Комиссия выполнима — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Юридическая практика № 03 » Комиссия выполнима

Комиссия выполнима

Рубрика Акцент
По самым оптимистичным прогнозам ВСП, на создание ВККС потребуется еще два с половиной месяца при условии, что международные организации подадут кандидатуры экспертов в состав конкурсной комиссии до 5 февраля

2044 незаполненные вакансии в судах, количество которых увеличивается ежемесячно на пять-десять должностей. 2312 судей, чье первичное квалификационное оценивание не завершено. Два конкурса, условия и результаты которых оспорены в судебном порядке, требующие участия полномочных представителей Высшей квалификационной комиссии судей Украины (ВККС). Это далеко не полный перечень задач, разрешение которых напрямую зависит от функционирования ВККС. Законодатель в Законе Украины «О судоустройстве и статусе судей» (Закон) в редакции Закона Украины № 193-IX «О внесении изменений в Закон Украины «О судоустройстве и статусе судей» и некоторые другие законы Украины относительно усовершенствования судейского управления» от 7 ноября 2019 года, предполагал, что новая ВККС может быть сформирована до 7 февраля 2020 года. Однако эти сроки представляются нереальными ввиду непродуманности норм названных актов.

Об этом говорилось на встрече с прессой представителей Высшего совета правосудия (ВСП), состоявшейся 15 января 2020 года. Как подчеркнул председатель ВСП Андрей Овсиенко, Совет сделал все от него зависящее, чтобы образовать конкурсную комиссию для проведения конкурса на занятие должности члена ВККС, однако не имеет никаких рычагов влияния на субъекты формирования ее персонального состава. В частности, речь идет о том, что международные организации, которые по Закону должны предложить кандидатуры экспертов в состав конкурсной комиссии, не внесли своих предложений. Он напомнил, что срок подачи кандидатур, согласно Положению о проведении конкурса на занятие должности члена ВККС, истек еще 2 января с.г. Сразу после утверждения Положения 10 декабря 2019 года ВСП обратился ко всем субъектам, но ответов не получил. При этом г-н Овсиенко пояснил, что соответствующие требования законов были подвергнуты критике со стороны международных экспертных организаций еще на стадии обсуждения законопроекта № 1008, в том числе в части слишком коротких сроков, за которые просто не получится согласовать кандидатуры экспертов. В ВСП надеются, что сформировать конкурсную комиссию удастся до середины февраля, и продлили срок подачи кандидатур экспертов до 5 февраля с.г. (согласно решению ВСП от 16 января 2020 года). Свое право продлевать сроки и принимать другие меры для выполнения требования Закона для создания функционирующей ВККС в ВСП поясняют тем, что Совет прямо определен Законом как орган, отвечающий за формирование ВККС.

«Мы уверены, что никакой потери доверия к ВСП международных организаций нет. У нас есть действующие проекты, по которым мы сотрудничаем», — отвечая на вопросы журналистов, отметил председатель ВСП, выразив надежду, что после продления сроков конкурсная комиссия может быть создана. Со своей стороны ВСП готов незамедлительно рассмотреть кандидатуры международных экспертов, как только они будут внесены, а также принять решения о финальном утверждении ее персонального состава с учетом предложенных Советом судей Украины кандидатов. Напомним: решением от 20 декабря 2019 года Совет судей Украины делегировал в состав конкурсной комиссии своего председателя Богдана Монича и двух членов — Оксану Марченко и Виктора Остапука. Вместе с тем у ВСП нет никаких инструментов для побуждения иностранных организаций к выполнению требования украинского национального законодательства. Поэтому в случае дальнейшего невыполнения этой нормы, вероятно, потребуется искать другие инструменты формирования ВККС. Однако это потребует внесения изменений в законы, а значит, отсрочит завершение всех конкурсных процедур и усугубит кадровый кризис в судебной системе. Помимо постоянно растущего количества вакансий в судах (пять-десять в месяц дополнительно к 2044 имеющимся) и непомерной нагрузки на судей отсутствие полномочной ВККС блокирует завершение первичного оценивания 2312 судей, а также не позволяет завершить судебные разбирательства относительно конкурсов, проводимых ВККС, или принятых ею решений — все дела зависли в связи с отсутствием полномочных представителей ВККС. Не предусмотреть правил правопреемственности на случай прекращения полномочий ВККС — это еще одна большая недоработка законодателя при принятии Закона № 193-IX.

Другая недоработка, которая и послужила причиной невозможности выполнить требование по формированию ВККС в 90-дневный срок (то есть до 7 февраля 2020 года), — существенное ограничение круга международных организаций, которые вправе предложить кандидатуры экспертов, и самих экспертов, которые могут быть включены в состав конкурсной комиссии. Как пояснила член ВСП Светлана Шелест, статья 951 Закона прямо предусматривает, что в состав конкурсной комиссии входят три человека из числа международных экспертов, предложенных международными и иностранными организациями, с которыми Украина сотрудничает в сфере предотвращения и противодействия коррупции в соответствии с международными договорами Украины, в состав Общественного совета международных экспертов (ОСМЭ), образованного согласно Закону Украины «О Высшем антикоррупционном суде». На момент формирования ОСМЭ, по данным Министерства иностранных дел, Украина сотрудничала с 14 такими международными и иностранными организациями (в 2020 году — с 12), однако кандидатуры экспертов предложили только пять: Совет Европы, Европейский Союз, Европейское бюро борьбы с мошенничеством, Европейский банк реконструкции и развития и Организация экономического сотрудничества и развития. При этом они внесли предложения о 12 кандидатурах. Таким образом, предлагать экспертов в состав конкурсной комиссии могут только эти пять организаций, и обязательно из тех же 12 экспертов. Внесение кандидатур таких экспертов другими организациями или внесение других кандидатур не будет соответствовать Закону. При этом сами субъекты формирования конкурсной комиссии указывали, что 20 дней — слишком короткий срок для переговоров с экспертами и их делегирования. Вместе с тем г-жа Шелест не исключает, что ввиду отсутствия ответов от пяти названных выше организаций ВСП обратится ко всем 12, с которыми Украина сотрудничает в сфере борьбы с коррупцией.

Также стоит отметить, что при формировании ОСМЭ ВККС понадобилось два месяца для проведения собеседований с предложенными экспертами только для того, чтобы утвердить состав этого совета. В ВСП готовы провести собеседования в более сжатые сроки, однако это также не может быть сделано моментально. ВСП должен провести собеседования и определить трех экспертов, которые войдут в состав конкурсной комиссии. Утверждения отдельных лиц из числа общественных деятелей о том, что в этом процессе ВСП выступает статистом, в частности, обязан просто утвердить предложенных экспертов, а затем и членов ВККС, которых отберет конкурсная комиссия из числа почти 200 претендентов (подробнее о кандидатах читайте на странице 7 этого номера «Юридической практики»), в ВСП не разделяют. По словам члена ВСП Алексея Маловацкого, Закон прямо предусматривает, что ответственным за формирование состава ВККС является ВСП, а не конкурсная комиссия, которая является лишь совещательным органом. Создание других органов при ВСП не предусматривает статья 131 Конституции Украины. В целом нормы статьи 951 Закона не соответствуют критериям правовой определенности. В частности, свои заключения относительно Закона № 193-IX в декабре прошлого года подготовили Группа государств по борьбе с коррупцией (GRECO) и мониторинговый комитет Совета Европы, подчеркнул г-н Маловацкий. Они пока не опубликованы, но в них негативно оценивается создание органов в составе конституционного органа (ВСП), которые усложняют конкурсные процедуры на занятие должностей судей. А Венецианская комиссия прямо указала, что такие положения профильного закона требуют оценки Конституционным Судом.

Таким образом, в ВСП обращают внимание, что готовы к любому конструктивному сотрудничеству, касающемуся выполнения требований Закона и формирования ВККС, а также к скорейшему возобновлению ею работы. Вместе с тем Андрей Овсиенко заверил: «ВСП не хочет создать ВККС такой, как хочется ВСП, мы хотим, чтобы она создавалась в соответствии с Законом, чтобы не было сомнений в правомерности формирования ее состава и принимаемых ею решений».

Ирина ГОНЧАР • «Юридическая практика»

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

Пролог успеха

Акцент

Вторая половина

Комиссия выполнима

Государство и юристы

КЗоТ в мешке

Венецианская маска

Новости

Новости из зала суда

Карта событий

Новости юридических фирм

Новости из Евросуда

Новости законотворчества

Новости из-за рубежа

Отрасли практики

Верни Отечеству

Гарантийный срок

Самое важное

Отменная реакция

Быть по суду

Вверх кармашками

Судебная практика

Вынужденная остановка

Выгодное пособие

Производственная необходимость

Судебные решения

О взыскании среднего заработка за период прохождения военной службы

По виндикационному иску может быть истребована только индивидуально определенная вещь

Преюдиция применяется только если в деле участвуют лица, в отношении которых установлены соответствующие факты

О нюансах уплаты судебного сбора при обращении в суд с жалобой на дополнительное судебное решение

Тема номера

Ответная редакция

Добавить в коррекцию

Долевая точка

Частная практика

Семейные обстоятельства

Інші новини

PRAVO.UA