«Контрольный» проект — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №38 (768) » «Контрольный» проект

«Контрольный» проект

30 августа с.г. Кабинет Министров Укра­ины зарегистрировал в парламенте законопроект «О государственной помощи субъектам хозяйствования» (Законо­проект).

Главной идеей Законопроекта является утверждение принципа «недопустимости государственной помощи для конкуренции». Однако сможет ли такая «презумпция» реально уменьшить влияние государства на конкуренцию, еще неизвестно, так как предусматривается широкий перечень случаев, когда такая помощь допустима, либо же порядок ее получения упрощается.

Орган-уполномоченный

Интересно определен статус Анти­монопольного комитета Украины: он наделяется полномочиями по проведению мониторинга, составлению и ведению реестра госпомощи, составлению отчета, а также осуществлению контроля за воздействием госпомощи на конкуренцию. При этом он не является поставщиком государственной помощи, имеет независимый статус и опыт работы по анализу влияния нормативно-правовых документов и решений органов власти и органов местного самоуправления на конкуренцию.

Контроль за государственными средствами тоже требует денег. С целью реализации запланированных мероприятий предлагается создать специализированный департамент по вопросам госпомощи в АМКУ, увеличить численность штата на 30 штатных единиц; предусмотреть и выделять на оплату труда около 2,8 млн грн в год. В целом, штатные изменения произойдут в 14 органах исполнительной власти. Всего предлагается выделять ежегодно еще 6,1 млн грн.

Контроль на всех стадиях

Интересно, что, среди прочего, документ предусматривает даже внесение изменений в Закон Украины «О Регламенте Верховного Совета Украины». Так, предлагается дополнить статью 91 частью 8: при внесении проекта нормативного акта, принятие которого предусматривает предоставление государственной помощи субъектам хозяйствования, необходимо прилагать заключение уполномоченного органа о допустимости для конкуренции государственной помощи. Таким образом, контроль за помощью будет осуществляться еще на самых ранних стадиях — даже когда такая помощь только внедряется в законодательство.

Фактически разработка документа должна пройти не только стадию антикоррупционной экспертизы, но и получить оценку, как он отобразится на конкуренции.

Также отметим, что цель Закона — бороться не только с нарушением правил конкуренции в будущем, но и искоренять нынешние нарушения. Ведь АМКУ, согласно проекту, наделяется правом наблюдать за действующими программами помощи, а также исследовать действующую помощь и выявлять нелигитимизированную государственную помощь. В трехлетний срок вся помощь должна быть приведена в соответствие с Законом. Если АМКУ увидел нарушения в предоставляемой госпомощи, то он направляет предоставителю такой помощи письменное требование о предоставлении в течение 30 дней информации и подтверждающих документов о предоставлении такой помощи.

АМКУ будет вправе накладывать следующие санкции: временное прекращение предоставления нелигитимизированной государственной помощи; прекращение и возврат нелегитимизированной государственной помощи, которая является недопустимой для конкуренции.

Нелигитимизированная помощь должна быть возвращена в бюджет, если с момента принятия решения о такой помощи не прошло 10 лет.

Алгоритм помощи

Предоставлять помощь могут и органы власти, и органы местного самоуправления. Для этого они должны обратиться к АМКУ. Предприятие, желающее получить госпомощь, обязано в случаях, определенных Законом, подать предоставителю сведения о хозяйственной деятельности, государственной помощи, полученной им за последние пять лет, и указать правовые основания для получения государственной помощи, ее форму и цель. Помощь может предоставляться как в индивидуальном порядке, так и в рамках программы.

Видов помощи значительно больше, чем это предусмотрено действующей статьей 48 Хозяйственного кодекса Украины «Государственная поддержка предпринимательства». В частности, Законопроект содержит такой неисключительный перечень:

1) субсидия;

2) списание долгов;

3) списание штрафных санкций;

4) возмещение ущерба;

5) кредиты на льготных условиях;

6) предоставление товаров по ценам ниже рыночных или приобретение товаров субъектов хозяйствования по ценам выше рыночных;

7) участие в формировании уставного капитала субъектов малого и среднего предпринимательства за счет ресурсов государства или местных ресурсов на условиях, неприемлемых для частных инвесторов.

Законопроект содержит лишь два условия, при которых госпомощь допустима: обеспечение потребителей социально важными товарами (при условии, что такая помощь не является дискриминационной относительно места происхождения товаров) и возмещение вреда лицам, пострадавшим от чрезвычайных ситуаций.

Однако статья 6 содержит условия, при которых помощь «может быть» допустимой, то есть возможна лишь при решении АМКУ. Помощь может быть предоставлена только в целях:

1) содействия развитию регионов, уровень жизни в которых низкий или уровень безработицы — высокий;

2) выполнения общегосударственных программ или решения социальных и экономических проблем общенационального характера;

3) содействия развитию отдельных видов хозяйственной деятельности или субъектам хозяйствования, которые осуществляют деятельность в отдельных экономических зонах;

4) поддержки и сохранения национального культурного наследия.

Напомним, что действующая статья 26 ХК Укра­ины содержит такие условия предоставления помощи:

— с целью возмещения убытков, причиненных стихийным бедствием или другими чрезвычайными событиями, на определенных рынках товаров или услуг;

— в отдельных регионах с целью компенсации социально-экономических потерь, вызванных тяжелой экологической ситуацией;

— реализация проектов общенационального значения.

Можно отметить, что список оснований для полученя помощи в Законопроекте сокращается несущественно.

Кроме того, ряд субъектов предоставления помощи освобождаютя от необходимости уведомлять о ней, если речь идет о таких видах помощи:

1) обеспечение развития регионов;

2) проведение научных исследований, содействие техническому развитию, осуществление инновационной деятельности;

3) осуществление субъектами малого и среднего предпринимательства инвестиционной деятельности, получение ими консультационных услуг, обеспечение их участия в выставках и ярмарках;

4) защита окружающей среды;

5) профессиональная подготовка и создание рабочих мест;

6) трудоустройство и занятость инвалидов и малоимущих лиц;

7) предоставление субъектам малого и среднего предпринимательства рискового капитала.

Кроме того, могут устанавливаться групповые освобождения от обязанности уведомления об отдельных видах помощи (такое решение принимает правительство). Законом вводится понятие незначительной помощи (de minimis), совокупный размер которой в течение трех лет не должен превышать 2 500 000 грн (соответствует пороговому показателю в размере 200 000 евро, определенному в законодательстве ЕС и проекте Соглашения о зоне свободной торговли между Украиной и ЕС).

Учитывая положения проекта, трудно сказать, что выделение госпомощи конкретным предприятиям станет уменьшаться, однако ее предоставление станет более централизованным и контролируемым со стороны АМКУ.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Актуальный документ

Документы и аналитика

Замена кредитора в хозпроцессе

Акцент

Положительный тест

В фокусе: PR

Личное — в дело

Государство и юристы

Новости законотворчества

Президент Украины внес в парламент законопроект «О прокуратуре»

Государство и юристы

Организация трудна

Государство и юристы

Новости законотворчества

Комитет поддерживает законопроект, направленный на защиту пользователей финуслуг

Государство и юристы

«Контрольный» проект

Документы и аналитика

Проверка на давность

Книжная полка

Работа по инструкции

Нотариальная собранность

Неделя права

Фрагменты в праве

Неделя права

Новости из-за рубежа

Система правосудия в России используется в политических целях

Во Франции впервые оштрафовали интернет-пирата

Неделя права

Евросуд возглавит судья из Люксембурга

Киевские звезды

Дела общежитейские

Новости из зала суда

Судебная практика

Суд подтвердил отмену разрешений ВККА на сдачу квалифэкзамена на свидетельство адвоката в другой области

Юристы Arzinger защитили интересы одного из крупнейших фармацевтических холдингов Украины

Новости юридических фирм

Частная практика

МПЦ EUCON защитил интересы «ТНК-ВР Коммерс» в налоговом споре

МЮФ Integrites — юридический советник компании Syngenta

ЮФ «Гвоздий и Оберкович» объявила о запуске практики по представительству интересов в Евросуде

Отрасли практики

Убытки — в сторону

Экспертиза дала сбой

Рабочий график

СТРАНИЦА ИЗ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКА ЮРИСТА

КАЛЕНДАРЬ на неделю

Эстонское открытие

Решения недели

Судебная практика

Ретранслировать не обязаны

Пересмотрели размер аренды

Самое важное

Утвержден регламент съезда адвокатов

Счастливая «двадцатка»

Сельхозхозяйствам упростят НДС

Спецпроект

Еще не выборы

Судебная практика

Судебные решения

С какого момента приостанавливается начисление пени за невыполнение условий внешнеэкономического контракта

Судебная практика

Вышли за рАМКУ

Вопрос регрессом

Судебная практика

Судебные решения

Субъект властных полномочий не может обосновывать свои решения нормами, регламентирующими деятельность судов

Ипотекодержателю необязательно направлять требование ипотекодателю об устранении нарушения обязательства

Судебная практика

Шанс для медиации

Тема номера

Арбитражных дел мастер

Show Must Go On

Поучительная история

Сделка с умом

Конституционный вопрос

В руках судьи

Арбитражные отговорки

Частная практика

А вас я попрошу объединяться!

В чужом праве

Довыборная подготовка

Юридический форум

Судебный день

Інші новини

PRAVO.UA