Одной из актуальных проблем современного корпоративного права является регистрация государственных корпоративных прав. Дело в том, что государству, как и другим участникам правоотношений, могут принадлежать корпоративные права, эффективное осуществление которых невозможно без налаженной системы их учета и регистрации.
Согласно статье 171 Хозяйственного кодекса Украины (ХК), центральный орган исполнительной власти, уполномоченный Кабинетом Министров Украины (КМУ) на осуществление необходимых мероприятий по управлению корпоративными правами государства, координации деятельности органов исполнительной власти в этой сфере и предоставлению необходимых сведений другим органам государственной власти, в соответствии с законодательством формирует и ведет Реестр корпоративных прав государства.
Еще с 1999 года на Украине была организована регистрация государственных корпоративных прав. В соответствии с Положением о Национальном агентстве Украины по управлению государственными корпоративными правами, утвержденным Указом Президента Украины 2 сентября 1998 года № 969/98, регистрация государственных корпоративных прав была возложена на Национальное агентство Украины по управлению государственными корпоративными правами — центральный орган исполнительной власти, уполномоченный КМУ осуществлять управление корпоративными правами государства на территории Украины и за ее пределами.
Во исполнение данного Указа Национальным агентством Украины по управлению государственными корпоративными правами было утверждено Положение о Реестре государственных корпоративных прав, определяющее процедуру регистрации государственных корпоративных.
Указом Президента Украины «Об изменениях в структуре центральных органов исполнительной власти» № 1573/99 от 15 декабря 1999 года было ликвидировано Национальное агентство Украины по управлению государственными корпоративными правами, а его функции возложены на Фонд государственного имущества Украины (ФГИУ). Однако ни Положение о Национальном агентстве Украины по управлению государственными корпоративными правами, ни Положение о Реестре государственных корпоративных прав не были отменены.
29 октября 2003 года КМУ принято постановление «О формировании и ведении Реестра корпоративных прав государства» № 1679, которым ФГИУ уполномочен формировать и вести Реестр корпоративных прав государства, и утверждено Положение о Реестре корпоративных прав государства.
Обращаю ваше внимание на то, что постановлением № 1679 ФГИУ уполномочен именно на формирование Реестра корпоративных прав государства, а не на реорганизацию Реестра государственных корпоративных прав, созданного в соответствии с приказом Национального агентства Украины по управлению государственными корпоративными правами 1999 года. В то же время этим постановлением не определен режим информации, содержащейся в Реестре государственных корпоративных прав, внесенной на протяжении 1999—2003 годов, и порядок перенесения информации из Реестра государственных корпоративных прав в Реестр корпоративных прав государства.
В соответствии с Положением о Реестре корпоративных прав государства этот Реестр является автоматизированной информационно-справочной системой сбора и учета сведений об акциях, долях, паях, принадлежащих государству в уставных фондах хозяйственных обществ и других субъектов хозяйствования (хозяйственные общества), и создается для оперативного учета указанных акций, долей, паев, обеспечения эффективного осуществления корпоративных прав государства, а также обеспечения гласности и открытости информации о государственной собственности в пределах, установленных законодательством. В Реестр включаются сведения об акциях, паях, долях, принадлежащих государству в уставных фондах хозяйственных обществ как резидентов, так и нерезидентов.
Реестр ведется на основе сведений, предоставленных министерствами, другими центральными органами исполнительной власти, областными, Киевской и Севастопольской городскими государственными администрациями в установленной ФГИУ форме в электронном и бумажном виде.
В случае ликвидации хозяйственного общества, ФГИУ исключает его из реестра в течение десяти дней после исключения такого хозяйственного общества из Единого государственного реестра предприятий и организаций Украины по данным Госкомстата.
При сравнении Положения о Реестре корпоративных прав государства 2003 года и Положения о Реестре государственных корпоративных прав 1999 года обращает на себя внимание то обстоятельство, что Положение 1999 года более четко определяет порядок ведения Реестра. В частности, в Положении 2003 года не определено, какая информация вносится в Реестр корпоративных прав государства. Кроме того, Положение 1999 года предусматривало присвоение государственным корпоративным правам индивидуального регистрационного номера, что облегчало их учет и идентификацию.
Кроме регистрации корпоративных прав государства в Реестре корпоративных прав государства, осуществляется также их регистрация в Едином реестре объектов государственной собственности, который также ведет ФГИУ. В соответствии с Законом Украины «Об управлении объектами государственной собственности» Единый реестр объектов государственной собственности является автоматизированной системой сбора, учета, накопления, обработки, защиты и предоставления информации о недвижимом имуществе, в том числе переданном в аренду (лизинг), концессию или залог, государственных предприятий, учреждений и организаций, а также о корпоративных правах государства и государственном имуществе, не вошедшем в уставный фонд хозяйственных структур.
Аналогичное определение содержит пункт 1 Положения о Едином реестре объектов государственной собственности, утвержденного постановлением КМУ № 467 от 14 апреля 2004 года. А именно: Единый реестр объектов государственной собственности является автоматизированной системой сбора, учета, накопления, обработки, защиты и предоставления информации о недвижимом имуществе, в том числе переданном в аренду, лизинг, концессию или залог, государственных предприятий, их объединений, учреждений и организаций (предприятия), а также о корпоративных правах государства и государственном имуществе, не вошедшем в уставные фонды хозяйственных обществ, созданных в процессе приватизации и корпоратизации (балансодержатели).
Согласно пункту 7 Положения о Едином реестре объектов государственной собственности, Реестр состоит из адресно-справочной и информационной части. Адресно-справочная часть содержит идентификационный код и полное наименование предприятий, хозяйственных обществ, в уставных фондах которых акции (доли, паи) принадлежат государству, и балансодержателей, сведения об их местонахождении, виде деятельности, организационной форме хозяйствования, принадлежности к сфере управления органа, уполномоченного управлять объектами государственной собственности, государственной регистрации (перерегистрации). Адресно-справочная часть формируется на базе данных Единого государственного реестра предприятий и организаций Украины.
Информационная часть формируется ФГИУ на основании данных органов, уполномоченных управлять объектами государственной собственности, Госкомстата, Государственной налоговой администрации, Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку, Госкомпредпринимательства, Госкомзема, Антимонопольного комитета. Информационная часть содержит сведения об учредителях предприятий, хозяйственных обществ, в уставных фондах которых акции (доли, паи) принадлежат государству, и о балансодержателях, состоянии приватизации (корпоратизации), монопольном положении, стратегическом значении, финансовых (бухгалтерских) и статистических показателях, сведения о филиалах, отделениях, представительствах и других отделенных подразделениях, размере корпоративных прав государства, размере земельных участков и площади застройки для объектов недвижимого имущества, типе, наименовании и стоимости этого имущества и т.п.
Учитывая это, непонятна необходимость учета корпоративных прав государства в двух реестрах. Представляется, что учет корпоративных прав государства можно было бы осуществлять лишь в Едином реестре объектов государственной собственности, создав при необходимости в нем отдельный раздел — «Корпоративные права». Это позволило бы сэкономить как материальные, так и организационные ресурсы государства.
Кстати, это предусмотрено Законом Украины «Об управлении объектами государственной собственности» (пункт «б» части 3 статьи 7), однако не реализовано постановлением № 1679, в соответствии с которым даже финансирование расходов на формирование и ведение Реестра корпоративных прав государства осуществляется не за счет средств для ведения Единого реестра объектов государственной собственности, а за счет средств, предусмотренных на выполнение Государственной программы приватизации (пункт 4 постановления № 1679).
БОРОДКИН Дмитрий — юрист ООО «Юридическая коллегия «Центр реализации права», г. Киев
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…