Одиннадцатое пленарное заседание Национальной комиссии по укреплению демократии и утверждению верховенства права на Украине (Комиссия), состоявшееся 24 апреля с.г., было посвящено вопросу утверждения Концепции государственной политики в сфере уголовной юстиции и обеспечения правопорядка на Украине (Концепция). Предварительное утверждение Комиссией данной Концепции состоялось еще 26 марта с.г., после чего проект был направлен в различные научные учреждения, правозащитные организации, нынешние правоохранительные органы. Как отметил председатель Комиссии Сергей Головатый, на обработку рабочей группе поступило много предложений, но только органами налоговой службы Концепция не была поддержана. По итогам заседания, 20 голосами членов Комиссии Концепцию было утверждено. Дальше — ее будет направлено в Совет национальной безопасности и обороны для одобрения и передано на подписание главе государства.
Отметим основные новеллы Концепции, хотя в целом предложенная реформа сама по себе является новеллой, ведь ею предлагается полное реформирование всей системы правоохранительных органов и понимания уголовно наказуемых деяний. Прежде всего, предлагается новое для отечественного правосознания деление всех деяний, за которые установлено уголовную ответственность, на преступления и уголовные проступки. Размежевание их проводится, исходя из степени опасности для лица или государства и характера уголовно-правовых последствий для правонарушителя.
Касательно досудебного следствия, то указанную функцию предлагается передать полностью органам внутренних дел, установить прокурорский контроль путем процессуального руководства за ее осуществлением. При этом итогом реализации Концепции должно стать упразднение налоговой милиции в системе органов налоговой службы, а право досудебного следствия Службы безопасности Украины будет только до реформирования этого органа — с правоохранительного в специальный.
Наибольшие дискуссии вызвало положение Концепции относительно необходимости установления уголовной ответственности юридических лиц как за уголовные проступки, так и за преступления. В частности, это соответствует европейскому и мировому опыту. В целом комиссия пришла к заключению, что такую ответственность необходимо предусмотреть в целях борьбы с коррупцией, отмыванием средств, фиктивным предпринимательством и неправомерным захватом предприятий. Ведь если существует ответственность только физических лиц, то, по словам заместителя Секретаря СНБОУ Игоря Дрижчаного, наказание несут исключительно функционеры — генеральный директор и/или главный бухгалтер, в то же время, если к ответственности привлечь юридическое лицо, например, отменив его регистрацию, ответственность ляжет на плечи собственника или учредителя.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…