Президент Украины Виктор ЮЩЕНКО (слева) может сыграть роль Тараса Бульбы, а глава КГГА — его сына Андрея |
«Между гением и безумным то сходство, что оба живут совершенно в другом мире, чем все остальные люди», — сказал как-то немецкий философ Артур Шопенгауэр и на удивление оказался прав, ведь в истории человечества масса примеров, когда гениев признавали только после их смерти, а в жизни — боялись, ненавидели, презирали или просто смеялись, считая безумцами.
О мэре Киева и главе Киевской городской государственной администрации Леониде Черновецком, называющем себя «непризнанным гением» в ответ на колкости в свой адрес, в народе слагают легенды, а в верхних эшелонах власти его называют невменяемым человеком, а соответственно — не имеющим права занимать административную должность и принимать какие-либо акты подзаконного регулирования.
Но для того, чтобы выдвигать такие заявления, необходимы, в первую очередь, законные основания.
Поэтому 13 марта с.г. на заседании Временной следственной комиссии Верховного Совета Украины, которая расследует деятельность Киевского городского совета и его исполнительного органа, было принято решение о проведении психиатрической экспертизы г‑на Черновецкого на основании пункта 8 статьи 12 Закона Украины «О временных следственных комиссиях и временных специальных комиссиях Верховного Совета Украины», вступившего в законную силу с 21 марта 2009 года.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 9 Закона Украины «О местных государственных администрациях», полномочия глав таких администраций прекращаются Президентом Украины в случае их признания судом недееспособными. При этом, в соответствии с частью 3 статьи 237 Гражданского процессуального кодекса, заявление о признании физического лица недееспособным может быть подано членами его семьи, близкими родственниками, органами опеки и попечительства, а также психиатрическим учреждением.
Также пунктом 5 части 1 статьи 30 Закона Украины «О государственной службе» установлено, что основанием для прекращения государственной службы является обнаружение или возникновение обстоятельств, которые мешают пребыванию госслужащего на государственной службе, в частности, в случае признания его судом недееспособным. Однако статьей 3 Закона Украины «О психиатрической помощи» устанавливается презумпция психического здоровья, и на основании статьи 7 данного закона никто не может заявлять о наличии у человека психических расстройств,
пока это не будет доказано в законном порядке.
Вопрос в том, могут ли заставить мэра пройти психиатрическую экспертизу, ведь в Порядке о проведении обязательных предварительных и периодических психиатрических осмотров и перечне медицинских психиатрических противопоказаний касательно исполнения отдельных видов деятельности, которые могут представлять непосредственную опасность для лица, занимающегося этой деятельностью, либо для окружающих, утвержденном постановлением Кабинета Министров Украины от 27 сентября 2000 года № 1465, не предусмотрено обязательное прохождение психиатрического осмотра государственным служащим местных администраций.
Кроме того, согласно положениям статьи 11 Закона Украины «О психиатрической помощи», психиатрический осмотр лица без его согласия может проводиться лишь в конкретных случаях, когда по заявлению других лиц есть основания полагать о наличии тяжелого (!) психического расстройства.
Именно на основании вышеизложенного строится защита мэра Киева в прессе.
Однако не стоит забывать о существовании еще одного немаловажного документа — Закона Украины «О государственной тайне».
Напомним, что высшие госчиновники имеют доступ к государственной тайне, и в их обязанности согласно пункту 5 статьи 10 Закона Украины «О государственной службе», в частности, входит обязанность сохранения государственной тайны.
Для того чтобы получить к ней доступ, необходимо пройти проверку в соответствии с частью 3 статьи 24 и пунктом 5 части 1 статьи 23 Закона Украины «О государственной тайне», то есть косвенно предусматривается проведение психиатрической экспертизы. А ее непроведение является согласно статье 26 вышеуказанного закона основанием для недопуска к гостайне, и как следствие — увольнения. Более того, на возможность расторжения трудового договора с работником в случае отмены его доступа к гостайне прямо указано в пункте 2 части 1 статьи 40 Кодекса законов о труде Украины.
«Временная следственная комиссия прямо не приняла решения о проведении психиатрической экспертизы г‑на Черновецкого, — комментирует данную ситуацию заместитель министра юстиции Андрей Богдан, — она приняла решение обратиться в Службу безопасности Украины об информировании их о необходимости проведения такой экспертизы. Мотивируется это тем, что Леонид Черновецкий является госчиновником первого ранга, имеет обязательный доступ к секретной информации и должен в связи с этим пройти обязательный психиатрический и наркологический осмотр. Обязать его пройти эти осмотры никто не может, но зато могут лишить доступа к гостайне, и как результат — уволить с должности».
Таким образом, произошла небольшая правовая коллизия — какие специальные правовые нормы «победят» в этой борьбе: те, которые предусматривают защиту частной жизни и невозможность насильственного проведения экспертизы, которыми оперируют респонденты в прессе, или Закон Украины «О государственной тайне» и КЗоТ.
Правда, есть один интересный факт — обязанностью (!) госслужащего является проявление в работе творчества. А вот что понимать под словом «творчество» — это уже другой вопрос…
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…