Крымский канал — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА

Крымский канал

Рубрика Тема номера
Проблема уголовной ответственности за торговлю украинской продукцией в Крыму в настоящее время нуждается в более четком законодательном урегулировании

Вопрос санкций и привлечения юридических лиц, их руководителей к ответственности за торговлю и сотрудничество с компаниями из Крыма (Автономная Республика Крым, АРК) был актуальным для Украины с момента его аннексии.

Это — статья

В 2014 году Уголовный кодекс (УК) Украины был дополнен статьей 1102, которая предусматривает уголовную ответственность за финансирование действий, совершенных с целью насильственного изменения или свержения конституционного строя либо захвата государственной власти, изменения границ территории или государственной границы Украины.

Начиная с того момента фактически любая экономическая активность на временно оккупированных территориях стала предметом пристального внимания со стороны органов охраны правопорядка и особенно — со стороны Службы безопасности Украины (СБУ).

Несмотря на имеющиеся статистические данные (например, исходя из информации Офиса Генерального прокурора, по состоянию на декабрь 2020 года насчитывалось всего 29 уголовных производств по указанной статье), потенциальные риски как для бизнеса, так и для физических лиц достаточно существенны.

Традиционно такие риски в значительной степени были связаны с экономической и иной активностью на оккупированных территориях, расположенных на востоке Украины. Однако в последнее время все чаще внимание органов правопорядка привлекают процессы, связанные с деятельностью бизнеса на временно оккупированной территории Автономной Республики Крым и г. Севастополя.

В связи с этим следует обратить внимание на некоторые особенности правовой квалификации действий, связанных с экономической активностью в АРК (оплаты налогов, поставки товаров и т.п.), в разрезе диспозиции статьи 1102 УК Украины.

Указанная статья предусматривает, что уголовная ответственность наступает в случаях:

— финансирования действий, совершенных с целью изменения границ территории или государственной границы Украины в нарушение порядка, установленного Конституцией Украины (часть 1 статьи 1102 УК Украины);

— финансирования действий, совершенных с целью насильственного изменения или свержения конституционного строя или захвата государственной власти (часть 2 статьи 1102 УК Украины).

При этом под понятием «финансирование действий» понимается достаточно широкий круг экономических активностей, и сама формулировка не совсем удачна. В частности, финансированием действий, предусмотренных этой статьей, являются действия, совершенные с целью их финансового или материального обеспечения. Таким образом, практически какие-либо платежи, поставка товара или услуг на территорию АРК потенциально могут квалифицироваться органами правопорядка по статье 1102 УК Украины.

На практике фактически любая экономическая активность как лиц, которые остались на не подконтрольной Украине территории АРК, так и лиц, которые действовали с контролируемой Украиной территории или из других стран, часто квалифицируется органами правопорядка по статье 1102 УК Украины. Один из основных аргументов: уплата обязательных платежей (налогов, сборов, пошлин), а также поставка товаров или услуг на оккупированную территорию АРК являются материальной поддержкой незаконно созданных органов государственной власти и используются для указанных целей.

Вопрос привлечения

16 декабря 2015 года Кабинетом Министров Украины было принято постановление № 1035 «Об ограничении поставок отдельных товаров (работ, услуг) со временно оккупированной территории на другую территорию Украины и/или с другой территории Украины на временно оккупированную территорию», которым были полностью запрещены на период временной оккупации соответствующие поставки за некоторыми исключениями.

Указанное постановление Кабинета Министров Украины вступило в силу 17 января 2016 года, однако впоследствии было обжаловано в судебном порядке и постановлением Киевского апелляционного административного суда от 14 июня 2017 года по делу № 826/9502/16 пункт 1 данного постановления был признан незаконным и недействующим. С этой даты действие соответствующих ограничений утратило свою силу.

Следовательно, в настоящее время отсутствуют прямые ограничения на поставку товаров или услуг в АРК, что вызывает объективные сомнения в возможности привлечения к уголовной ответственности за хозяйственные операции на территории АРК. Однако и в период действия постановления квалификация подобных действий по статье 1102 также вызывала вопросы.

Само по себе финансирование действий, указанных в статье 1102 УК Украины, должно быть направлено на достижение конкретного конечного преступного результата, для целей которого оно и проводится. Исходя из этого, крайне сложно доказать умысел лица, направленный именно на финансирование конкретных действий с конкретной целью в виде изменения границ территории или государственной границы Украины в нарушение порядка, установленного Конституцией Украины. При этом на практике также необходимы доказательства, что действия лица совершались по предварительному сговору с лицами, которых оно финансирует.

Кроме того, с точки зрения уголовно-правовой квалификации необходимо точно установить, что перечисляемые средства или поставка товаров/услуг в последующем были направлены именно на соответствующие преступные цели. Таким образом, при квалификации действий, предусмотренных статьей 1102 УК Украины, субъективная сторона преступления является определяющей. При этом речь идет не только о прямом умысле, но и о цели, которая должна четко прослеживаться и не носить абстрактный характер.

Санкционная политика

Другим методом прекращения любой хозяйственной деятельности с компаниями из АРК стало введение санкций против компаний и их руководства. Именно с целью запрета любого сотрудничества и получения дохода с оккупированной территории или из Российской Федерации был принят Закон Украины «О санкциях».

В соответствии с законом предложения по применению, отмене и внесению изменений в санкции выносятся на рассмотрение Совета национальной безопасности и обороны Украины. Решение о применении, отмене и внесении изменений в санкции принимается Советом национальной безопасности и обороны Украины и вводится в действие указом Президента Украины.

Практика применения в Украине такой формы борьбы с аннексией АРК не является новеллой. Уже на протяжении более чем шести лет Европейский Союз применяет пакет санкций, который был введен из-за аннексии Крыма. «Крымский» пакет санкций предусматривает запрет на импорт продукции из АРК в ЕС, инвестиции в АРК, туристические услуги в АРК, а также иные ограничения.

Вместе с тем, несмотря на существующие ограничения, до сих пор парламент не ввел прямой нормы в УК Украины, которая бы прямо криминализировала незаконное сотрудничество с оккупированными территориями Украины или нарушение санкционного режима. Это приводит к тому, что юридические лица фактически игнорируют данные требования правительства и создают иные модели сотрудничества с аннексированным Крымом.

В свою очередь, такая юридическая неопределенность создает условия для оказания давления на компании со стороны правоохранителей путем инициирования множества уголовных производств за преступления против основ национальной безопасности Украины и квалификации при этом действий компании по статье 1102 УК Украины, а также по статьям 109, 110 УК Украины. Если детально проанализировать диспозицию статьи 1102 УК Украины, то можно сделать вывод, что указанная статья не может инкриминироваться за нарушение санкций или любое сотрудничество с компаниями на территории аннексированного Крыма, поскольку сам по себе факт торговли не может рассматриваться как объективная сторона финансирования действий, направленных на изменение или свержение конституционного строя.

Данное обстоятельство также обсуждается и в Верховной Раде Украины, в связи с чем в сентябре 2020 года был зарегистрирован законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно установления ответственности за нарушение требований санкционного режима, действующего в защиту национальной безопасности и территориальной целостности Украины» (№ 4002). Как утверждает сам автор законопроекта, «на сегодняшний день в отдельных материалах национальных уголовных производств содержится информация, которая может свидетельствовать о фактах нарушения санкций. В то же время наше государство в лице органов правосудия и правоохранительных органов пока фактически не имеет уголовно-правовых механизмов противодействия таким нарушениям».

Именно поэтому законопроектом предлагается законодательное закрепление осуществления контроля и надзора за соблюдением законодательства о санкциях и введения финансовой и уголовной ответственности за нарушение установленных ограничительных мероприятий (санкций). Так, законодатель предлагает ввести в Уголовный кодекс Украины новую статью 2092, в которой предусмотреть уголовную ответственность за умышленное нарушение требований законодательства по применению специальных экономических и других ограничительных мер (санкций). Органом досудебного расследования, по логике законодателей, должна быть Служба безопасности Украины, несмотря на тот факт, что было заявлено о реформировании СБУ и ее фокусировании исключительно на разведывательной и контрразведывательной деятельности.

То есть для привлечения должностных лиц юридического лица сначала будет необходимо применить санкции против такой компании, и только потом появится возможность привлечения к ответственности за их нарушение. Таким образом, на сегодняшний день доказать в суде вину руководства компании или ее должностных лиц за финансовое сотрудничество с компаниями из аннексированного Крыма почти невозможно, поскольку Уголовный кодекс Украины четко и прямо не предусматривает такого состава преступления, а потому открытие уголовных производств по различным статьям УК Украины создает условия для формирования неоднозначной юридической практики, грубо нарушающей права компаний на территории Украины.

Сергей СМИРНОВ — партнер Sayenko Kharenko, г. Киев,

Злата СИМОНЕНКО — советник Sayenko Kharenko, г. Киев

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Інші новини

PRAVO.UA