Закончился мораторий на проверки — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Юридическая практика №12 » Комплексный плен

Комплексный плен

Закончился мораторий на проверки

Рубрика Тема номера
Процедура защиты интересов бизнеса должна быть комплексной, игнорирование отдельного звена в стратегии защиты может усложнить возможность получения положительного результата

Сянваря 2019 года утратил силу Закон Украины «О временных особенностях осуществления мероприятий государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности», а вместе с ним закончился мораторий на проверки, который действовал весь предыдущий 2018 год. Это означает, что количество проверок в текущем году увеличится, поэтому бизнесу следует быть готовым к визитам инспекторов. В частности, по данным инспекционного портала Интегрированной автоматизированной системы государственного надзора/контроля (ІАС ДНК), Государственной службой Украины по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей (Госпродпотребслужба) в текущем году запланировано проведение 21 897 проверок. Ситуация также усугубляется тем, что кроме проверок относительно соблюдения законодательства о защите прав потребителей, предприятия, действующие в сфере обращения пищевой и непищевой продукции, должны ожидать проверок в порядке рыночного надзора в соответствии с Законом Украины «О государственном рыночном надзоре и контроле непищевой продукции» и инспектирования или аудита в соответствии с Законом Украины «О государственном контроле за соблюдением законодательства о пищевых продуктах, кормах, побочных продуктах животного происхождения, здоровье и благополучии животных».

Каждой из форм осуществления мероприятий государственного надзора и контроля в указанных выше областях присуща своя специфика, однако все они имеют много общих черт, что позволяет сделать определенные обобщения, касающиеся типичных ошибок, которые допускают субъекты хозяйствования до или во время проверок. Впрочем, при должной подготовке и анализе типичных ошибок шансы окончания проверок без негативных последствий для предприятия значительно увеличиваются. Далее рассмотрим каждую из таких типичных ошибок.

Пренебрегать подготовкой

С приходом нового года начинаются новые проверки. Так что первое, что необходимо сделать, это проверить, не значится ли ваша компания в годовом плане проверок, размещенном на сайте Госпродпотребслужбы (годовой план осуществления плановых мероприятий государственного надзора (контроля), секторный план рыночного надзора — относительно непищевой продукции, ежегодный план государственного контроля — относительно пищевых продуктов). Но независимо от того, включен ли субъект хозяйствования в годовой план проверок или нет, внеплановые проверки еще возможны.

Важно, чтобы на каждом объекте осуществления хозяйственной деятельности персонал был заранее проинформирован о порядке действий в случае появления инспекторов Госпродпотребслужбы. Желательно заранее определить на предприятии уполномоченное лицо (и его заместителей) для сопровождения процесса проверки и оформить такое решение локальным приказом или включить соответствующие полномочия в должностную инструкцию сотрудника. Следует ограничить от общения с проверяющими остальной персонал. Сотрудники могут руководствоваться правом не предоставлять пояснений относительно деятельности предприятия (часть 4 статьи 12 Закона Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности»).

Без проверки полномочий

Непосредственно в день проверки, перед началом осуществления мероприятий государственного надзора (контроля), нужно проверить наличие всех необходимых документов и оснований для допуска инспекторов. Такими документами должны быть направление на проведение проверки и служебное удостоверение инспектора. Понятно, что указанные документы должны соответствовать требованиям законодательства к содержанию и форме. Однако также стоит обращать внимание на неточности в документах. В частности, Ф.И.О., название должности инспектора в удостоверении могут не совпадать с данными в направлении на проверку, в направлении могут содержаться неточности относительно кода и/или наименования юридического лица и т.п.

Если проверка осуществляется в соответствии с годовым планом (плановая проверка), то контролирующий орган обязан письменно предупредить субъекта хозяйствования о проверке не позднее чем за десять дней до даты ее проведения. При отсутствии такого уведомления субъект хозяйствования имеет правовые основания для недопуска инспекторов к проверке. В то же время существуют различные точки зрения относительно необходимости направления уведомления в случае осуществления мер рыночного надзора в сфере непищевой продукции. Учитывая системный анализ положений части 2 статьи 7, части 5 статьи 10 и пункта 4 раздела ІХ заключительных положений Закона Украины «О государственном рыночном надзоре и контроле непищевой продукции», можно говорить о наличии обязанности предупреждения о проверке, что также подтверждается последней судебной практикой (постановление Высшего административного суда Украины от 25 мая 2016 года по делу 818/1068/14, постановление Харьковского апелляционного административного суда от 17 октября 2018 года по делу  641/4550/18).

Все документы без разбора

Бывают случаи, когда работники субъектов хозяйствования, находясь в стрессовом состоянии, могут передать все, что только есть, любые документы, чтобы удовлетворить требования инспектора. Следует отметить, что субъект хозяйствования обязан предоставлять документы, образцы продукции, пояснения лишь в том объеме, которые он сам считает необходимым (статья 11 Закона Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности»). Таким образом, надо четко понимать, в связи с чем запрашивается та или иная информация, так как любые лишние документы могут вызвать необходимость в предоставлении дополнительных пояснений. Желательно передавать документы с описанием и под подпись уполномоченного лица Госпродпотребслужбы.

Стоит помнить, что должностным лицам Госпродпотребслужбы запрещено изъятие оригиналов финансовохозяйственных, бухгалтерских и других документов, а также компьютеров, их частей. Изъятие возможно только в случаях, предусмотренных уголовным процессуальным законодательством или на основании определения суда в порядке обеспечения или истребования доказательств.

Человеческий фактор

Как ни странно это прозвучит, но инспекторы тоже люди, которые к тому же выполняют функцию, возложенную на них законодательством. В связи с этим желательно перед началом проверки согласовать с инспекторами порядок проверки для того, чтобы сделать процесс проверки взаимно эффективным и прогнозируемым. Чрезмерная придирчивость к ошибкам проверяющих, а также назойливое наведение видеокамеры могут вызвать негативные эмоции со стороны проверяющих и, как следствие, негативно отразиться на результате проверки. Другими словами, нужно контролировать ход проверки, но не стоит слишком остро реагировать на действия инспекторов, кроме случаев, если этого действительно требует ситуация.

Не изложить возражений

Иногда возникают ситуации, когда руководитель или уполномоченное им лицо подписывают акт о результатах проверки, предварительно не ознакомившись детально с его содержанием. Да, действительно, бывает сложно сразу понять реальные последствия проверки, если на первый взгляд все выглядит достаточно приемлемым. Однако после глубокого анализа результатов проверки мнение может измениться диаметрально. Итак, если нет однозначной уверенности в результатах проверки, рекомендуем указать в соответствующей графе акта проверки, например, следующее: «С выводами, изложенными в акте проверки, не согласны, возражения к акту будут предоставлены в срок, определенный законодательством». После чего субъект хозяйствования имеет право в течение пяти рабочих дней предоставить письменные замечания или возражения к акту проверки.

Отказываться от подписания

Бытует мнение, что лучшая тактика во взаимоотношениях с контролирующими органами — «ничего не подписывать». Однако, на наш взгляд, отказ от подписания документов, составляемых в ходе проверки, не дает никаких преимуществ для предприятия, поскольку в таком случае инспектор имеет право зафиксировать данный факт в соответствующем документе. Напротив, активная позиция в ходе проверки предоставляет гораздо больше шансов для дальнейших положительных результатов обжалования действий, решений или бездействия субъекта властных полномочий в суде.

Постановление о нарушениях

Как известно, по результатам проверки инспектор в случае установления факта административного правонарушения вправе составить соответствующий протокол, который после этого направляется в орган, уполномоченный рассматривать дела об административных правонарушениях. Штрафы, предусмотренные Кодексом Украины об административных правонарушениях, налагаемые на руководителя предприятия или на другое уполномоченное лицо согласно должностной инструкции, как правило, незначительны, поэтому факт привлечения к административной ответственности часто игнорируется субъектами хозяйствования. Мы убеждены, что процедура защиты интересов бизнеса должна быть комплексной, поэтому игнорирование отдельного звена в стратегии защиты может усложнить возможность получения положительного результата рассмотрения дела в суде.

Предупрежден — значит вооружен

Безусловно, указанные выше рекомендации не являются универсальным алгоритмом на все случаи жизни, но надеемся, что эта информация будет полезной как практикующим юристам, так и любому заинтересованному лицу.

ЛЕВИТАС Ян управляющий партнер JN Legal, гКиев

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Інші новини

PRAVO.UA