Сейчас, когда Украина вошла в эпоху масштабных реформ, реализация запланированных преобразований во многом зависит от стабильности экономики. Несомненное влияние на ее функционирование оказывает Антимонопольный комитет Украины (АМКУ). Нужно помнить, что влияние органа ощущается и на «низовом» уровне рядовыми потребителями услуг и товаров. Сегодня работа этого госоргана направлена против государства, а точнее, его монополии, на предоставление ряда услуг, в первую очередь, административных. Подробнее о проблемах и достижениях антимонопольной политики нам рассказал Рафаэль Кузьмин — первый заместитель председателя АМКУ.
— Рафаэль Измаилович, какие тенденции монополизации секторов украинской экономики вы могли бы выделить на данный момент?
— Экономика Украины за 20 лет независимости эволюционировала к рыночному (смешанному) типу. Количество предприятий, которые действуют на рынках с конкурентной структурой, в докризисный период превысило 50 %. Однако в результате финансового кризиса 2008 — 2009 годов, который привел к банкротству ряда мелких и средних предприятий, снова наметилась тенденция к увеличению доли монополизированных рынков.
В настоящее время уровень монополизации украинских рынков остается высоким: более 30 % рынков с признаками доминирования одного или нескольких субъектов хозяйствования, почти 13 % олигопольных и более 8,5 % рынков, на которых работает одно предприятие.
Поскольку на Украине возможности для расширения конкурентного сектора посредством приватизации и структурной демонополизации сейчас почти исчерпаны, основной задачей конкурентной политики на нынешнем этапе является создание благоприятных условий для ведения бизнеса и развития добросовестной конкуренции между предпринимателями.
— Какие санкции чаще всего применяются по отношению к нарушителям антимонопольного законодательства?
— Первоочередной задачей АМКУ все же является не наложение штрафов, а создание благоприятных условий для развития конкуренции на украинских рынках. Штрафные санкции для АМКУ — это, прежде всего, инструмент влияния, направленный на предупреждение нарушений в сфере конкуренции и ее восстановление.
В этом году органы АМКУ наложили более 265 млн грн штрафов. Из них максимальные санкции — на общую сумму 150 млн грн — были применены к ООО «Окко-Нефтепродукт», ООО «Континент Нефте Трейд» и ООО «Альянс Холдинг» за совершение антиконкурентных согласованных действий на рынке бензина, по сути, за картельное соглашение.
Из резонансных дел следует отметить решение АМКУ по ООО «Капитолий» (г. Житомир). К этому предприятию был применен максимальный штраф в размере 497 тыс. грн за неправдивую рекламу денежных займов. АМКУ привлек к ответственности ООО «Почтовый магазин» (г. Киев) на сумму более 1,6 млн грн за распространение неправдивой информации о розыгрыше призов.
— С какими препятствиями в работе сталкивается АМКУ? Созданы ли все необходимые условия для реализации полномочий Комитета?
— АМКУ сталкивается с проблемами при выявлении реальных собственников компаний в ходе рассмотрения заявлений об экономической концентрации, в установлении фактического местонахождения отдельных субъектов хозяйствования. И если такие проблемы можно разрешить путем развития взаимного сотрудничества и информационного обмена между АМКУ и другими государственными органами, то есть препятствия, преодолеть которые возможно только путем изменений в законодательстве.
Недавно АМКУ выступил с законодательной инициативой, позволяющей создать необходимые процессуальные механизмы получения доказательств при расследовании дел. Речь идет о беспрепятственном доступе в помещения и транспортные средства предпринимателей при проведении проверок, получении объяснений и другой информации, принудительном изъятии доказательств, привлечении работников милиции к проведению проверки. Такими полномочиями обладают все антимонопольные органы развитых стран.
— Способна ли конкуренция в социально значимых сферах (ЖКХ, здравоохранение, образование) улучшить качество услуг?
— Именно высокая конкуренция на рынке заставляет предпринимателей повышать качество продукции и искать резервы для снижения цены. Это касается всех сфер деятельности, и образование, здравоохранение, ЖКХ — не исключения.
Согласно исследованию образовательного рынка в 2009 году, вузы, готовящие специалистов по направлениям «Право» (специальность «Правоведение») и «Медицина» (специальность «Стоматология»), устанавливали необоснованные размеры платы за свои услуги, а договоры содержали неправомерные условия относительно возможности изменения стоимости услуг. На выполнение рекомендаций АМКУ Минобразования разработало и утвердило новый порядок формирования стоимости платных услуг вузов. Он содержит исчерпывающий перечень затрат.
Отметим, что в последнее время обязательным условием получения медицинской помощи стали «благотворительные взносы». В связи с этим АМКУ рекомендовал Министерству здравоохранения Украины разработать нормативно-правовой акт, который сделал бы невозможным принуждение пациентов оплачивать медицинские услуги под видом благотворительных взносов. В свою очередь, Министерство направило письмо управлениям здравоохранения на местах с требованием обеспечить контроль за соблюдением действующего законодательства при сборе благотворительных взносов.
— Какие тенденции вы могли бы выделить в сфере предоставления административных услуг органами власти?
— Согласно нашему исследованию, нарушения конкурентного законодательства на этом рынке имеют место по нескольким причинам. Во-первых, отсутствует единый, полный и достоверный реестр административных услуг, которые предоставляются на разных уровнях органами власти и органами местного самоуправления. Как следствие, на платном основании предоставляются услуги, которые предусмотрены законодательством как бесплатные.
Во-вторых, в большинстве органов власти отсутствуют стандарты предоставления административных услуг. Это приводит к установлению ничем не мотивированных различных условий и сроков предоставления таких услуг, различной платы, принуждению к получению дополнительных, ненужных потребителям платных услуг.
В-третьих, обязательным условием получения административной услуги часто является получение платных сопутствующих услуг. А это разного рода заключения, экспертизы, консультации, услуги по разработке проектов разрешительных документов и т.п. Например, стоимость дополнительных услуг при получении лицензии на производство алкогольных напитков может в сотни раз превышать стоимость самой лицензии.
В-четвертых, происходит делегирование полномочий по предоставлению административных услуг государственным и коммунальным предприятиям, которые приобретают монопольное положение и злоупотребляют им. Решение всех перечисленных проблем может обеспечить принятие Закона Украины «Об административных услугах», проект которого разработан правительством Украины.
— Как изменилась работа АМКУ после принятия Закона Украины «Об осуществлении государственных закупок»?
— За 2010-й и девять месяцев 2011 года созданная АМКУ административная коллегия рассмотрела 495 жалоб. По результатам рассмотрения приняты решения, в частности, об отмене 131 процедуры закупки.
Ежегодно осуществляется примерно 50 тыс. закупок, объем которых достигает примерно 150 — 160 млрд грн. Поэтому вопрос обеспечения прозрачности и эффективности их проведения является чрезвычайно актуальным для Украины.
Кроме совершенствования законодательства, нужно максимально исключить субъективный фактор при осуществлении государственных закупок. Один из путей — внедрение механизма электронных торгов.
На рассмотрение Верховного Совета Украины уже внесен законопроект, предусматривающий введение системы электронных аукционов. Предложения к указанному законопроекту вносились и Комитетом.
(Беседовал Виталий ДУДИН,
«Юридическая практика»)
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…