12 июля с.г. Кабинет Министров Украины (КМУ) своим постановлением № 560 утвердил Порядок формирования тарифов на услуги по содержанию домов, сооружений и придомовых территорий (Порядок), который уже к вечеру 14 июля был выставлен на сайте КМУ, и именно в этой редакции документа осуществлялся его анализ.
Данным постановлением, кроме уже упомянутого Порядка, утвержден Типовой договор о предоставлении услуг по содержанию домов, сооружений и придомовых территорий (пункт 1), а также признано утратившим силу постановление КМУ № 939 от 22 июня 1998 года «Об усовершенствовании системы государственного регулирования размера квартирной платы и платы за содержание домов и придомовых территорий», в соответствии с которым развивалось ценообразование в отрасли до сих пор.
Квартирный водомер как яблоко раздора
Согласно части 1 статьи 31 Закона «О жилищно-коммунальных услугах» (Закон о ЖКУ), вступившего в силу 30 июля 2004 года, порядок формирования цен/тарифов на каждый вид жилищно-коммунальных услуг первой и второй групп определяет КМУ, а частью 1 статьи 14 указанного Закона к первой группе отнесены жилищно-коммунальные услуги, цены/тарифы на которые утверждают специально уполномоченные центральные органы исполнительной власти, ко второй — жилищно-коммунальные услуги, цены/тарифы на которые утверждают органы местного самоуправления для предоставления на соответствующей территории. То есть КМУ утвердил данный Порядок во исполнение и в развитие Закона о ЖКУ — более вопросов по этому факту не может быть. Вопрос возникает по поводу сроков принятия этого документа — согласно части 2 Заключительных положений упомянутого Закона, КМУ должен был в шестимесячный срок привести свои нормативно-правовые акты в соответствие и обеспечить приведение в соответствие с Законом нормативно-правовых актов центральных органов исполнительной власти, а также в трехмесячный срок со дня вступления в силу Закона разработать типовые договоры, предусмотренные вышеупомянутым Законом. Нетрудно подсчитать, что с 30 июля 2004 года (дня вступления в силу Закона о ЖКУ) до 12 июля 2005 года (дня принятия постановления № 560) прошло «несколько больше» времени, чем предусматривалось Его Величеством Законом.
А что же Порядок? При первом же прочтении документа возникает ряд вопросов. Первый из них спровоцирован пунктом 29, согласно которому «затраты на периодическую поверку, обслуживание и ремонт (в том числе демонтаж, транспортировку и монтаж после поверки) квартирных средств учета воды и тепловой энергии определяются в соответствии с заключенными договорами между собственником (балансодержателем) дома или его уполномоченным лицом и организацией, осуществляющей указанные работы». Естественно, указанные «периодическая поверка, обслуживание и ремонт (в том числе демонтаж, транспортировка и монтаж после поверки) квартирных средств учета воды и тепловой энергии» нашли отражение в Типовом перечне услуг по содержанию домов, сооружений и придомовых территорий (Приложение к Порядку, пункт 25).
Нетрудно предположить, какая ситуация сложится в жилищно-строительных кооперативах (ЖСК) и объединениях совладельцев многоквартирных домов (ОСМД) при применении данного Порядка, а то, что им обязаны руководствоваться субъекты хозяйствования всех форм собственности, не вызывает сомнений — об этом прямо сказано в пункте 1. В сегодняшних условиях, когда квартирными водомерами не охвачены все 100 % квартир, такое включение в стоимость обслуживания жилищного фонда затрат на поверку квартирных водомеров приведет к возникновению напряженности и прочих нежелательных ситуаций в коллективах ЖСК и ОСМД вследствие того, что покрытие затрат (включая демонтаж, транспортировку и монтаж после поверки) в действительности будет возложено и на тех владельцев квартир, которые по каким-либо причинам еще не имеют этих средств учета (речь, разумеется, идет не о новостройках, где уже внедрена «тотальная приборизация»).
Кроме того, основной деятельностью ОСМД и ЖСК является содержание совместного имущества, однако к нему не могут быть отнесены указанные средства учета, устанавливаемые, как правило, по инициативе отдельных владельцев квартир и за их средства. Впрочем, велика вероятность того, что аналогичные проблемы возникнут в муниципальном и ведомственном жилищных фондах. Согласно пункту 3 Порядка, при формировании тарифов на услуги «должна обеспечиваться прозрачность», поэтому у многих граждан, естественно, возникнут аналогичные вопросы.
Таков экономический аспект проблемы. Но, как и в любом вопросе, в данном случае имеется и юридический аспект. И вот как выглядит эта проблема в законодательном свете.
Согласно Конституции, нормы которой, как известно, являются нормами прямого действия, никто не может противоправно лишаться права собственности (часть 4 статьи 41), включая денежные средства, а использование владельцем этой самой собственности не может наносить ущерб правам других граждан (часть 7 статьи 41). Конституция Украины имеет высшую силу, а законы и другие нормативно-правовые акты принимаются на основе Конституции и должны ей соответствовать (часть 2 статьи 8).
Похоже, нововведение КМУ «не дружит» с конституционными нормами. Как же в таком случае решается вопрос поверки квартирных водомеров законодательством Украины? Ответ на вопрос «Кто должен поверить квартирный водомер?» имеется. Он был дан 15 июня 2004 года, когда Верховный Совет изложил в новой редакции Закон Украины «О метрологии и метрологической деятельности», вступивший в силу с 1 января 2005 года. Вот одна лишь цитата, но она дает ответ на этот наболевший вопрос:
«Статья 28. Поверка средств измерительной техники
3. Порядок представления физическими лицами, не являющимися субъектами предпринимательской деятельности, — владельцами измерительной техники (результаты измерений которыми используются для осуществления расчетов за потребленные для бытовых нужд электрическую энергию, газ и воду) на периодическую поверку этих средств и оплаты за работы, связанные с поверкой, устанавливается КМУ. Периодическая поверка, обслуживание и ремонт (в том числе демонтаж, транспортировка и монтаж) указанных средств измерительной техники осуществляются за счет предприятий и организаций, оказывающих услуги по электро‑, тепло-, газо-, водоснабжению».
Дальнейшая хронология такова. 24 января 2005 года Министерство юстиции зарегистрировало сразу два приказа Госжилкоммунхоза (№ 1 от 4 января 2005 года под № 76/10356 и № 2 от 4 января 2005 года под № 77/10357), изданных во исполнение Закона «О метрологии и метрологической деятельности».
Приказом № 1 внесены изменения и дополнения в Правила пользования системами коммунального водоснабжения и водоотвода в городах и поселках Украины, утвержденные приказом Госжилкоммунхоза Украины № 65 от 1 июля 1994 года. Так, пункт 1.13 пополнился еще одним абзацем следующего содержания: «Периодическая поверка, обслуживание и ремонт, в том числе демонтаж, транспортировка и монтаж водомеров (находящихся в собственности физических лиц, не являющихся субъектами предпринимательской деятельности), результаты измерений которыми используются для осуществления расчетов за потребленную для бытовых нужд воду, осуществляются за счет предприятий и организаций, оказывающих услуги водоснабжения». Абзацем аналогичного содержания дополнен и пункт 4.16.
Приказом № 2 внесены изменения и дополнения в Правила технической эксплуатации систем водоснабжения и канализации населенных пунктов Украины, утвержденные приказом Госжилкоммунхоза № 30 от 5 июля 1995 года. Так выглядит измененный пункт 11.2.1: «Периодическая поверка, обслуживание и ремонт, в том числе демонтаж, транспортировка и монтаж счетчиков воды (находящихся в собственности физических лиц, не являющихся субъектами предпринимательской деятельности), результаты измерений которыми используются для осуществления расчетов за потребленную для бытовых нужд воду, осуществляются за счет предприятий и организаций, предоставляющих услуги водоснабжения». Эта же мысль прописана и в других нормах этих Правил, в том числе в абзаце четвертом пункта 10.1.4, а также в ряде других, определяющих метрологическую политику при эксплуатации систем водоснабжения.
То есть, исходя из Закона «О метрологии и метрологической деятельности», КМУ должен был определить Порядок представления на поверку измерительной техники, используемой для расчетов за потребленные населением для бытовых нужд воду, газ и электрическую энергию, но никак не пытаться включить затраты, связанные с поверкой квартирных средств учета, в стоимость обслуживания жилья.
Тетенька, скажите дяденьке…
Немало вопросов возникает и по поводу выделения в отдельную составляющую затрат на обслуживание систем диспетчеризации. Согласно Порядку определения нормативных расходов жилищно-эксплуатационных организаций, связанных с содержанием домов и придомовых территорий», утвержденному приказом Госстроя № 214 от 3 сентября 1999 года, в стоимость технического обслуживания лифтов включены затраты на собственно техническое обслуживание лифтов и техническое обслуживание диспетчерских систем (Приложение 3), но без учета затрат на содержание диспетчеров. Сами диспетчерские (по устоявшейся еще в СССР традиции) содержались жилищно-эксплуатационными организациями, и они же содержали на балансе пульты диспетчерской связи и управления (переговорные устройства, размещенные в лифтах и на первых этажах у входов в лифты, включены в стоимость домостроений). В сегодняшних условиях, когда на смену прежним структурам приходят новые, ориентированные на рыночные отношения, представляется целесообразным передать указанные пульты диспетчеризации в управление (на баланс) организаций, осуществляющих техническое обслуживание лифтов, с включением, естественно, в упомянутый Порядок затрат на содержание персонала (заработная плата, отчисления на социальное страхование и т.п.). Это позволит ликвидировать ненужное промежуточное звено, что положительно скажется на качестве обслуживания и вполне соответствует логике и устоявшейся практике — энергоснабжающие организации, водоканалы содержат собственные диспетчерские. Частные же компании, занимающиеся обслуживанием жилищного фонда, будут освобождены от непрофильных для них функций посредников между лифтообслуживающей организацией и такими независимыми от них субъектами, как ЖСК и ОСМД (а также ведомствами), чьи лифты подключены к указанным территориальным диспетчерским пультам, которые им (частным жилищно-эксплуатационным организациям) «достаются в наследство» от прежних ЖЭО/ЖЭКов.
Кто устранит течь?
Вызывают недоумение и нормы пункта 13 комментируемого Порядка, согласно которым «затраты на техническое обслуживание внутридомовых систем тепло-, водоснабжения и ливневой канализации определяются в соответствии с заключенными договорами с организацией, осуществляющей эксплуатацию внутридомовых систем». Если неукоснительно следовать этой норме, ЖСК, ОСМД и иные жилищно-эксплуатационные организации обязаны сократить сегодня должность слесарей-сантехников и заключить договора со специализированными организациями. Не исключаю такой возможности, при условии, конечно, что соответствующие структуры имеются, а соотношение цены и качества устраивает заказчика. Но, вероятно, следовало в данный пункт заложить право обслуживающих организаций самим выбирать модель — самостоятельно обслуживать внутридомовые сети (чай, не атомный реактор!) или прибегнуть к помощи специализированных организаций. Естественно, с указанием элементов затрат (заработная плата, отчисления на социальное страхование, материальные затраты и т.д.).
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…