600-90_WAIT
прапор_України

Генеральний партнер 2023 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА

Краткий курс

Приватизация государственного и коммунального имущества

Рубрика Тема номера
Сокращение перечня предприятий, которые не подлежат приватизации, и развитие инициатив со стороны правоприменительных органов может улучшить ситуацию на рынке M&A

Одним из направлений в сфере слияния и поглощения (М&А), которое вновь обретает популярность в Украине, является приватизация государственного и коммунального имущества. Специфика вовлечения юристов в сделки по приватизации заключается в необходимости постоянного взаимодействия с государством как владельцем покупаемых активов и контроля за соблюдением всех формальностей на каждом этапе приватизационных процессов.

Прозрачная, быстрая, выгодная приватизация — это возможность привлечь инвестиции в страну для государства и приобрести интересные активы для инвесторов. Для достижения указанных целей в 2018 году был принят Закон Украины «О приватизации государственного и коммунального имущества» (Закон), который упростил процедуры приватизации, а также ввел новые механизмы и институты (например, привлечение советников на стадии подготовки предприятий к приватизации, возможность заключать договоры купли-продажи по иностранному праву).

Данные изменения уже дали некоторые позитивные плоды в виде запуска рынка малой приватизации. В то же время на практике остается ряд проблем с реализацией положений Закона и соответствующей правоприменительной практики, которые не позволяют эффективно осуществить приватизацию и увеличивать количество соответствующих сделок на рынке. Это, в частности, подтверждается показателями приватизации — план выполнен на 2,1 % согласно показателям Министерства финансов Украины. Ниже мы проанализируем некоторые из основных проблем приватизации как части рынка M&A.

Перечни запрещенных объектов

Главная проблема большой приватизации на данный момент — небольшой спрос ввиду отсутствия действительно интересных предложений. Инвесторов особенно интересуют объекты, которые находятся под общим запретом приватизации. Многие из таких объектов уже давно не имеют стратегического значения и не обеспечивают потребности органов государственной власти, но продолжают управляться неэффективно, а потому должны быть исключены из перечня объектов, не подлежащих приватизации.

На данный момент на рассмотрении Верховной Рады Украины находится законопроект, предусматривающий существенное уменьшение перечня объектов, которые не подлежат приватизации. Безусловно, принятие такого закона с минимальным перечнем объектов, не подлежащих приватизации, приведет к активизации инвесторов и росту количества сделок на рынке M&A.

Безынициативность органов

Начало приватизационного процесса любого предприятия связано с включением такого предприятия в перечень объектов, которые подлежат приватизации (для объектов малой приватизации по решению Фонда государственного имущества Украины (ФГИУ), а большой — по решению Кабинета Министров Украины (КМУ). Закон фактически предоставляет инвестору (потенциальному покупателю) возможность инициировать приватизацию любого предприятия, которое не запрещено к приватизации, путем подачи соответствующего заявления в ФГИУ. В свою очередь ФГИУ согласовывает включение в перечень с органом управления.

К сожалению, уже на этих начальных этапах инвесторы сталкиваются с отсутствием ответов или не всегда в достаточной мере обоснованными отказами ФГИУ и, что чаще, органов управления во включении предприятия в перечень объектов, подлежащих приватизации.

Аналогичные явления наблюдаются и на более поздних стадиях: не всегда надлежащим образом обоснованные задержки с принятием решения о приватизации, передаче функций управления активами от органов управления к ФГИУ, создании аукционной комиссии.

Любое такое бездействие вынуждает инвестора или прекратить попытки приватизации интересующего его объекта, или применить обременительные меры по обжалованию действий (бездействия) ФГИУ и органов управления в суде. Второе в свою очередь требует привлечения судебных юристов на самых ранних стадиях потенциальной сделки.

Доступ к данным, аудит

Спрос со стороны иностранных инвесторов есть, более существенным он оказался на внутреннем рынке государства. Но продажи все равно не происходят. Кроме вышеуказанных причин на ситуацию влияет также отсутствие достаточной информации об объектах приватизации в общедоступных источниках. Реальной информацией о состоянии и стоимости активов владеют, как правило, или представители местной власти, или связанные с ними бизнесмены.

В связи с этим при проверке активов в рамках приватизации крайне желательно не ограничиваться сбором данных о продаваемых объектах в публичных реестрах, а делать запросы на получение необходимой информации от ФГИУ и органов управления. В то же время детальный due diligence объектов малой приватизации может быть осложнен ввиду бездействия государственных органов, которые могут отвечать на запросы «отписками» или вовсе игнорировать их, и сроков малой приватизации — объявление о продаже публикуется в срок от 20 до 35 дней до планируемой даты торгов, что не позволяет собрать всю необходимую информацию (в частности, путем направления публичных запросов).

Также при оценке привлекательности объектов недвижимости крайне важно обращать внимание на наличие прав аренды на продаваемое имущество, поскольку условия приватизации предусматривают обязательное условие сохранения арендных отношений между новым покупателем и текущим арендатором.

Совершенно другая ситуация с объектами большой приватизации: при их подготовке к приватизации должны привлекаться советники, способные провести полное изучение актива, выявить все возможные риски, обеспечить их минимизацию и реструктуризацию объекта для повышения его инвестиционной привлекательности. Потенциальный же покупатель имеет право ознакомиться с информационным пакетом по интересующему объекту до начала торгов.

В то же время процедуры привлечения советников были долгое время заморожены в связи с наложением соответствующих запретов украинскими судами по искам других претендентов на роль советников (отменены в июле текущего года). Потому эффективность их привлечения мы сможем оценить лишь в ближайшем будущем.

Аграрный сектор

Аграрные предприятия, принадлежащие государству, одновременно являются наименее рентабельными для государства (ввиду неэффективного использования ресурсов, неформальной передачи земель на обработку третьим лицам) и достаточно интересными для потенциальных инвесторов.

В этом аспекте наиболее сложным остается вопрос, связанный с землей, которая, как правило, используется государственными предприятиями на праве постоянного пользования. В соответствии со статьей 25 Земельного кодекса Украины при приватизации земля таких предприятий подлежит делению на паи, что фактически исключает возможность получения предприятием прав на землю и нивелирует их ценность. На данный момент потенциальным инвесторам, которые пытаются приватизировать аграрные предприятия, для сохранения прав на землю приходится прибегать к различным нестандартным правовым механизмам.

Данный вопрос должен быть разрешен при запуске рынка земель в Украине, который откладывается из года в год.

В целом проблемы на рынке приватизации не являются неразрешимыми, а с учетом прогрессивных положений Закона ситуация может быть в значительной степени улучшена путем сокращения перечня предприятий, не подлежащих приватизации, и развития соответствующих инициатив со стороны правоприменительных органов — ФГИУ и органов управления.

 ГРОНЬ Дмитрий — старший юрист ЮФ Evris, г. Киев

 


МНЕНИЕ

Четкие и прозрачные правила
Александр ДЕНИСЕНКО, адвокат ЮФ «Ильяшев и Партнеры»
Первоисточни­ком указанных проблем является коррупционная составляющая про­цесса приватизации. Отдельные государственные и «коммунальные» чиновники не заинтересованы в том, чтобы объект приватизации был продан с максимальной выгодой для государства, города или села. Не секрет, что гораздо выгоднее продать объект за минимальную цену «родственным» коммерческим структурам, которые в дальнейшем продадут этот объект уже по рыночной стоимости. Именно поэтому, не редко, весь процесс приватизации выстроен именно так, чтобы не допустить «чужих» к участию. Отсюда и производные проблемы процесса приватизации в виде отсутствия содействия со стороны государственных органов, отсутствия доступа к данным и т.п.
Необходимым условием для решения данной проблемы является наличие политической воли для введения четких и прозрачных правил приватизации, в которых роль чиновника будет сведена к техническим функциям. Еще несколько лет назад только ленивый не писал о том, сколько средств теряет государство из-за коррупционных схем в сфере государственных закупок. Однако после введения системы ProZorro ситуация в этой сфере значительно улучшилась. Что-то подобное необходимо ввести и в сфере приватизации государственного и коммунального имущества. Остается надеяться, что лозунги новой власти о «диджитализации» и «ускорении темпов приватизации» приведут к таким же позитивным результатам.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

unnamed
tg-10
На-сайт_балы_600х90
На-сайт1_600x90
Slide

Зміст

Акцент

Сто угодно

Государство и юристы

Таможенная декорация

Права писание

Цена дружбы

Общественный строй

Книжная полка

Защитное устройство

Конспект

Обжалованная грамота

Новости

Новости из-за рубежа

Новости юридических фирм

Новости из зала суда

Карта событий

Новости законотворчества

Новости из Евросуда

Отрасли практики

Энергичная работа

Пошли на повышение

Запретный плод

Репортаж

Контактное лицо

Самое важное

ВАКС попули

Координация усилий

Механическая ошибка

Судебная практика

Блокпост

Бес договора

Судебные решения

В каких случаях возврат долга по договору кредита является обязательством в интересах семьи

Об особенностях наложения ареста на денежные средства плательщика налогов

Тема номера

Вертикальный взлет

Перевести в порядок

Краткий курс

Благие намерения

Передаточное звено

Частная практика

Привычное «дело»

Прокачать soft

FinTech-осмотр

Інші новини

PRAVO.UA