В конце сентября 2015 года вступил в силу Закон Украины «Об электронной коммерции» (Закон). Его ждали уже давно, поскольку рынок интернет-торговли на Украине де-факто существует с начала 2000-х, однако в течение долгого времени народные избранники обходили его вниманием.
В определенной степени Закон закрепил уже существующий порядок вещей, но направил их в определенное русло, на наш взгляд, иногда довольно извилистое для понимания. Давайте разберемся, какие новеллы и проблемные вопросы всплывают из положений указанного Закона.
Начнем с проблем
Во-первых. Согласно статье 3 Закона, продавец должен быть субъектом хозяйствования, то есть юридическим лицом или физическим лицом — предпринимателем. Положениями части 2 статьи 1 Закона предусмотрено, что его действие не распространяется на договоры, если продавцом, поставщиком услуг или исполнителем работ является физическое лицо, не зарегистрированное как физическое лицо — предприниматель, кроме случаев, когда стороны прямо договорились о применении положений Закона к сделке.
То есть, например, если продавцом является физическое лицо, которое не зарегистрировалось как субъект предпринимательской деятельности, электронный договор на веб-сайте его интернет-магазина должен содержать статью о применении положений Закона к правоотношениям, возникающим в связи с заключением такого договора. В противном случае деятельность такого продавца — физического лица будет регулироваться нормами Гражданского кодекса Украины, а не указанным Законом.
Во-вторых. Следует отметить, что Законом четко не урегулирован статус покупателя, то есть это исключительно физическое лицо или неограниченный круг лиц, который также включает и юридических лиц и ФЛП рядом с физическим лицом — потребителем.
С одной стороны, законодатель четко не ограничивает круг покупателей (получателей услуг и/или работ), но в статье 8 Закона, посвященной правовому статусу покупателя, указано, что права и обязанности покупателя (заказчика, потребителя) товаров, работ, услуг в сфере электронной коммерции определяются законодательством Украины, в частности Законом Украины «О защите прав потребителей». При этом покупатель (заказчик, потребитель) товаров, работ, услуг в сфере электронной коммерции по объему своих прав и обязанностей приравнивается к потребителю при заключении договора вне торговых или офисных помещений и в случае заключения договора на расстоянии в соответствии с Законом Украины «О защите прав потребителей».
В свою очередь Закон Украины «О защите прав потребителей» определяет потребителя как физическое лицо, которое приобретает, заказывает, использует или намеревается приобрести либо заказать продукцию для личных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью или исполнением обязанностей наемного работника.
Из-за такой неурегулированности, а также в связи с отсутствием судебной практики нельзя наверняка утверждать, что положения Закона распространяются и на покупателей (заказчиков, потребителей), которые являются субъектами хозяйствования. Остается ждать внесения соответствующих изменений в законодательство или предоставления соответствующих разъяснений от органов государственной власти (в том числе фискальных).
В-третьих. По нашему мнению, в принятом Законе его авторы проигнорировали такой большой сегмент рынка электронной коммерции, как продажу неисключительных лицензий на объекты интеллектуальной собственности (компьютерные программы, фотографические произведения в цифровой форме и т.д.). Это указывает на то, что народные избранники до сих пор не избавились от комплекса «пещерного человека», поскольку под интернет-торговлей они понимают покупку кофеварки, а не приобретение, например, неисключительной лицензии на право пользования пакетом Microsoft Office, покупка которого тоже может осуществляться в режиме он-лайн через сайт компании господина Гейтса.
В данной ситуации мы видим следующий выход. Согласно статье 1 Закона Украины «О внешнеэкономической деятельности», товар — это какая-либо продукция, услуги, работы, права интеллектуальной собственности и другие неимущественные права, предназначенные для продажи (платной передачи).
Поэтому мы считаем, что действие законодательства об электронной коммерции распространяется не только на продажу продукции, которая существует в материальном виде, но и на права интеллектуальной собственности.
Теперь поговорим о новеллах.
Обмен информацией
Продавец товаров в электронной коммерции во время своей деятельности и в случае распространения коммерческого электронного сообщения обязан обеспечить прямой, простой, стабильный доступ других участников отношений в сфере электронной коммерции к такой информации, как:
1) полное наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество физического лица — предпринимателя;
2) местонахождение юридического лица или место регистрации и место фактического проживания физического лица — предпринимателя. В случае размещения офиса по другому адресу рекомендуем указать и его;
3) адрес электронной почты и/или адрес интернет-магазина;
4) идентификационный код для юридического лица или регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика для физического лица — предпринимателя;
5) сведения о лицензии (серия, номер, срок действия и дата выдачи), если хозяйственная деятельность подлежит лицензированию. Попутно следует отметить, что такая деятельность может начинаться только после получения соответствующего разрешительного документа;
6) сведения о включении налогов в расчет стоимости товара, работы, услуги и в случае доставки товара — о стоимости доставки;
7) другие сведения, подлежащие обнародованию в соответствии с законодательством. По этому пункту мы советуем включить некоторую информацию, предусмотренную статьей 15 Закона Украины «О защите прав потребителей».
Информация, изложенная в пунктах 1–4, может быть размещена на одной странице сайта, например с названием «О нас». Информация, изложенная в остальных пунктах, может быть размещена на других страницах сайта интернет-магазина.
Если компания-продавец для проведения расчетной операции предложит покупателю предоставить сведения о платежных инструментах (например, данные платежной карты) для оплаты стоимости товара, то она обязана обеспечить защиту такой информации.
Информирование потенциальных покупателей может осуществляться путем направления коммерческих электронных сообщений. Пользователи сети Интернет уже давно дали этому выражению другой термин — «спам».
Согласно Закону, коммерческие электронные сообщения распространяются только на основании согласия на получение таких сообщений, предоставленного лицом, которому такие сообщения адресованы. Однако коммерческое электронное сообщение может передаваться лицу без его согласия, но при условии, что оно может отказаться от дальнейшего получения таких сообщений.
Электронная подпись
Законодатель предусматривает такие способы подписания электронного договора и других связанных с его заключением документов (например, ответа покупателя на предложение продавца, о чем говорилось выше), как:
1) электронная подпись или электронная цифровая подпись в соответствии с Законом Украины «Об электронной цифровой подписи» при условии использования электронной цифровой подписи всеми сторонами электронной сделки;
2) электронная подпись одноразовым идентификатором;
3) аналог собственноручной подписи (факсимильного воспроизведения подписи с помощью средств механического или иного копирования, иного аналога собственноручной подписи) по письменному соглашению сторон, в котором должны содержаться образцы соответствующих аналогов собственноручных подписей.
Наиболее распространен сейчас второй пункт из перечня, приведенного выше. Он может реализоваться путем предоставления лицу (например, отправки на адрес его электронной почты) кода в виде алфавитно-цифровой последовательности после регистрации личного кабинета на сайте интернет-магазина. Указанный код лицо может затем использовать для подписи электронной цифровой сделки или ответа о принятии предложения о его заключении.
«Агрегатное» состояние
Как вы видите, дорогой читатель, новый Закон, с одной стороны, урегулировал правила на существующем рынке электронной коммерции, а с другой — поставил ряд вопросов относительно сферы и порядка его применения. Однако на один вопрос он ответил достаточно четко и недвусмысленно. С принятием Закона окончательно установлено, что электронная форма договора приравнивается к письменной, в связи с чем были внесены и соответствующие изменения в Гражданский кодекс Украины (в частности, в статьи 205 и 207). И теперь вопрос о юридической силе электронного договора в связи с его нематериальным «агрегатным состоянием» снят, потому что такой договор является действительным.
Эта статья не дает ответы на все вопросы хотя бы потому, что различные интернет-магазины применяют различные процедуры приобретения товара, проводят различные способы оплаты и выкладывают разнообразный ассортимент товаров, однако надеемся, что данный очерк предоставил вам по крайней мере какой-то ориентир во всегда неспокойном море хозяйственной деятельности.
САГАЙДАК Александр — адвокат, г. Киев
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…