‑н Черновецкий считает незаконное финансирование судебных органов опасной разновидностью вмешательства в их деятельность, препятствующей осуществлению на Украине справедливого и честного правосудия. По утверждению сторонников данного законопроекта, сегодня прослеживается зависимость судей от субъектов внебюджетного финансирования судебной власти, что впоследствии может повлиять на объективность рассмотрения судом дел, стороной по которым выступают данные субъекты.

Другая сторона медали

К сожалению, проблема недостаточного финансирования не нова. Исходя из сложившейся ситуации, когда нужды судейского корпуса обеспечиваются меньше чем наполовину, возникает проблема поиска дополнительных источников финансирования. Тогда приходят на помощь органы местного самоуправления и международные организации, предоставляющие гранты и материальную помощь целевого назначения.

Внебюджетное финансирование осуществляется в рамках Государственной программы организационного обеспечения деятельности судов, на основании которой принимаются соответствующие региональные программы. Согласно Государственной программе, финансирование осуществляется не только за счет средств государственного бюджета, предусмотренных на содержание Государственной судебной администрации, органов и учреждений судебной системы, но и местных бюджетов и других источников, не запрещенных государством.

Исполнителями данной программы наряду с Государственной судебной администрацией выступают областные, Киевская и Севастопольская городские государственные администрации, оказывающие посильную помощь в финансировании судебной системы, предоставлении помещений, выделении средств на ремонт, техническое фиксирование судебного процесса. Материальные средства, выделяемые администрациями из местных бюджетов, не поступают непосредственно в районные суды, а перечисляются на счета территориальных управлений Государственной судебной администрации. По словам начальника управления планово-финансовой деятельности ГСА Ирины Сидоренко, подобное финансирование не всегда производится в форме перечисления денежных средств, а в 90 % случаев — это передача помещений, транспортных средств и т.д., что полностью отвечает целям и основным задачам Программы организационного обеспечения деятельности судов.

В случае подписания данного законопроекта Президентом Украины может расшириться круг проблем судебной системы, а работа служителей Фемиды еще больше усложнится.

Как считает заместитель председателя Государственной судебной администрации Леонид Богданов, принятие данного законопроекта не оправдано по нескольким причинам. Появление такой статьи в Уголовном кодексе может повлечь за собой приостановление такого финансирования, несмотря на то, что оно осуществляется на уровне Государственной программы, а решения об обеспечении деятельности судов принимаются на уровне областных советов, но не должностными лицами органов власти и местного самоуправления.

По мнению Леонида Богданова, такое финансирование не соответствует составу преступления статьи 3761 «Незаконное финансирование судебных органов», поскольку его субъектом выступают не организации (юридические лица, которые, как известно, уголовной ответственности не несут), а должностные лица органов исполнительной власти, местного самоуправления, предприятий, учреждений.

В результате введения уголовной ответственности за внебюджетное финансирование судебных органов международные организации, осуществляющие такую поддержку в рамках международного сотрудничества, могут отказаться от финансирования учебных программ для судей.

Вторая причина, по которой Уголовный кодекс не может быть дополнен данной статьей, — его несоответствие Конституции и нарушение равенства трех ветвей власти. Данная статья не предусматривает уголовной ответственности за незаконное финансирование органов законодательной и исполнительной власти, устанавливая тем самым дискриминационный режим для субъектов внебюджетного финансирования судебных органов. Таким образом, принятие законопроекта в предлагаемой редакции недопустимо.

По словам Леонида Богданова, статья 3761 «Незаконное финансирование судебных органов» не имеет отношения к статье 376 «Вмешательство в деятельность судебных органов», поскольку не конкретизирует ее содержания и не является по отношению к ней специальной нормой. Финансирование судебных органов не имеет ничего общего с вмешательством в их деятельность, так как имеет иную цель и назначение, а именно преодоление финансовых трудностей и заполнение пробелов в финансировании судебных органов.

По мнению первого заместителя министра юстиции Украины Василия Супруна, действующий Уголовный кодекс Украины уже содержит целый ряд статей, предусматривающих уголовную ответственность за незаконное финансирование судебной власти, в частности, статьи 376 «Вмешательство в деятельность судебных органов» и 210 «Использование служебным лицом бюджетных средств вопреки их целевому назначению». Следовательно, нет необходимости выделять такой состав преступления в специальную норму.

С момента своего возникновения ГСА прилагает все усилия, чтобы добиться от местных органов власти участия в решении финансовых проблем судебного корпуса. В случае принятия данного законопроекта, все усилия ГСА будут напрасными.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

FALSE

Кто и как возмещает вред работнику

Государственная практика

Недофинансирование — судейская боль

Деловая практика

«Выключительные» обстоятельства

Законодательная практика

Кто вправе спонсировать суды?

Неделя права

Ценная информация от ЦЕО

Актуально о третейских судах

Стартовала международная юридическая конференция

Финансирование правоохранительных органов будет увеличено, если...

Реестр событий

Выборы глазами Европейского суда

Реалии хозяйственного судопроизводства

Судебная практика

Чем можно «заверить» ВХСУ?

«Энергетика» законодательства

Судебные решения

Реструктуризация задолженности по оплате электроэнергии

Оплата потребляемой тепловой энергии

Действия, которые могут быть признаны нарушением антимонопольного законодательства

Легитимные сроки отключения электроэнергии

Тема номера

Третейские суды на оптовом энергорынке

Можно ли «обойти» оптовый энергорынок

Договорные отношения на энергорынке

Частная практика

Юрфирма в новом качестве

Юридический форум

Областная САУ — пример либеральности

Юридический форум. Письма редактору

В защиту Генерального прокурора

Інші новини

PRAVO.UA