Концентрация с интеграцией — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №52 (574) » Концентрация с интеграцией

Концентрация с интеграцией

В странах с развитой экономикой, где конкуренция является необходимым и определяющим условием нормального функционирования рыночной экономики, законодательством предусмот­рен государственный контроль за процессами экономической концентрации. Антимонопольное законодательство большинства стран, касающееся экономической концентрации, основывается на той позиции, что не следует разрешать сделки, приводящие к установлению или расширению рыночной власти определенного субъекта.

Согласно Закону Украины «О защите экономической конкуренции» от 11 января 2001 года, экономической концент­рацией считается: слияние субъектов хозяйствования или присоединение одного субъекта к другому; приобретение непосредственно или через другие лица конт­роля одним или несколькими субъектами хозяйствования; непосредственное или опосредствованное приобретение, приобретение в собственность иным способом или получение в управление частей (акций, паев), обеспечивающее достижение или превышение 25 или 50 процентов голосов в высшем органе управления соответствующего субъекта хозяйствования.

4 декабря с.г. в Верховном Совете Украины зарегистрирован законопро­ект о внесении изменений в Закон Украи­ны «О защите экономической конкуренции». Данный документ разработан Антимонопольным комитетом Ук­раины по поручению премьер-министра Украины от 9 февраля 2008 года № 29 относительно усовершенствования регуляторной среды в сфере хозяйственной деятельнос­ти, улучшения инвестиционного климата, преодоления коррупции и создания благоприятных условий для развития бизнеса на основе предложенией Европейской бизнес ассоциации, освещенных в докладе «Препятствия для ин­вестиций в Украину».

Отметим, что в законопроекте предусмотрено внести изменения в статьи 19, 24, 28 Закона Украины «О защите экономической конкуренции». Согласно последней редакции данного Закона, в час­ти 4 статьи 19 предусмотрено, что «положения части 1 и части 3 этой статьи применяются также к субъектам хозяйствования, если от них из-за отсутствия альтернативных источников получения или снабжения определенного вида товаров зависят малые или средние предприниматели». То есть данная норма распространяется только на случаи зависимос­ти покупателя от продавца. В проекте же предлагается заменить фразу «получения или снабжения определенного вида товаров» на «поступления или возможнос­ти реализации определенного вида товаров».

Увеличение пороговых критериев

Частью 1 статьи 24 данного Закона определены пороговые критерии объемов реализации (стоимости активов) участников концентрации, за превышение которых получение предварительного разрешения является обязательным. При этом установленные в начале 2000-х годов пороговые значения являются слишком низкими в отношении к размеру ВВП, по сравнению со значениями в большинстве европейских юрисдикций, что создает неоправданное дополнительное административное давление на инвесторов. Также абзацем 3 пункта 1 час­ти 1 статьи 24 Закона Украины «О защите экономической конкуренции» предусмот­рено, что при определении необходимос­ти получения разрешения учитываются показатели лишь одного участника концентрации на Украине. Данная норма приводит к тому, что разрешение на концентрацию вынуждены получать участники таких концентраций, когда соответствующие показатели на Украине имеет лишь продавец, который лишается конт­роля над активами, что также является неоправданным вмешательством государства в хозяйственные отношения. В законопроекте предлагается увеличить показатель совокупного годового оборота или стоимости активов всех участников концентрации, за превышение которых получение предварительного разрешения на концентрацию становится необходимым, с эквивалента 12 до 50 миллионов евро. Пропорционально, с 1 до 4 миллионов евро предлагается также увеличить индивидуальные показатели объемов реализации (стоимости активов) участников концентрации, превышение которых создает обязанность получения предварительного разрешения.

Разрешения на концентрацию

В законопроекте предлагается дополнить часть 1 статьи 28 Закона Украины «О защите экономической конкуренции» нормой, преду­сматривающей принятие органами Анти­моно­польного комитета соответствующих решений о выдаче разрешений, если Комитетом не обнаружены основания для запрещения согласованных действий, ­концентрации или необходимости проведения сложного углубленного исследования. Заметим, что данная норма преду­смотрена в пункте «b» части 1 статьи 6 Регламента Еврокомиссии № 139/2004 от 20 января 2004 года. При этом сохраняется норма, согласно которой в случае, если в течение срока рассмотрения заявления органы Антимонопольного комитета Украины не начали рассмот­рение дела о согласованных действиях или концентрации, решение о предоставлении разрешения считается принятым. Функцию определять случаи, когда применяется тот или другой процедурный режим, предлагается возложить на Антимонопольный комитет Украины. Это обусловлено тем, что при обеих процедурах права и обязанности участников концентрации являются одинаковыми, но несколько отличается объем работы, которая выполняется органами Комитета.

Одной из целей данного законопроекта является приведение норм украинского законодательства, отвечающих за экономическую конкуренцию, к стандартам Европейского Союза (ЕС). Экономические концентрации, которые отвечают определенным условиям, должны быть нотифицированными к Европейской Комиссии, выполняющей функции органа защиты конкуренции. Данная норма закреплена в Регламенте Совета ЕС от 20 января 2004 года № 139/2004.

Что касается прогнозов данного законопроекта, по мнению авторов, принятие данных норм создаст условия для уменьшения неоправданного административного давления на субъекты хозяйствования, будет способствовать улучшению вхождения инвесторов на украинские рынки. В то же время усовершенствование правовых механизмов противодействия неправомерному использованию рыночного положения будет способствовать усилению правовой защиты отдельных категорий субъектов хозяйствования, в частности, малых и средних предпринимателей, которые являются поставщиками больших торговых сетей.

Отметим, что представлять данный законопроект в Верховном Совете Украины будет исполняющий обязанности председателя Антимонопольного комитета Украины Александр Мельниченко.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

«Стройбат»

«Да только суд и ныне там...»

FALSE

Факты права в 2008 году. Послесловие

Государственная практика

Закон суров, но так уже он написан*

Судебная реформа глазами студентов

Законодательная практика

Концентрация с интеграцией

Неделя права

Назначения и увольнения

Осталось найти и арестовать

Вкладчик всегда прав

Реестры и статотчет для нотариусов

Назначены заместители Председателя ВСУ

Новости законотворчества

Новый законопроект о землепользовании

Кипр все еще оффшор для Украины

О разграничении административной и уголовной ответственности

Новости из-за рубежа

Компании Anheuser-Busch запрещено использовать название «Bud»

На Rambler подали в суд из-за клипов

Новости профессии

В ВСУ представили проект Европейского Союза

ВККА доступна через Интернет

Альтернативные способы решения споров

Юристы обсудили проблемные вопросы противодействия коррупции

А. Селиванов вновь назначен постпредом парламента в КСУ

Новости юридических фирм

ЮФ «ЮРИС» исполнилось 15 лет со дня учреждения

ЮФ «Саенко Харенко» — юридический советник в связи с предоставлением кредита

Навигация в кризисе от Beiten Burkhardt

ЮФ «Астерс» консультировала Allianz по вопросам украинского антимонопольного права

Новости юридического мира

Clifford Chance поглощает Badea & Asociatii

Альянс как повод для раскола

Юрфирмы в условиях кризиса

CMS Cameron McKenna реорганизует международное партнерство

Первая десятка

Светочи юриспруденции 2008 года

Реестр событий

Служу украинской адвокатуре!

Служебная лестница

Увольнения

Тема номера

Затаскать буквально по всем судам

О вопросах иммунитета государства

Реформированию — системный подход

Частная практика

То ли еще будет, ой-ой-ой

Преступление и наказание

Юрист Года

Юрист 2008 года — Сергей Коннов!

Інші новини

PRAVO.UA