Красота требует хорошего адвоката! — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №34 (348) » Красота требует хорошего адвоката!

Красота требует хорошего адвоката!

Не секрет, что уровень защиты потребителей на Украине сегодня чрезвычайно низкий. И дело даже не в законодательном обеспечении данных вопросов или бессовестном отношении к потребителям, а, скорее, в отсутствии у граждан элементарной правовой культуры. Данные обстоятельства особенно заметны при рассмотрении довольно редких, а потому экзотичных споров. Пропаганда «американского способа жизни» постепенно, но прочно закрепляет в сознании обывателей мысль о том, что без пластической операции в определенных случаях или после определенного возраста обойтись нельзя. Сейчас на Украине прослеживается тенденция к интенсивному развитию центров, предоставляющих услуги пластической хирургии. Без сомнения, красота требует жертв. Вопрос лишь в том, стоит ли на них идти.

В мае 2001 года гр-ка Н. обратилась в суд с иском к клинике пластической, эстетической и реконструктивной хирургии (клиника) о возмещении материального и морального вреда. Свои требования она обосновывала следующими фактами. Обратившись в клинику по вопросу проведения пластической коррекции отдельных частей тела (нос, уши) и после сдачи соответствующих анализов, она поступила в клинику для операции. Ей сделали два укола, в результате которых появилось легкое головокружение, после чего предложили подписать договор на оказание услуг пластической хирургии. Истица попросила время для ознакомления с договором. Однако ей сообщили, что необходимо идти в операционную, и гр-ка Н. подписала договор, не читая. Через два дня после операции истица обнаружила, что ее нос искривился в левую сторону, а еще через день — что уши прижаты неодинаково и отличаются по форме, кроме того, левое ухо сильно отекло. Несмотря на ее заявления, медицинский персонал клиники никаких действий не предпринял. Уже дома проявились и иные дефекты.

Гр-ка Н. неоднократно обращалась в клинику с жалобами на ненадлежащее качество услуг, однако директор отказался обсуждать с ней данный вопрос. В своем иске гр-ка Н. требует возместить ей расходы на проведение пластической операции, а также выплатить крупную сумму за причиненный моральный ущерб, поскольку из-за врачебной халатности она не смогла занять высокооплачиваемую должность и устроить свою личную жизнь.

Ответчик иск не признал. В обоснование своей позиции он указывал на то, что с истицей был заключен договор на оказание услуг пластической хирургии, который клиникой был выполнен в полном объеме. В свою очередь, истицей были нарушены условия договора в части послеоперационного поведения, подтверждающиеся записями в медицинской карте стационарного больного.

Наличие дефектов у истицы подтверждается заключением судебно-медицинской экспертизы. Хотя выводы экспертизы никем не оспаривались, судом не была установлена причинная связь между действиями работников клиники и наступившими для истицы негативными последствиями. Более того, эксперт пояснил в судебном заседании, что экспертизой предоставлены объективные результаты проведения операции, а оценка этих результатов пациентом носит субъективный характер.

На этих основаниях суд первой инстанции полностью отказал в удовлетворении иска. Суд апелляционной инстанции своим определением частично удовлетворил апелляционную жалобу гр-ки Н.: отменил решение первой инстанции и отправил дело на новое рассмотрение в ином составе судей.

Рассмотрим возможные варианты. Согласно статье 3 Закона Украины «О защите прав потребителей» (Закон), потребители во время приобретения, заказа или использования услуг для удовлетворения своих нужд имеют право на надлежащее качество и безопасность услуг, необходимую, доступную и своевременную информацию о предоставляемых услугах и их качестве. Также потребители имеют право на возмещение убытков, причиненных услугами ненадлежащего качества, и возмещение морального вреда. Более того, статьей 12 Закона предусмотрено, что потребитель имеет право требовать от исполнителя, чтобы качество предоставляемых услуг отвечало требованиям нормативно-правовых актов, нормативных документов, условиям договора, информации об услугах, которую предоставляет исполнитель.

Как явствует из материалов дела, договор был подписан истицей в день проведения операции, что представляется не совсем логичным, поскольку в случае негативных последствий операции можно утверждать, что потребитель находился в нестабильном эмоциональном состоянии и потому не мог объективно воспринимать и оценивать подписываемый документ. Кроме того, гр-ка Н. утверждает, что перед подписанием договора ей сделали два укола, вызвавшие головокружение. В результате договор не был ею прочитан. Таким образом, можно поставить под сомнение факт согласия истицы с условиями договора в подписанной редакции. Данное обстоятельство может служить основанием для оспаривания в судебном порядке действительности договора. В таком случае доводы клиники о полном и неуклонном соблюдении условий договора выглядели бы менее убедительно.

С другой стороны, аргументы клиники о том, что истицей были нарушены условия послеоперационного поведения, подтвержденные записями в медицинской карте, заслуживают внимания. Как отмечалось судом апелляционной инстанции, экспертизой не была установлена причинная связь между действиями медицинского персонала и проявлением перечисленных дефектов. В таком случае целесообразно проведение повторной судебно-медицинской экспертизы для решения конкретных вопросов — не просто о наличии определенных дефектов, но и о причинах их появления. Однако судом первой инстанции так и не были установлены обстоятельства, имеющие рашающее значение для разрешения спора по сути, поскольку на определение апелляционной инстанции клиникой была подана кассационная жалоба в Верховный Суд Украины (ВСУ), который своим постановлением отменил указанное определение и направил дело на новое рассмотрение в апелляционную инстанцию.

В настоящий момент этот спор уже повторно прошел рассмотрение в апелляционной инстанции и в порядке кассационного производства вновь принят к рассмотрению ВСУ. Примечательно, что аргументы сторон и выводы судебной инстанции каких-либо существенных изменений не претерпели. Более того, повторной экспертизы проведено не было. Поэтому единственная надежда возлагается на ВСУ.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

Суд новый — проблемы старые

Законодательная практика

Налоговая реформа. Часть...

Комментарии и аналитика

Правовой режим разъяснений ГНАУ

На заметку

Налогообложение трудовых доходов

Неделя права

Первым делом — интеграция

Законодательство согласовывают с общественной моралью

КС России устранил дискриминацию юристов

Залогодержателям банкротство не помеха

Судебные решения

Отсутствие состава преступления не означает отсутствия вины

Выполнение договора не освобождает строительную компанию от взятых обязательств

Определение подведомственности споров

Арендатору обеспечивается защита его права на имущество

Тема номера

Какие нормы являются специальными?

Правовые признаки «покупки в группах»

Трибуна

Странная позиция правоприменителя

Частная практика

Общественные организации юристов-профессионалов

Юридический форум

Взятки узаконенные — не взятки?

Юрисконсульт

Подведомственность по выбору истца

Новый вид ежегодной «отчетности»

Красота требует хорошего адвоката!

Спор разрешили «мобильно»

Есть ли у вас план, господин адвокат?

Інші новини

PRAVO.UA