Тема судей и правосудия стала лейтмотивом очередного заседания Комитета Верховного Совета Украины по вопросам правовой политики, состоявшегося 30 июня с.г. Кроме рассмотрения кандидатур судей, которые будут рекомендованы парламенту для избрания бессрочно (около 80) и увольнения, рассматривался также и очень важный вопрос о назначении судей на административные должности. А именно: кто и в какие сроки должен это делать.
По словам докладчика по данному вопросу, председателя правового Комитета Василия Онопенко, с 2003 года боле ста представлений Совета судей о назначении судей на такие должности не рассмотрены. Согласно Указу Президента Украины от 10 декабря 2003 года, которым утверждено Положение о порядке назначения судей на административные должности в судах общей юрисдикции (кроме административных должностей в Верховном Суде Украины) и увольнения с этих должностей, вопросами рассмотрения кандидатур на занятие судьей административной должности занимается специальная комиссия Секретариата Президента Украины. Согласно же Закону «О судоустройстве Украины», рекомендации и представления о возможности назначения на админдолжность того или иного судьи подает Совет судей Украины. По мнению народных депутатов, в данном случае имеется явное противоречие Указа Закону.
Также все народные депутаты согласились с мнением народных депутатов Василия Сиренко и Юрия Кармазина о том, что в Законе «О судоустройстве Украины» имеется большой пробел в части установления срока для рассмотрения Президентом представлений Совета судей о назначении судей на админдолжности. В связи с этим одни представления рассматриваются годами, а другие — в течение трех дней.
В решении Комитета по данному вопросу делается акцент на то, что в назначении судей принимает участие не только Секретариат Президента Украины, но и Совет национальной безопасности и обороны Украины (СНБОУ). Следует отметить, что, согласно Положению о Секретариате Президента Украины, он имеет право по поручению Президента Украины принимать участие в подготовке проектов актов Президента Украины на всех этапах в КМУ, СНБОУ и других органах государственной власти, готовить проекты решений и актов Президента Украины, обеспечивать и контролировать их исполнение. Согласно же Положению о СНБОУ, Совет нацбезопасности имеет право подавать на рассмотрение Президента Украины внесенные, согласно Конституции, предложения относительно кандидатур на должности судей, назначение которых осуществляет Президент Украины.
В силу нечеткости формулирования полномочий этих органов ныне сложилась ситуация, когда представления Совета судей о назначении судей на админдолжности предварительно рассматриваются Секретариатом Президента и СНБОУ, что, по общему мнению Комитета, явно противоречит Закону «О судоустройстве Украины» и конституционному принципу разделения власти.
Кроме того, отдельные народные депутаты, а также и.о. Председателя Верховного Суда Украины Петр Пилипчук, напомнили, что в Европе избрание судей на админдолжности происходит на соответствующих съездах судей или заседаниях судейских коллегий. Такая же практика существует в Высших специализированных судах Украины и Верховном Суде. А по непонятным причинам председатели местных судов назначаются Президентом Украины. Эту практику было предложено упразднить путем внесения соответствующих изменений в Закон «О судоустройстве Украины».
В связи с вышеуказанным в своем решении Комитет постановил следующее. Во-первых, проинформировать Президента Украины о ситуации, сложившейся с назначением судей на административные должности в судах общей юрисдикции, о несоответствии упомянутых указов законодательству, в том числе и Конституции, и попросить его безотлагательно урегулировать этот вопрос, в том числе путем их отмены. Во-вторых, создать специальную рабочую группу, которая должна будет подготовить проект Закона о внесении изменений в Закон «О судоустройстве Украины», способствующий разрешению данной проблемы, который должен быть представлен на первое заседание Комитета в сентябре.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…