«Мы — варяги в этом городе» — такой фразой начинает разговор Назар Маркив. Имея длительный опыт работы на юридическом рынке Харькова, он два года назад принял решение о переезде в Киев и открытии юркомпании Profecto, которую развивает совместно с партнером Владиславом Дуличем, также представляющим в столице харьковскую юридическую школу. Об отличии регионального и столичного юррынков, особенностях юрбизнеса в нынешней экономической ситуации и клиентских предпочтениях партнеры ЮК Profecto рассказали в интервью «Юридической практике».
— Что юрфирме дает базирование в Киеве? В чем отличие регионального рынка юридических услуг от столичного?
Назар Маркив (Н.М.): Уровень вопросов, которые решаются в регионах, существенно ниже. Основные финансовые потоки идут через Киев. Соответственно основные заказы на юридическое сопровождение концентрируются здесь. Да и конкуренция между юрфирмами здесь в разы выше. Второе отличие связано со спецификой собственно юридической работы: в Киеве вопросы сложнее, а клиенты требовательнее. Для нас важным аргументом при принятии решения о переезде в Киев стало то обстоятельство, что здесь находятся все кассационные суды, и окончательная точка практически в любом споре ставится именно в этом городе.
Владислав Дулич (В.Д.): Находясь в регионе, мы не всегда брались за «киевские» проекты — качество работы в режиме постоянных командировок существенно хуже. Так что есть объективная необходимость постоянного присутствия здесь. Для работы в регионах мы привлекаем местных адвокатов на условиях субподряда, а там, где необходим личный контроль, ездим сами.
— Заняли ли вы уже свою нишу на рынке?
Н.М.: Нет. Мы ее только занимаем. И на самом деле это будет непрерывный процесс на все время существования компании. Каждый день необходимо доказывать, что мы на рынке, мы востребованы и занимаем определенную нишу.
— Что вы относите к своим конкурентным преимуществам?
Н.М.: Какие в нашей сфере могут быть преимущества? Клиентам нравится, когда им четко и внятно описывают все варианты развития их ситуации: относительно сроков, стоимости и последствий. Судя по отзывам клиентов, другие советники этого не делают, но акцентируются на результате, готовых решениях. А я сторонник того, что клиент должен быть вовлечен в принятие решений.
— Чем в нынешних условиях юрфирма может привлечь клиентов?
Н.М.: Современный клиент очень требовательный. Ему необходимо подробно объяснять, что именно мы делаем по его поручению. И такая требовательность позволяет лучше выстроить систему коммуникации. По нашим наблюдениям, 80 % общения с клиентом сводится к ответу на вопрос «Ну что там по нашему делу?». Для взаимной экономии времени мы запустили на нашем сайте раздел «Личный кабинет», в котором в режиме реального времени отображается вся открытая информация по делу: когда подан иск, на какое время назначено судебное заседание, какое решение вынесено (со ссылкой на реестр).
Для того чтобы привлечь клиента, ему необходимо предложить альтернативу решения его проблемы. Мы не даем оценку, хорошо он и его штатный юрисконсульт (приглашенный юрсоветник) поступают или плохо. Мы показываем, что в конкретной ситуации можем сделать мы.
— Насколько современный клиент лоялен?
В.Д.: Практически у каждого клиента есть несколько юридических советников. Ни один бизнес не ограничивается лишь одной юрфирмой. Собственникам и руководителям бизнеса для принятия решений необходимо два-три мнения. Это абсолютно нормально. Нередки также случаи привлечения юрфирмы-контролера, которая оценивает качество работы основных юристов по проекту. Контролируют как нашу работу, так и привлекают нас в качестве контролеров. Один в поле не воин — любую ситуацию надо рассматривать со всех сторон. И наличие у клиента возможности выбора юридического советника — основа качества предоставляемых услуг.
— Что сейчас больше востребовано клиентом: универсальность или специализация?
В.Д.: Универсальность юрфирм позволяет просчитать разные варианты развития событий по ситуации клиента. По моим убеждениям, юрист, который занимается лишь одной категорией дел, стоит на одной ноге. Возьмем, к примеру, распространенное обращение клиентов по спору с налоговой. В рамках обжалования одного налогового уведомления-решения мы готовим заявление в административный суд, подаем документы на обжалование в административном порядке в налоговых органах, кроме того, налоговая милиция, как правило, открывает уголовное производство по факту уклонения от уплаты налогов. Если юрист специализируется лишь в административном праве, сопровождать уголовное дело в приведенном примере он не сможет.
Мы стремимся к тому, чтобы предложить клиенту все варианты решения его проблемы. Но при этом, я уверен, юрист не должен принимать решение за клиента, тем более что мотивы клиентов могут быть нам и неизвестны. Нередки случаи, особенно в крупных комплексных проектах, когда адвокатам поручают лишь один узкий вопрос, а суть всего проекта и конечная цель ему не раскрываются.
— И как работается с такими клиентами? Ведь от юриста могут скрыть обстоятельства, имеющие существенное значение для дела.
Н.М.: Работать можно абсолютно нормально. Есть четкая система ограничений и компетенции адвоката, выполняющего свою часть работы.
В.Д.: Во избежание возможных разногласий мы сейчас внедряем страхование нашей профессиональной ответственности, проводим переговоры со страховыми компаниями (они, кстати, очень удивлены нашими вопросами, и немногие смогли сформулировать адекватные предложения). Страхуется не результат дела, а то, как мы работаем над порученным вопросом.
К слову, еще одно новшество, которое мы хотим показать рынку, — это обратная мотивация, то есть если мы устанавливаем определенные сроки и их не выдерживаем, стоимость проекта для клиента снижается.
— Насколько ваша бизнес-модель и профессиональная философия соответствуют тенденциям украинского рынка юридических услуг?
Н.М.: Среди тенденций рынка мы видим изменение вопросов, с которыми обращаются клиенты, и уменьшение бюджетов на оплату юридических услуг. А также изменение порядка взаиморасчетов с клиентами и увеличение нагрузки на юристов. Мы стараемся относиться к юристам более лояльно: никакой внеурочной работы, но, безусловно, качественное исполнение своих обязанностей «с девяти до шести». Качественность и добросовестность соответственно мотивируются. Также мы принципиально выступаем за официальное трудоустройство и официальные расчеты с клиентами. По нашему мнению, такая профессиональная философия также является нашим конкурентным преимуществом на юридическом рынке — когда ты честен с людьми, окружающими тебя, ты уважаешь себя и дело, которым занимаешься.
(Беседовал Алексей НАСАДЮК,
«Юридическая практика»)
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…