Конкурентную политику Бельгии осуществляют четыре органа: Служба по вопросам конкуренции, корпус репортеров, Совет по вопросам конкуренции и Комиссия по вопросам конкуренции. Кроме того, определенное влияние на конкурентную политику также имеет министр по экономиче-ским вопросам и Совет министров Бельгии.
Служба по вопросам конкуренции является отдельным независимым подразделением Министерства по экономическим вопросам. Служба имеет следственные полномочия, отвечает за выявление и прекращение нарушений конкурентного законодательства, проводит расследование и обеспечивает выполнение судебных решений. В составе этой структуры работают около 30 специалистов, которые непосредственно занимаются рассмотрением дел, и еще 10 человек вспомогательного персонала. Служба состоит из двух подразделений — европейского и национального. Первое специализируется на вопросах сотрудничества с соответствующими органами ЕС, а второй рассматривает проблемы конкурентной политики национального масштаба. Национальное подразделение состоит из трех отделов: злоупотреблений и ограничительной практики (20 человек); слияний и поглощений компаний (5 человек); конкурентной политики (3 человека). За 2000-й год Служба конкуренции рассмотрела 43 концентрации и 240 согласованных действий.
При службе создан корпус репортеров. Они организовывают и управляют расследованиями, а также инструктируют агентов, занимающихся расследованием. Если штатные работники Службы по вопросам конкуренции являются государственными служащими, то репортеры административно и финансово независимы. Кандидаты на эти должности отбираются через Бюро государственной службы Бельгии по конкурсу. Для них установлены жесткие профессиональные требования, так как эти специалисты имеют довольно широкие следственные права. Они могут требовать от фирм необходимую для расследования информацию, проводить обыски без предварительного предупреждения, конфисковывать доказательства и опечатывать помещения на 48 часов.
Совет по вопросам конкуренции создан при Министерстве по экономическим вопросам. Он устанавливает факты нарушения запрета на ограничение конкуренции. Кроме того, он является единственным органом, который имеет право делать отдельные исключения для заинтересованных фирм. Совет также принимает решения относительно слияний компаний на рынке.
В состав Совета по вопросам конкуренции входят 20 специалистов, которые назначаются на 6 лет с возможностью переизбрания. Структурно Совет распределяется на несколько отдельных палат, в состав которых обычно входит по три человека. Совет не зависит ни от бельгийского правительства, ни от любого другого политического органа. Он имеет следующие основные полномочия:
— выносить решения относительно законности корпоративного слияния или поглощения;
— постановлять отрицательный клиринг и(или) давать разрешение на индивидуальные исключения относительно корпоративного слияния и торговой практики;
— проводить расследования жалоб и выносить решения относительно квалифицирования дела как случая практики, нарушающей законодательство о конкуренции;
— выступать заказчиком расследований в случае подозрения в нарушении правил честной конкуренции;
— инициировать расследования с целью подготовки предложений относительно изъятий из блоков законов.
Председатель Совета имеет определенные специальные полномочия. В частности, он может издавать приказы относительно обнародования документации и по вопросам конфиденциальности, о применении временных мероприятий по торговой практике и т.п. Помощь Совету по вопросам конкуренции предоставляет постоянный секретарь, который выполняет административные функции.
Комиссия по вопросам конкуренции — совещательный, консультативный орган, созданный при Центральном экономическом совете в 1993 году. Она представляет взгляды работников промышленности, сельского хозяйства, торговли, а также ремесленников и др. Ее главная функция — оценивать результативность политики конкуренции в стране. Если она посчитает целесообразным, то может ставить перед правительством вопрос о необходимости осуществления срочных мер по устранению различных проблем в этой сфере.
Комиссия состоит из 24 специалистов: представителей Федерации бельгийских компаний, Федерации национальной торговой палаты, Совета малых и средних компаний, Бельгийского совета фермеров, Сельскохозяйственного союза, всех национальных профсоюзов. Секретариат Комиссии в составе трех лиц функционирует при Министерстве экономических отношений. Заседания Комиссии, как правило, проводятся один раз в месяц.
Министр по экономическим вопросам может обратиться в корпус репортеров с просьбой провести расследование, которое может быть общим или ограничиваться конкретным сектором. Министр также может опротестовать решение Совета по вопросам конкуренции в апелляционном суде Брюсселя.
Если этого требуют интересы общественности, Совет министров может по собственной инициативе или по заявлению сторон предоставить разрешение на концентрацию, которую Совет по вопросам конкуренции признал недопустимой или разрешил при условии выполнения определенных требований. Совет министров имеет на это 30 дней со дня сообщения об окончательном решении Совета по вопросам конкуренции. В случае отсутствия кассационного решения на протяжении указанного срока решение Совета по вопросам конкуренции вступает в силу.
Решения Совета министров Бельгии могут быть обжалованы по представлению Государственного совета. В случае их отмены Совет министров должен утвердить новое решение. Решение Совета министров сохраняет действие до проведения слушаний по представлению Государственного совета.
Бельгийский Совет министров не может в кассационном порядке признавать соответствующими действительности соглашения и торговые практики, запрещенные Советом по вопросам конкуренции (или разрешенные им при условии выполнения определенных требований) как нарушающие законодательство о конкуренции. Решения Совета по вопросам конкуренции и его председателя могут быть обжалованы любой заинтересованной стороной и правительством Бельгии в Апелляционном суде в Брюсселе. Апелляции не имеют приостанавливающей силы.
Бельгийская система конкурентного законодательства имеет довольно давнюю историю. Первый бельгийский Закон «О защите от злоупотреблений экономическим положением» был принят еще в 1958 году, а вступил в силу 27 мая 1960 года. Однако фактически он не имел большого влияния на конкурентную политику в стране. Бельгийские суды нередко напрямую ссылались на положение Договора о создании Европейского экономического сообщества. Статьи 85 и 86 настоящего Договора применялись преимущественно в связи с недобросовестной конкуренцией. Вследствие несовершенства конкурентного законодательства ограничительная практика контролировалась также путем применения законов, которые регулировали торговую деятельность. Так, в законе «О торговой деятельности» от 14 июля 1971 года существовало общее положение о запрете любых действий, противоречащих добросовестной торговой деятельности и с помощью которых торговец влияет или может повлиять на профессиональные интересы другого торговца. Этот закон 14 июля 1991 года был заменен законом «О торговой деятельности, информировании потребителей и защите их прав».
Более эффективным стал закон «О защите экономической конкуренции» от 5 августа 1991 года. В нем статьи 2 и 3 практически дублировали содержание статей 85 и 86 Договора об ЕС, но они распространялись лишь на такие ограничительные действия, которые влияли на бельгийский рынок в целом или на значительную его часть. Основные королевские указы о воплощении в хозяйственную практику данного закона были приняты 23 марта 1993 года. Законом «О защите экономической конкуренции» от 26 апреля 1999 года этот закон был существенно дополнен. Он вступил в силу 1 октября 1999 года. Новый закон является прямой имплементацией законодательства ЕС. Согласно его положениям, не нужно сообщать о коммерческих соглашениях и торговой практике, если они относятся к исключениям, указанным в статье 81(3) Договора о ЕС. Также корпоративные слияния или поглощения компаний, которые находятся под контролем Комиссии ЕС, не контролируются бельгийским законодательством.
Кроме этого закона, в сфере конкуренции действуют подзаконные нормативно-правовые акты в форме королевских указов: относительно типичных образцов сообщений о заключении контрактов, осуществления торговой практики, фактов слияния компаний и т.п.
БОРИСЕНКО Зоя — к.э.н., доцент, докторант Академии государственного управления при Президенте Украины, г. Киев
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…