С 1 января 2004 года вступил в силу Закон Украины «Об обеспечении требований кредиторов и регистрации обременений» от 18 ноября 2003 года (Закон). В соответствии с частью 2 статьи 37 указанного Закона публичное обременение (статья 4 Закона к публичным обременениям относит обременения движимого имущества, возникшие в соответствии с Законом или решением суда) вступает в силу с момента его регистрации в Государственном реестре обременений движимого имущества. А в соответствии с частью 2 статьи 12 Закона регистрация обременения придает соответствующему обременению действительность в отношениях с третьими лицами, если иное не установлено Законом. При отсутствии регистрации обременения оно остается действительным в отношениях между должником и обременителем, но не в отношениях с третьими лицами, если иное не установлено Законом.
Рассмотрим процедуру исполнительного производства для наложения ареста на средства/счета юридических и физических лиц в банках.
В соответствии с нормами Закона наложение ареста по решению суда на имущество, средства или другие ценности юридических или физических лиц, находящиеся в банках, является публичным обременением и действительно для банка как третьего лица (часть 2 статьи 12 Закона) исключительно после внесения в Государственный реестр. Таким образом, может ли банк исполнять постановление государственного исполнителя о наложении ареста без внесения соответствующей записи в реестр?
Коллизия в этом случае возникает из норм пункта 10.1 Инструкции о безналичном расчете в национальной валюте Украины № 22 от 21 января 2004 года (Инструкция), утвержденной постановлением Национального банка Украины (НБУ). В соответствии с указанным пунктом Инструкции в том случае, если решение суда об аресте средств принято с целью обеспечения гражданского иска при рассмотрении уголовного дела и было получено банком непосредственно из суда или от следователя, а также в других случаях получения решения о наложении ареста непосредственно из суда, банк принимает такое решение к исполнению без постановления государственного исполнителя.
Для выяснения данного вопроса были сделаны запросы в НБУ и Департамент государственной исполнительной службы Министерства юстиции Украины. НБУ в своем ответе указал, что норма части 2 статьи 12 Закона не распространяется на банки. Банки в свою очередь обязаны налагать арест на средства/счета юридических и физических лиц независимо от факта регистрации обременения как публичного. Департамент ГИС Министерства юстиции указал, что государственный исполнитель может инициировать внесение обременения в Государственный реестр при необходимости, но такое обязательство не определено действующим законодательством Украины.
Рассматривая этот вопрос, мы можем оспаривать мнение НБУ о том, что банки обязаны налагать арест на средства/счета юридических и физических лиц независимо от факта регистрации обременения как публичного, но мы не можем оспаривать правомерность ответа Департамента ГИС Министерства юстиции, так как действующим законодательством Украины на сегодня ни обязанность банков, ни государственных исполнителей инициировать внесение обременения в Государственный реестр не оговорена.
Возможно, будущая судебная практика решит этот вопрос, или появится соответствующее законодательное урегулирование.
ЛУКАСЕВИЧ Ядвига — консультант ЧП «МАВОК», г. Киев
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…