Защитить инвесторов от злоупотреблений на рынках капитала предлагается путем внесения изменений в законодательство — уточнения полномочий и гарантирования независимости Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку (НКЦБФР). Для этого запланировано, в частности, усовершенствование системы надзора и контроля за деятельностью на фондовом рынке.
В парламент подан соответствующий депутатский законопроект № 6303 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно защиты инвесторов от злоупотреблений на рынках капитала». С целью законодательного закрепления независимости НКЦБФР законопроектом предусматривается закрепить в Законе Украины «О государственном регулировании рынка ценных бумаг на Украине» гарантии независимости НКЦБФР, в частности, право Комиссии при выполнении своих функций действовать самостоятельно, без вмешательства каких-либо государственных органов или политических сил. Также предложено установить особенности порядка принятия, вступления в силу и обжалования актов Комиссии, определить статус и ответственность работников, урегулировать вопрос проведения оценивания проверок, усовершенствовать процедуру рассмотрения Комиссией дел о нарушении законодательства и порядок применения санкций.
Среди целей законопроекта его авторы указывают создание предпосылок для присоединения к Многостороннему меморандуму о взаимопонимании Международной организации комиссий по ценным бумагам (IOSCO) и имплементации статей Регламента ЕС № 596/2014 для обеспечения возможности осуществления международного сотрудничества. Поэтому Комиссии хотят предоставить полномочия проводить проверки наличия признаков манипулирования на фондовом рынке, использования инсайдерской информации и других нарушений законодательства, получать документы и другую информацию, в том числе в рамках международного сотрудничества. В частности, Комиссия сможет при проведении проверок требовать от телеком-провайдеров информацию, которая может служить доказательством нарушений на рынке ценных бумаг и законодательства об акционерных обществах (скриншоты, аудио-, видео-, фотоматериалы, деловую переписку, в том числе по электронной почте и т.п.). Кроме того, предлагается предоставить Комиссии возможность получать по ее письменному требованию информацию, содержащую банковскую тайну.
В законопроекте говорится, что НКЦБФР оценивает профессиональную деятельность на фондовом рынке и субъектов, осуществляющих такую деятельность (профессиональных участников фондового рынка, эмитентов, саморегулируемых организаций). Для проведения оценки Комиссия определяет специальных уполномоченных лиц, может проводиться и выездная инспекция субъекта оценивания. Предложено детально урегулировать проведение НКЦБФР проверок на фондовом рынке. Если Комиссия считает, что существует обоснованное подозрение о совершении/возможном совершении определенных законодательством нарушений, она принимает решение о проведении проверки и определяет служащего, уполномоченного на проведение проверки. А для рассмотрения дел о нарушении законодательства на рынке ценных бумаг и об акционерных обществах создается коллегия уполномоченных. Уполномоченные на рассмотрение дел при определении вида мер воздействия и размера финансовых санкций обязаны всесторонне, полно и объективно исследовать обстоятельства совершения правонарушения. Постановление о наложении санкций, принятое уполномоченным, согласно проекту, является исполнительным документом и подлежит принудительному исполнению.
Отдельно стоит обратить внимание на предлагаемые особенности финансирования и материально-технического обеспечения деятельности Комиссии: вместо финансирования из госбюджета законопроект предусматривает возможность финансирования за счет предоставления административных услуг, уплаты участниками фондового рынка взносов на регулирование, средств программ помощи ЕС и др. Размеры взносов на регулирование устанавливаются в зависимости от вида участника рынка, например, с компании по управлению активами — не более 0,01 % объема активов институциональных инвесторов (кроме активов венчурных инвестфондов), которые находятся в управлении такой компании, и не более 0,02 % объема активов венчурных инвестфондов, но не менее десяти размеров минимальной зарплаты. А за неуплату или уплату не в полном объеме данного взноса НКЦБФР сможет применить к юридическим лицам финансовые санкции в размере 10 % неуплаченной суммы.
«Такой подход используется, в частности, в Германии, Польше, Англии. Например, Financial Conduct Authority (FCA) — Управление по финансовому регулированию и контролю Великобритании — финансируется за счет сборов контролируемых компаний», — отмечает Андрей Слободенюк, юрист LEMAN International Law Group. «Законопроект дает Комиссии полномочия сотрудничать с регуляторами других стран, вводит более эффективные и прозрачные механизмы оценки субъектов рынка, проверок, рассмотрения дел и многое другое. Таким образом, представляется, что законопроект № 6303, предотвращая недобросовестное поведение на финансовом рынке, улучшит дисциплинированность участников фондового рынка, повысив доверие инвесторов к эффективности регулирования рынка ценных бумаг Украины», — считает г-н Слободенюк.
Положительные стороны видит в законопроекте и партнер EVERLEGAL Андрей Оленюк: «В качестве изменений, которые могут положительно повлиять на отечественный фондовый рынок, следует отметить законодательное закрепление независимости Комиссии, в том числе определение механизма финансирования Комиссии, предоставление Комиссии полномочий по предметному сотрудничеству с международными организациями и регуляторами из других стран. К положительным моментам проекта закона можно отнести введение механизма конкурсного отбора лиц, изъявивших желание занять должность члена Комиссии». Вместе с тем, по словам г-на Оленюка, законопроект содержит ряд новелл, которые могут окончательно увести участников рынка в тень: «Основная новелла — введение концепции уплаты участниками рынка «взноса на регулирование», который фактически является еще одним видом налога. Проектом предполагается весьма непрозрачный механизм определения размера данного взноса». «Кроме того, вводится понятие выездной инспекции, при этом порядок проведения такой инспекции будет устанавливаться самой Комиссией. Вместе с тем предполагается оставить и понятие «проверки», при этом проект довольно подробно описывает основания и порядок ее проведения, которые, однако, еще следует доработать. Предлагается также ввести понятие «оценка участников рынка», при этом описанный проектом объем полномочий Комиссии при осуществлении оценки практически совпадает с объемом полномочий при проверке, — отмечает Андрей Оленюк. — Требует доработки и определенный проектом новый порядок привлечения участников рынка к ответственности, поскольку предложенная редакция не в полной мере предусматривает защиту участников рынка. Неоднозначно воспринимается и норма о выплате членам Комиссии, ушедшим в отставку или по собственному желанию, компенсации в размере зарплаты в течение шести месяцев».
Кроме основного законопроекта № 6303, в парламенте зарегистрированы сопутствующие изменения в Налоговый кодекс Украины (№ 6304) и Бюджетный кодекс Украины (№ 6305), которые предусматривают особенности налогообложения профессиональных участников фондового рынка с учетом уплаты взносов на регулирование, а также создание специального фонда государственного бюджета для финансирования НКЦБФР. Все три законопроекта требуют тщательного рассмотрения до вынесения депутатам на голосование и доработки с привлечением участников рынка и других экспертов.
© Юридична практика, 1997-2023. Всі права захищені
Пожалуйста, подождите…