Кто должен назначать судей? — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №27 (393) » Кто должен назначать судей?

Кто должен назначать судей?

Тема судей и правосудия стала лейтмотивом очередного заседания Комитета Верховного Совета Украины по вопросам правовой политики, состоявшегося 30 июня с.г. Кроме рассмотрения кандидатур судей, которые будут рекомендованы парламенту для избрания бессрочно (около 80) и увольнения, рассматривался также и очень важный вопрос о назначении ­судей на административные должнос­ти. А именно: кто и в какие сроки должен это делать.

По словам докладчика по данному вопросу, председателя правового Комитета Василия Онопенко, с 2003 года боле ста представлений Совета судей о назначении судей на такие должности не рассмотрены. Согласно Указу Президента Украины от 10 декабря 2003 года, которым утверждено Положение о порядке назначения судей на административные должности в судах общей юрисдикции (кроме административных должностей в Верховном Суде Украины) и увольнения с этих должностей, вопросами рассмотрения кандидатур на занятие судьей административной должности занимается специальная комиссия Секретариата Президента Украины. Согласно же Закону «О судоустройстве Украины», рекомендации и представления о возможности назначения на админдолжность того или иного судьи подает Совет судей Украины. По мнению народных депутатов, в данном случае имеется явное противоречие Указа Закону.

Также все народные депутаты согласились с мнением народных депутатов Василия Сиренко и Юрия Кармазина о том, что в Законе «О судоустройстве Украины» имеется большой пробел в части установления срока для рассмот­рения Президентом представлений Совета судей о назначении судей на админдолжности. В связи с этим одни представления рассматриваются годами, а другие — в течение трех дней.

В решении Комитета по данному вопросу делается акцент на то, что в назначении судей принимает участие не только Секретариат Президента Украины, но и Совет национальной безопасности и обороны Украины (СНБОУ). ­Следует отметить, что, согласно Положению о Секретариате Президента Украины, он имеет право по поручению Президента Украины принимать участие в подготовке проектов актов Президента Украины на всех этапах в КМУ, СНБОУ и других органах государственной власти, готовить проекты решений и актов Президента Украины, обеспечивать и контролировать их исполнение. Согласно же Положению о СНБОУ, Совет нацбезопасности имеет право подавать на рассмотрение Президента Украины внесенные, согласно Конституции, предложения относительно кандидатур на должности судей, назначение которых осуществляет Президент Украины.

В силу нечеткости формулирования полномочий этих органов ныне сложилась ситуация, когда представления Совета судей о назначении судей на админдолжнос­ти предварительно рассматриваются Секретариатом Президента и СНБОУ, что, по общему мнению Комитета, явно противоречит Закону «О судоустройстве Украины» и конституционному принципу разделения власти.

Кроме того, отдельные народные депутаты, а также и.о. Председателя Верховного Суда Украины Петр Пилипчук, напомнили, что в Европе избрание судей на админдолжности происходит на соответствующих съездах судей или заседаниях судейских коллегий. Такая же практика существует в Высших специализированных судах Украины и Верховном Суде. А по непонятным причинам председатели местных судов назначаются Президентом Украины. Эту практику было предложено упразднить путем внесения соответствующих изменений в Закон «О судоустройстве Украины».

В связи с вышеуказанным в своем решении Комитет постановил следующее. Во-первых, проинформировать Президента Украины о ситуации, сложившейся с назначением судей на административные должности в судах общей юрисдикции, о несоответствии упомянутых указов законодательству, в том числе и Конституции, и попросить его безотлагательно урегулировать этот вопрос, в том числе путем их отмены. Во-вторых, создать специальную рабочую группу, которая должна будет подготовить проект Закона о внесении изменений в Закон «О судоустройстве Украины», способствующий разрешению данной проблемы, который должен быть представлен на первое заседание Комитета в сентябре.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

Экологическая милиция: quo vadis?

Деловая практика

Кто не успел — тот опоздал?

«Согласованное» регулирование

Законодательная практика

Через тернии к «единому окну»

Все возвращается на круги своя

Комментарии и аналитика

Что позволено Юпитеру, то не позволено быку

Разбор «по понятиям». Реприватизация

Электронные деньги: как регулировать?

Анализ проекта Закона «Об адвокатуре»

Неделя права

Кто должен назначать судей?

Удар по киберпреступности

«Железная» логика АМКУ

Адаптация норм об акцизах

Реестр событий

«Пора» в Печерский суд идти…

Дело «ферросплавов» закрыто

Новое лицо «центрового» суда г. Киева

Репортаж

Девиз Съезда: то ли еще будет

Судебная практика

Вексельный разнобой

Пользуйтесь имуществом правильно!

Что нам стоит чужой дом построить?

«Дутый» кредитор, которого не ждали

Судебные решения

Защита прав собственников многоквартирных домов

Основания для лишения права пользования жилым помещением

Права лиц в связи с прекращением договора найма жилого помещения

Тема номера

Новый кодекс будет. Заживем ли по-новому?

Частная практика

ВККА: много бумажной работы

«Сложные» клиенты юрфирмы

Юридический форум

Банкротство в «законе»

Принятие УПК откладывается

Юридический форум. Письма редактору

Позвольте возразить

Інші новини

PRAVO.UA