30 августа с.г. Кабинет Министров Украины зарегистрировал в парламенте законопроект «О государственной помощи субъектам хозяйствования» (Законопроект).
Главной идеей Законопроекта является утверждение принципа «недопустимости государственной помощи для конкуренции». Однако сможет ли такая «презумпция» реально уменьшить влияние государства на конкуренцию, еще неизвестно, так как предусматривается широкий перечень случаев, когда такая помощь допустима, либо же порядок ее получения упрощается.
Интересно определен статус Антимонопольного комитета Украины: он наделяется полномочиями по проведению мониторинга, составлению и ведению реестра госпомощи, составлению отчета, а также осуществлению контроля за воздействием госпомощи на конкуренцию. При этом он не является поставщиком государственной помощи, имеет независимый статус и опыт работы по анализу влияния нормативно-правовых документов и решений органов власти и органов местного самоуправления на конкуренцию.
Контроль за государственными средствами тоже требует денег. С целью реализации запланированных мероприятий предлагается создать специализированный департамент по вопросам госпомощи в АМКУ, увеличить численность штата на 30 штатных единиц; предусмотреть и выделять на оплату труда около 2,8 млн грн в год. В целом, штатные изменения произойдут в 14 органах исполнительной власти. Всего предлагается выделять ежегодно еще 6,1 млн грн.
Интересно, что, среди прочего, документ предусматривает даже внесение изменений в Закон Украины «О Регламенте Верховного Совета Украины». Так, предлагается дополнить статью 91 частью 8: при внесении проекта нормативного акта, принятие которого предусматривает предоставление государственной помощи субъектам хозяйствования, необходимо прилагать заключение уполномоченного органа о допустимости для конкуренции государственной помощи. Таким образом, контроль за помощью будет осуществляться еще на самых ранних стадиях — даже когда такая помощь только внедряется в законодательство.
Фактически разработка документа должна пройти не только стадию антикоррупционной экспертизы, но и получить оценку, как он отобразится на конкуренции.
Также отметим, что цель Закона — бороться не только с нарушением правил конкуренции в будущем, но и искоренять нынешние нарушения. Ведь АМКУ, согласно проекту, наделяется правом наблюдать за действующими программами помощи, а также исследовать действующую помощь и выявлять нелигитимизированную государственную помощь. В трехлетний срок вся помощь должна быть приведена в соответствие с Законом. Если АМКУ увидел нарушения в предоставляемой госпомощи, то он направляет предоставителю такой помощи письменное требование о предоставлении в течение 30 дней информации и подтверждающих документов о предоставлении такой помощи.
АМКУ будет вправе накладывать следующие санкции: временное прекращение предоставления нелигитимизированной государственной помощи; прекращение и возврат нелегитимизированной государственной помощи, которая является недопустимой для конкуренции.
Нелигитимизированная помощь должна быть возвращена в бюджет, если с момента принятия решения о такой помощи не прошло 10 лет.
Предоставлять помощь могут и органы власти, и органы местного самоуправления. Для этого они должны обратиться к АМКУ. Предприятие, желающее получить госпомощь, обязано в случаях, определенных Законом, подать предоставителю сведения о хозяйственной деятельности, государственной помощи, полученной им за последние пять лет, и указать правовые основания для получения государственной помощи, ее форму и цель. Помощь может предоставляться как в индивидуальном порядке, так и в рамках программы.
Видов помощи значительно больше, чем это предусмотрено действующей статьей 48 Хозяйственного кодекса Украины «Государственная поддержка предпринимательства». В частности, Законопроект содержит такой неисключительный перечень:
1) субсидия;
2) списание долгов;
3) списание штрафных санкций;
4) возмещение ущерба;
5) кредиты на льготных условиях;
6) предоставление товаров по ценам ниже рыночных или приобретение товаров субъектов хозяйствования по ценам выше рыночных;
7) участие в формировании уставного капитала субъектов малого и среднего предпринимательства за счет ресурсов государства или местных ресурсов на условиях, неприемлемых для частных инвесторов.
Законопроект содержит лишь два условия, при которых госпомощь допустима: обеспечение потребителей социально важными товарами (при условии, что такая помощь не является дискриминационной относительно места происхождения товаров) и возмещение вреда лицам, пострадавшим от чрезвычайных ситуаций.
Однако статья 6 содержит условия, при которых помощь «может быть» допустимой, то есть возможна лишь при решении АМКУ. Помощь может быть предоставлена только в целях:
1) содействия развитию регионов, уровень жизни в которых низкий или уровень безработицы — высокий;
2) выполнения общегосударственных программ или решения социальных и экономических проблем общенационального характера;
3) содействия развитию отдельных видов хозяйственной деятельности или субъектам хозяйствования, которые осуществляют деятельность в отдельных экономических зонах;
4) поддержки и сохранения национального культурного наследия.
Напомним, что действующая статья 26 ХК Украины содержит такие условия предоставления помощи:
— с целью возмещения убытков, причиненных стихийным бедствием или другими чрезвычайными событиями, на определенных рынках товаров или услуг;
— в отдельных регионах с целью компенсации социально-экономических потерь, вызванных тяжелой экологической ситуацией;
— реализация проектов общенационального значения.
Можно отметить, что список оснований для полученя помощи в Законопроекте сокращается несущественно.
Кроме того, ряд субъектов предоставления помощи освобождаютя от необходимости уведомлять о ней, если речь идет о таких видах помощи:
1) обеспечение развития регионов;
2) проведение научных исследований, содействие техническому развитию, осуществление инновационной деятельности;
3) осуществление субъектами малого и среднего предпринимательства инвестиционной деятельности, получение ими консультационных услуг, обеспечение их участия в выставках и ярмарках;
4) защита окружающей среды;
5) профессиональная подготовка и создание рабочих мест;
6) трудоустройство и занятость инвалидов и малоимущих лиц;
7) предоставление субъектам малого и среднего предпринимательства рискового капитала.
Кроме того, могут устанавливаться групповые освобождения от обязанности уведомления об отдельных видах помощи (такое решение принимает правительство). Законом вводится понятие незначительной помощи (de minimis), совокупный размер которой в течение трех лет не должен превышать 2 500 000 грн (соответствует пороговому показателю в размере 200 000 евро, определенному в законодательстве ЕС и проекте Соглашения о зоне свободной торговли между Украиной и ЕС).
Учитывая положения проекта, трудно сказать, что выделение госпомощи конкретным предприятиям станет уменьшаться, однако ее предоставление станет более централизованным и контролируемым со стороны АМКУ.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…