Генеральный партнер 2020 года

Издательство ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

Коррекция веса

О корректировке таможенной стоимости товаров

Решения о корректировке таможенной стоимости товаров часто отменяются судами из-за отсутствия весомых доказательств необходимости их принятия

В последнее время представительными органами государственной власти Украины декларируется курс на максимальную борьбу с контрабандой и перемещением товаров, таможенная стоимость которых существенно занижена в товаросопроводительных документах и таможенных декларациях. Однако зачастую решения, принимаемые должностными лицами таможенных органов Украины о корректировке таможенной стоимости товаров, признаются противоправными и отменяются судами.

Метод определения стоимости

Достаточно распространенным при принятии решений о корректировке таможенной стоимости является недостаточно обоснованное применение отдельными должностными лицами таможенных органов резервного метода определения таможенной стоимости товара, который, согласно части 1 статьи 64 Таможенного кодекса (ТК) Украины и частям 2, 3 статьи 57 ТК Украины применяется только в случае, если таможенная стоимость товаров не может быть определена путем последовательного использования методов, указанных в статьях 58–63 настоящего кодекса. То есть ТК Украины прямо закреплены принцип последовательности применения методов определения таможенной стоимости импортируемых товаров и принцип второстепенности резервного метода, который может быть применен только в тех критических ситуациях, когда все другие методы применить нельзя.

Таким образом, декларантам остается только доказать правомерность избрания ими основного метода определения таможенной стоимости (по цене договора/стоимости операции) и все, поскольку уже возникнут основания для отмены решения о корректировке таможенной стоимости товаров, которое зачастую аргументировано тем, что декларант указал низкий уровень таможенной стоимости импортируемого товара по сравнению с уровнем таможенной стоимости другого таможенного оформления.

По этому поводу Верховный Суд в постановлении от 26 марта 2019 года по делу № 826/17973/14 отметил, что «формально низкий уровень таможенной стоимости импортируемого истцом товара по сравнению с уровнем таможенной стоимости другого таможенного оформления не может расцениваться как занижение истцом таможенной стоимости, не является препятствием для применения основного метода определения таможенной стоимости товара и не может быть достаточным основанием для отказа в осуществлении таможенного оформления товара по основному методу определения его таможенной стоимости».

Это также подтверждается Верховным Судом в постановлении от 22 января 2019 года по делу № 803/1582/13-а, в котором указано, что факт отклонения уровня задекларированной таможенной стоимости от уровня таможенной стоимости идентичных или подобных (аналогичных) товаров, таможенное оформление которых уже осуществлено, не касается обстоятельств дела; он касается фактов, которые были зафиксированы во время производства по делам в отношении таможенного оформления других товаров. Факт отклонения уровня таможенной стоимости служит лишь поводом для совершения определенных административных процедур, однако сам по себе не является доказательством по делу, в котором проводятся административные (таможенные) процедуры.

Таким образом, таможенное оформление одного идентичного или подобного товара по разным ценам в один и тот же период не является автоматическим доказательством занижения декларантом таможенной стоимости и не служит препятствием для применения им основного метода определения таможенной стоимости товара, как могут считать некоторые должностные лица таможенных органов Украины.

Средства доказывания

Как известно, именно на должностных лиц таможенных органов возлагается обязанность доказывания правомерности принятого ими решения о корректировке таможенной стоимости товаров в соответствии с частью 2 статьи 77 Кодекса административного судопроизводства (КАС) Украины, что согласуется с постановлением Верховного Суда от 27 февраля 2019 года по делу № 814/1647/16, в котором обращается внимание, что таможенный орган обязан доказать обоснованность этого сомнения (сомнения в достоверности определения таможенной стоимости декларантом), поскольку с этим обстоятельством закон связывает возможность истребования дополнительных документов у декларанта и предоставляет таможне право совершать следующие действия, направленные на определение действительной таможенной стоимости товаров.

Следовательно, решение о корректировке таможенной стоимости товаров будет считаться немотивированным и необоснованным, а потому подлежит отмене судом в случае, если в подтверждение изложенных в нем данных должностными лицами таможенного органа не были предоставлены надлежащие доказательства.

Довольно часто такими доказательствами являются таможенные декларации других лиц, ранее перемещавших аналогичные товары по более высоким ценам через государственную границу Украины, на что прямо указывают должностные лица таможенных органов.

Однако, во-первых, если обратиться к практике Верховного Суда, изложенной выше, становится понятным, что последствием указания разных цен на аналогичный товар в разных таможенных декларациях может быть лишь необходимость проведения более детальной проверки данного перемещения товаров, но не принятие решения о корректировке таможенной стоимости товаров.

Во-вторых, по этому поводу Верховный Суд в постановлении от 5 марта 2019 года по делу № 810/4296/16 отметил, что в решении о корректировке заявленной таможенной стоимости, кроме номера и даты таможенных деклараций, которые были взяты за основу для определения таможенной стоимости оцениваемых товаров, таможенный орган должен также привести объяснение сделанных корректировок относительно объемов партии идентичных или подобных (аналогичных) товаров, условий поставки, коммерческих условий и т.д. и указать подробную информацию и источники, которые использовались таможенным органом при определении таможенной стоимости оцениваемых товаров с применением второстепенных методов. В решении о корректировке значится только дата и номер таможенной декларации, на основании которой осуществлена корректировка таможенной стоимости, что не дает оснований считать такое решение обоснованным и мотивированным в контексте положений пунктов 2, 4 части 2 статьи 55 ТК Украины.

Таким образом, указания должностными лицами таможенных органов только реквизитов таких таможенных деклараций и обозначенных в них цен на задекларированные аналогичные товары недостаточно, чтобы считать такие таможенные декларации надлежащими и допустимыми доказательствами по делу, а решение о корректировке таможенной стоимости — обоснованным и мотивированным.

Что же происходит в реальности? В решениях о корректировке указываются только реквизиты таможенных деклараций и обозначенная в них цена товаров, декларанту отказывают в предоставлении их копий, а в оспариваемых решениях не расписывается суть осуществленных поставок товаров в соответствии с этими декларациями.

Как следствие, доказательства по делу отсутствуют, а само решение о корректировке таможенной стоимости признается судом необоснованным и немотивированным.

Предоставление документов

Что касается документов, которые необходимо предоставить для применения основного метода определения таможенной стоимости товаров, то их перечень регламентирован частями 1–4 статьи 53 ТК Украины. При этом, как правило, должностные лица таможенных органов пытаются указать как можно больше документов, которые не были им предоставлены декларантом для таможенного оформления товаров.

Вместе с тем, как отмечается в постановлении Верховного Суда от 27 февраля 2019 года по делу № 814/1647/16, непредоставление полного перечня истребованных документов может быть основанием для определения таможенной стоимости по первому методу только тогда, когда предоставленные документы являются недостаточными или в своей совокупности не опровергают сомнения в достоверности предоставленной информации. То есть декларанту остается доказать тот факт, что все возможные товаросопроводительные документы им были предоставлены, а все сведения о цене, количестве, весе и признаках товара являются взаимосогласованными и исключают любые сомнения в их достоверности.

Таким образом, как показывает практика правоприменения, решения о корректировке таможенной стоимости товаров часто отменяются судами, дополнительные поступления в бюджет в виде разницы между скорректированной и задекларированной таможенной стоимостью не происходят. Следовательно, лица, перемещающие товары через таможенную границу Украины, справедливо или нет, но правомерно избегают финансовой ответственности благодаря «кропотливой работе» представителей компетентных государственных органов Украины, которые в очередной раз «наступают на одни и те же грабли», принимая недостаточно мотивированные решения о корректировке таможенной стоимости товаров.

 

ДЕМИН Денис — управляющий партнер АО Litigation Group, г. Киев,

ХОМИЧ Алексей — юрист АО Litigation Group, г. Киев

Поделиться

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Подписывайтесь на «Юридическую практику» в Facebook, Telegram, Linkedin и YouTube.

0 комментариев
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
Slider

Другие новости

PRAVO.UA

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: