КОМПРОМАТ НА СУДЬЮ — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №15 (225) » КОМПРОМАТ НА СУДЬЮ

КОМПРОМАТ НА СУДЬЮ

Кассетные скандалы давно уже стали привычным делом — в наши дни сбором компромата не занимается разве что ленивый. На бытовом уровне это действует безотказно, чего не скажешь о судебной системе. Теперь уже всем известно, с каким подозрением наши судьи относятся к подобным «сенсационным материалам», и чаще всего такие вещественные доказательства суд не принимает во внимание. Однако из всех правил существуют исключения, и вынесение приговора по уголовному делу на основании аудиозаписи, подлинность которой вызывает большие сомнения, становится реальностью.

ОСУДИЛИ, ДА НЕ ПОСАДИЛИ

В начале 1999 года у донецкого предпринимателя Васильева (фамилия изменена. — Ред.) возник конфликт с акционерным обществом, директором которого он являлся. Васильев подал в Калининский районный суд г. Горловки Донецкой области гражданский иск об отмене регистрации общества. Рассмотрением дела занимался судья Вадим Сидоренко, которому с целью вынесения «правильного» решения Васильев якобы передал через своего адвоката Лукьянчука (фамилия изменена. — Ред.) денежные средства в сумме 300 долларов США. Сидоренко взятку якобы взял, но решение принял не в пользу Васильева, а совсем наоборот. Тогда возмущенный взяткодатель предоставил донецким правоохранительным органам три аудиокассеты с записями его разговоров с судьей.

Луганский суд принял аудиозаписи в качестве доказательств и признал, что адвокат Лукьянчук действительно передал судье триста долларов из четырехсот, полученных от Васильева, а сто долларов оставил себе «за услуги».

Сидоренко заявил, что решение по делу он принял абсолютно законное, а Васильев, провоцируя его на разговоры о каких-то деньгах, изначально решил сделать аудиозапись с целью дискредитации судьи. Лукьянчук также заявлял о своей полной непричастности к даче взятки.

Однако суд решил, что заявления подсудимых о провокации необоснованны и надуманны. Вадим Сидоренко был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного частью 3 статьи 168 Уголовного кодекса Украины «Получение взятки в особо крупных размерах», предусматривающей от 10 до 15 лет лишения свободы, и осужден к четырем годам с конфискацией всего имущества. Лукьянчука за посредничество во взяточничестве осудили условно и амнистировали.

Однако после оглашения приговора под стражу Сидоренко почему-то взят не был. Обжалование решения Луганского областного суда успеха не принесло. Кассационную жалобу Сидоренко и Лукьянчука судебная коллегия Верховного Суда Украины не удовлетворила, а приговор Луганского суда оставила без изменений, подтвердив таким образом его законность и правильность. Заявления Сидоренко о необходимости возбуждения уголовных дел против сотрудников подразделения по борьбе с организованной преступностью и прокуратуры, расследовавших его уголовное дело, остались без удовлетворения как на местном уровне, так и на уровне того же Верховного Суда.

В своих ходатайствах судья Сидоренко указывает на многочисленные грубые нарушения уголовно-процессуального закона, имевшие место в ходе расследования и рассмотрения уголовного дела в суде первой инстанции.

ОРИГИНАЛ ИЛИ КОПИЯ?

Вопреки статьям 7, 9, 10 Закона Украины «О судебной экспертизе» судебно-фоноскопическая экспертиза пленок, информация с которых легла в основу обвинения, была проведена вне специализированных учреждений и ведомственных служб. Экспертные исследования проводились преподавателем Донецкого института внутренних дел, который в своем заключении отметил, что «предоставленные для исследования фонограммы являются оригиналами либо аутентичными копиями. В пределах непрерывных участков записи всех фонограмм следы, свидетельствующие о производстве механического либо электронного монтажа, не обнаружены».

В пункте 17 постановления Пленума Верховного Суда Украины № 8 от 30 мая 1997 года «О судебной экспертизе по уголовным и гражданским делам» судам разъясняется необходимость выяснения при проверке и оценке экспертного заключения компетентности эксперта.

Однако, оценивая достоверность заключения, суд первой инстанции не проверил его на предмет компетентности и полноты экспертного исследования, ограничившись лишь повторением в приговоре вышеприведенной цитаты.

Согласно консультативному заключению специалиста по исследованиям материалов и видеозвукозаписи КНИИСЭ № 726 от 15 февраля 2002 года, во-первых, экспертное заключение о том, что фонограммы являются оригиналами либо аутентичными копиями, является противоречивым, что свидетельствует об отсутствии какого-либо вывода вообще. Во-вторых, понятие аутентичности в экспертной практике не используется, т. к. оно содержит юридическую оценку, что подтверждает выход эксперта за пределы своих полномочий. И, в-третьих, альтернативность вывода относительно фонограмм делает невозможным экспертное заключение об отсутствии признаков монтажа фонограммы-оригинала по ее копии, поскольку при копировании указанные признаки могут уничтожаться либо маскироваться.

Таким образом, в основу обвинения были положены материалы судебно-фоноскопической экспертизы с по существу отсутствующим экспертным заключением, к тому же составленным неаттестованным, т. е. некомпетентным лицом.

Вадим Сидоренко утверждает, что суд первой инстанции также проигнорировал требования процессуального принципа непосредственного исследования доказательств по делу (статья 257 Уголовно-процессуального кодекса Украины) — важной гарантии установления истины, постановив свой обвинительный приговор в том числе на показаниях не допрошенных в судебном заседании свидетелей.

ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ ЗАБЫЛИ СПРОСИТЬ

В этом деле есть еще один интересный момент. Институт государства и права Национальной Академии наук Украины им. В. Корецкого, проводивший научно-правовую экспертизу судебного решения, в своем заключении от 16 августа 2001 года пришел к выводу, что привлечение судьи Сидоренко к уголовной ответственности без согласия Верховного Совета Украины является неправомерным. Когда судье предъявляется обвинение в совершении уголовного преступления, «Верховный Совет Украины прекращает полномочия судьи и дает согласие на его задержание или арест», — такова норма Закона Украины «О статусе судей». Однако так она стала выглядеть после внесения в Закон изменений 6 июля 2000 года.

Когда же Сидоренко привлекался к уголовной ответственности, эта норма выглядела несколько иначе: «Верховный Совет Украины прекращает полномочия судьи, лишает его неприкосновенности и дает согласие на привлечение его к уголовной ответственности». То есть иммунитет судей до июля 2000 года был гораздо более категоричным, нежели после внесения в Закон изменений, и привлечение судьи к уголовной ответственности требовало предварительного на то согласия Верховного Совета.

Поэтому несоблюдение порядка возбуждения уголовного дела в отношении судьи Сидоренко является существенным нарушением уголовно-процессуального законодательства Украины и свидетельствует о ничтожности всех последующих процессуальных и следственных действий, а все предварительное расследование де-юре происходило при отсутствии предъявленного обвинения, самого обвиняемого и субъекта уголовно-процессуальной деятельности. Это, согласно заключению экспертизы, дает все основания для отмены приговора и других документов по этому делу.

Делом Сидоренко заинтересовался Комитет Верховного Совета Украины по борьбе с организованной преступностью и коррупцией. Заместитель председателя комитета направил в Верховный Суд Украины письмо, в котором изложил определенные сомнения в законности приговора по делу судьи Сидоренко. Но это никаких изменений в судьбе судьи не повлекло. Несмотря на многочисленные ходатайства Сидоренко об отмене приговора апелляционного суда Луганской области, Верховный Суд Украины незаконные судебные решения не отменяет. Поэтому Вадим Сидоренко продолжает обращаться с жалобами во всевозможные органы власти, обвиняя правоохранительные органы и Луганский областной суд в незаконных действиях.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

СУМЕРКИ ПАРЛАМЕНТАРИЗМА

Деловая практика

ПРАВИТЕЛЬСТВО ЗА НАЛОГИ, НО ПРОТИВ ИМПОРТА

Законодательная практика

ИЗМЕНЕНИЯ В ХПК

Зарубежная практика

ГОЛЛАНДЦЫ СОЧУВСТВУЮТ НЕИЗЛЕЧИМО БОЛЬНЫМ

Неделя права

ИМ БЫ ПОНЕДЕЛЬНИКИ ВЗЯТЬ И ОТМЕНИТЬ

Новости из-за рубежа

РАЗБОР ПОЛЕТОВ В АРГЕНТИНЕ

В КИТАЕ ОТМЕНЕНА ПРЕЗУМПЦИЯ НЕВИНОВНОСТИ

Новости профессии

ДАВАЙТЕ ДРУЖИТЬ МИНИСТЕРСТВАМИ

БЛЮСТИТЕЛИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

ЗАВЕРШИЛА РАБОТУ IX СЕССИЯ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА

Первая полоса

Ксения ДАЦЕНКО«Юридическая практика»

Прецеденты

ВОЗМЕЩЕНИЕ МОРАЛЬНОГО ВРЕДА

ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

ДОГОВОРНОЕ ПРАВО

ДОГОВОРНОЕ ПРАВО

Судебная практика

КОМПРОМАТ НА СУДЬЮ

«GOLDEN TELECOM» НЕ ОДИНОК

Тема номера

БЕЗ ИСТЦА НЕТ СУДА

ДОКАЗЫВАНИЕ В ДЕЛАХ С УЧАСТИЕМ РЕОРГАНИЗОВАННЫХ ЮРЛИЦ

ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Юридический форум

КАКОЙ ЗАКОН — ТАКИЕ И ВЫБОРЫ

Інші новини

PRAVO.UA