На сегодня типичной стала история, когда кредитор юридического лица случайно узнает о том, что последний пребывает в процедуре производства по делу о банкротстве, или о том, что уже вынесено постановление хозяйственного суда о признании должника банкротом. Со всеми неутешительными последствиями, вытекающими из этого. То есть для защиты своих имущественных интересов кредиторы имеют два варианта плана действий: или постоянно отслеживать (что не всегда является рациональным), не вынесено ли судебное определение о возбуждении производства по делу о банкротстве должника, или легкомысленно рассчитывать на то, что они случайно, а главное, в нужный момент, узнают о наличии такого факта.
В положениях частей 1, 2 статьи 14 Закона Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» (Закон о банкротстве) указано, что конкурсные кредиторы по требованиям, которые возникли до дня возбуждения производства по делу о банкротстве, на протяжении 30 дней со дня опубликования в официальном печатном органе объявления о возбуждении производства по делу о банкротстве обязаны подать в хозяйственный суд письменные заявления с требованиями к должнику, а также документы, их подтверждающие.
Требования конкурсных кредиторов, заявленные после окончания срока, установленного для их предъявления, или не заявленные вообще, — не рассматриваются и считаются погашенными, о чем хозяйственный суд указывает в определении, которым утверждает реестр требований кредиторов. Указанный срок является граничным и восстановлению не подлежит. При этом статья называется «Выявление кредиторов и лиц, желающих принять участие в санации должника». Но кто кого должен «выявлять» — это еще вопрос. Еще большую путаницу внесли изменения в положения части 15 статьи 11 Закона о банкротстве, где указано, что после официального опубликования определения о возбуждении производства по делу о банкротстве на официальном веб-сайте судебной власти Украины все кредиторы, независимо от наступления срока исполнения обязательств, имеют право подавать заявления с денежными требованиями к должнику в соответствии со статьей 14 указанного Закона. Становится непонятно, с какого именно момента кредитор имеет право или обязан подать заявление с требованиями к должнику — со дня опубликования в официальном печатном органе, или со дня обнародования на официальном веб-сайте судебной власти?
В данной статье стоит заострить внимание на том, насколько правомерными и резонными являются положения норм Закона о банкротстве в контексте защиты интересов кредиторов должника.
В первую очередь необходимо рассмотреть вопрос выявления кредиторов в процессе ликвидации юридического лица согласно нормам статьи 60 Хозяйственного кодекса (ХК) Украины. Так, согласно части 3 статьи 60 ХК Украины, ликвидационная комиссия или иной орган, которые проводят ликвидацию субъекта хозяйствования, размещают в печатных органах в соответствии с законом объявление о его ликвидации и о порядке и сроках заявления кредиторами своих претензий, а явных (известных) кредиторов уведомляют персонально в письменной форме в установленные Кодексом или специальным законом сроки. Часть 4 статьи 60 ХК Украины устанавливает, что одновременно ликвидационная комиссия принимает необходимые меры, в частности, для выявления требований кредиторов, с письменным уведомлением каждого из них о ликвидации субъекта хозяйствования. То есть закон прямо обязывает ликвидационную комиссию занять активную позицию по выявлению и соответствующему уведомлению кредиторов. Однако было бы неплохо, если бы в Законе о банкротстве имелось определение термина «явные (известные) кредиторы». В то же время часть 1 статьи 111 Гражданского кодекса (ГК) Украины указывает на обязанность ликвидационной комиссии письменно уведомить каждого из должников о прекращении юридического лица. Согласно ГК Украины, выявление кредиторов осуществляется посредством публикации в специализированном печатном средстве массовой информации, что можно условно назвать «пассивной формой выявления кредиторов».
Должным образом отнесся законодатель к защите интересов кредиторов в контексте вопроса уменьшения уставного капитала хозяйственного общества. Так, частью 3 статьи 39 Закона Украины «О хозяйственных обществах» предусмотрено, что уменьшение уставного капитала акционерного общества допускается после уведомления об этом всех его кредиторов. Такие положения вступают в разногласие с Законом Украины «Об акционерных обществах». Частью 2 статьи 16 указанного Закона предусмотрено, что после принятия решения об уменьшении уставного капитала исполнительный орган письменно уведомляет каждого кредитора, требования которого к акционерному обществу не обеспечены залогом, гарантией или поручительством, о таком решении. Это дает возможность таким кредиторам воспользоваться правами, предусмотренными частью 3 статьи 16 Закона «Об акционерных обществах». И в данном случае представляется вполне логичным и обоснованным уведомление лишь определенной категории кредиторов — как наиболее уязвимых. Что касается остальных кредиторов, для них предусмотрен иной механизм защиты их прав и законных интересов. Во-первых, это публикация в официальном печатном органе объявления о проведении общего собрания акционеров не позднее 30 дней до даты их проведения. Во-вторых, существует институт «обязательного выкупа акций», благодаря которому каждый акционер — собственник простых акций имеет право требовать осуществления обязательного выкупа акционерным обществом принадлежащих ему голосующих акций, если он зарегистрировался для участия в общем собрании и голосовал против принятия общим собранием решения об изменении (в данном случае — уменьшении) уставного капитала (часть 1 статьи 68 Закона «Об акционерных обществах»).
Таким образом, можно утверждать о наличии в законодательстве приоритетной позиции, направленной на защиту прав и законных интересов кредиторов юридического лица, в частности, когда дело касается его прекращения (не в результате банкротства) или уменьшения размера уставного капитала, что потенциально влечет за собой угрозу нарушения таких прав и интересов.
Однако, что касается прав и интересов кредиторов юридического лица, пребывающего в процедуре производства по делу о банкротстве, здесь существует только иллюзия защиты. Так, оправданной является преклюзивность срока, на протяжении которого конкурсные кредиторы могут заявить свои требования к должнику, но непонятным остается механизм выявления кредиторов должника. Такая позиция законодателя наталкивает на мысль о том, что это своеобразный способ избавиться от львиной доли кредиторов с их требованиями и таким образом вполне «правомерно» уклониться от ответственности, чем, собственно, и пользуются с успехом на практике недобросовестные должники. Но больше всего удивляет категоричность позиции законодателя, который все вносит изменения в Закон о банкротстве, а очевидного как бы и не замечает.
ПАВЛЕНКО Александра — помощник юриста, ЮФ «КЛМ», г. Киев
Алена КАПАЦЫН,
юрист ЮК «Алексеев, Боярчуков и Партнеры»
В соответствии с Законом о банкротстве и практикой ведения дел по банкротству предусмотрены несколько способов выявления кредиторов должника, которые чаще всего используются арбитражными управляющими при исполнении своих обязанностей ликвидатора.
Общим способом выявления всех кредиторов является размещение в официальных печатных органах объявления о признании должника банкротом. Специальный метод предусматривает письменное сообщение ликвидатора о признании хозяйственным судом должника банкротом всем известным ему кредиторам. К таким потенциальным кредиторам относятся: органы налоговой службы, фонды социального страхования и другие государственные органы.
Специальный метод уведомления являет собой еще и небольшую подстраховку для арбитражного управляющего при выполнении своих обязанностей во время процедуры ликвидации должника. Неприменение данного метода приведет к тому, что реестр требований кредиторов и отчет ликвидатора не будут утверждены на основании невыполнения последним своих обязанностей в полной мере. Также разрешается применять другие способы выявления кредиторов, которые не предусмотрены, но и не противоречат действующему законодательству.
Елена ВОЛЯНСКАЯ,
юрист LCF Law Group
Хотелось бы обратить внимание на некоторую коллизионность норм Закона о банкротстве, которыми урегулирован порядок выявления кредиторов должника.
Законом Украины от 22 сентября 2011 года № 3795-VI внесены изменения в часть 5 статьи 11 Закона о банкротстве.
В соответствии с новой редакцией статьи судья, с целью выявления всех кредиторов, в подготовительном заседании выносит определение и обнародует его на официальном веб-сайте судебной власти Украины. Таким образом, порядок публикации информации о возбуждении дела о банкротстве изменен, и эта обязанность возложена на суд.
В то же время законодатель оставил в силе часть 13 статьи 11 Закона о банкротстве, которая, в свою очередь, предусматривает право хозяйственного суда на применение санкций к заявителю, если он не выполняет требование суда о публикации объявления о возбуждении производства по делу о банкротстве. Данная коллизия нивелирована законодателем в новой редакции Закона о банкротстве, которая вступит в силу 18 января 2013 года.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…