В странах с развитой экономикой, где конкуренция является необходимым и определяющим условием нормального функционирования рыночной экономики, законодательством предусмотрен государственный контроль за процессами экономической концентрации. Антимонопольное законодательство большинства стран, касающееся экономической концентрации, основывается на той позиции, что не следует разрешать сделки, приводящие к установлению или расширению рыночной власти определенного субъекта.
Согласно Закону Украины «О защите экономической конкуренции» от 11 января 2001 года, экономической концентрацией считается: слияние субъектов хозяйствования или присоединение одного субъекта к другому; приобретение непосредственно или через другие лица контроля одним или несколькими субъектами хозяйствования; непосредственное или опосредствованное приобретение, приобретение в собственность иным способом или получение в управление частей (акций, паев), обеспечивающее достижение или превышение 25 или 50 процентов голосов в высшем органе управления соответствующего субъекта хозяйствования.
4 декабря с.г. в Верховном Совете Украины зарегистрирован законопроект о внесении изменений в Закон Украины «О защите экономической конкуренции». Данный документ разработан Антимонопольным комитетом Украины по поручению премьер-министра Украины от 9 февраля 2008 года № 29 относительно усовершенствования регуляторной среды в сфере хозяйственной деятельности, улучшения инвестиционного климата, преодоления коррупции и создания благоприятных условий для развития бизнеса на основе предложенией Европейской бизнес ассоциации, освещенных в докладе «Препятствия для инвестиций в Украину».
Отметим, что в законопроекте предусмотрено внести изменения в статьи 19, 24, 28 Закона Украины «О защите экономической конкуренции». Согласно последней редакции данного Закона, в части 4 статьи 19 предусмотрено, что «положения части 1 и части 3 этой статьи применяются также к субъектам хозяйствования, если от них из-за отсутствия альтернативных источников получения или снабжения определенного вида товаров зависят малые или средние предприниматели». То есть данная норма распространяется только на случаи зависимости покупателя от продавца. В проекте же предлагается заменить фразу «получения или снабжения определенного вида товаров» на «поступления или возможности реализации определенного вида товаров».
Увеличение пороговых критериев
Частью 1 статьи 24 данного Закона определены пороговые критерии объемов реализации (стоимости активов) участников концентрации, за превышение которых получение предварительного разрешения является обязательным. При этом установленные в начале 2000-х годов пороговые значения являются слишком низкими в отношении к размеру ВВП, по сравнению со значениями в большинстве европейских юрисдикций, что создает неоправданное дополнительное административное давление на инвесторов. Также абзацем 3 пункта 1 части 1 статьи 24 Закона Украины «О защите экономической конкуренции» предусмотрено, что при определении необходимости получения разрешения учитываются показатели лишь одного участника концентрации на Украине. Данная норма приводит к тому, что разрешение на концентрацию вынуждены получать участники таких концентраций, когда соответствующие показатели на Украине имеет лишь продавец, который лишается контроля над активами, что также является неоправданным вмешательством государства в хозяйственные отношения. В законопроекте предлагается увеличить показатель совокупного годового оборота или стоимости активов всех участников концентрации, за превышение которых получение предварительного разрешения на концентрацию становится необходимым, с эквивалента 12 до 50 миллионов евро. Пропорционально, с 1 до 4 миллионов евро предлагается также увеличить индивидуальные показатели объемов реализации (стоимости активов) участников концентрации, превышение которых создает обязанность получения предварительного разрешения.
Разрешения на концентрацию
В законопроекте предлагается дополнить часть 1 статьи 28 Закона Украины «О защите экономической конкуренции» нормой, предусматривающей принятие органами Антимонопольного комитета соответствующих решений о выдаче разрешений, если Комитетом не обнаружены основания для запрещения согласованных действий, концентрации или необходимости проведения сложного углубленного исследования. Заметим, что данная норма предусмотрена в пункте «b» части 1 статьи 6 Регламента Еврокомиссии № 139/2004 от 20 января 2004 года. При этом сохраняется норма, согласно которой в случае, если в течение срока рассмотрения заявления органы Антимонопольного комитета Украины не начали рассмотрение дела о согласованных действиях или концентрации, решение о предоставлении разрешения считается принятым. Функцию определять случаи, когда применяется тот или другой процедурный режим, предлагается возложить на Антимонопольный комитет Украины. Это обусловлено тем, что при обеих процедурах права и обязанности участников концентрации являются одинаковыми, но несколько отличается объем работы, которая выполняется органами Комитета.
Одной из целей данного законопроекта является приведение норм украинского законодательства, отвечающих за экономическую конкуренцию, к стандартам Европейского Союза (ЕС). Экономические концентрации, которые отвечают определенным условиям, должны быть нотифицированными к Европейской Комиссии, выполняющей функции органа защиты конкуренции. Данная норма закреплена в Регламенте Совета ЕС от 20 января 2004 года № 139/2004.
Что касается прогнозов данного законопроекта, по мнению авторов, принятие данных норм создаст условия для уменьшения неоправданного административного давления на субъекты хозяйствования, будет способствовать улучшению вхождения инвесторов на украинские рынки. В то же время усовершенствование правовых механизмов противодействия неправомерному использованию рыночного положения будет способствовать усилению правовой защиты отдельных категорий субъектов хозяйствования, в частности, малых и средних предпринимателей, которые являются поставщиками больших торговых сетей.
Отметим, что представлять данный законопроект в Верховном Совете Украины будет исполняющий обязанности председателя Антимонопольного комитета Украины Александр Мельниченко.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…