Генеральный партнер 2021 года

Издательство ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
Главная » Выпуск №43 (253) » Коллективное управление правами

Коллективное управление правами

Рубрика Тема номера
Управления имущественными правами субъектов авторского и смежных прав осуществляется через организацию по коллективному управлению

Исключительное право автора использовать свое произведение или разрешать его использование другим лицам является основным элементом авторского права, такое же право является основным и для обладателей так называемых смежных прав. Цель этого права состоит не только в том, чтобы на его основе правообладатель имел право запрещать другим лицам использование своего произведения (или объектов, охраняемых нормами смежного права). Истинная ценность исключительного права заключается в обеспечении его обладателя гарантией, что произведение будет использоваться способами, которые соответствуют его намерениям и интересам.

Исключительное право может использоваться наиболее полно на индивидуальной основе. В этом случае правообладатель осуществляет контроль за распространением своего произведения, лично принимает решения об экономических условиях его использования, а также может более тщательно следить за соблюдением его имущественных и неимущественных прав.

Однако еще задолго до образования международной системы охраны авторского права существовали определенные права, которые могли осуществляться на индивидуальной основе лишь с большим трудом. С появлением новых технологий сфера, в которой индивидуальное осуществление прав стало невозможным, постоянно и быстро расширялась. Причина этого состоит в том, что произведения используются большим количеством пользователей и отдельный правообладатель не имеет возможности индивидуально отследить все эти использования. Поэтому все большее значение стала приобретать не индивидуальная, а коллективная форма управления имущественными правами. Сегодня в мировой практике это один из самых распространенных видов управления.

В рамках системы коллективного управления правообладатели уполномочивают организации по коллективному управлению осуществлять управление их правами: отслеживать использование их произведений, вести переговоры с возможными пользователями, выдавать им разрешения за соответствующее вознаграждение и при определенных условиях собирать такое вознаграждение, распределять его между правообладателями.

Несмотря на то что, в первую очередь, система коллективного управления служит интересам обладателей авторского права и смежных прав, она также дает преимущества и пользователям, которые таким образом могут получить доступ к необходимым им произведениям наиболее простым способом. Кроме того, поскольку коллективное управление снижает расходы по переговорам с пользователями, отслеживанию использования и сбору вознаграждения, эта система является и сравнительно дешевой.

Первые авторские общества (прототипы организаций по коллективному управлению), которые являлись не только профессиональными союзами авторов, но также боролись и за признание прав авторов на произведения, возникли во Франции. Создание самого первого общества такого типа было тесно связано с именем Бомарше, который вел правовые битвы против театров, неохотно признававших имущественные и неимущественные права авторов. Эти победоносные битвы привели к созданию по его инициативе в 1777 году “Бюро по драматическому законодательству”, которое позднее было трансформировано в Общество драматических авторов и композиторов (SACD), явившееся первым обществом по коллективному управлению правами авторов.

Более полувека спустя Оноре де Бальзак, Александр Дюма, Виктор Гюго и другие французские писатели последовали примеру Бомарше и создали Общество литературных авторов (SGDL), заседание первой генеральной ассамблеи которого состоялось в конце 1837 года.

В 1847 году два композитора Поль Энрион и Виктор Паризо, а также автор слов Эрнест Бурже предъявили судебный иск против кафе “Амбассадор” на Елисейских полях в Париже. Эти авторы посчитали вопиющей несправедливостью тот факт, что они должны платить за места и пищу в кафе, в то время как никто не платил за публичное исполнение их произведений оркестром. Авторы решили не платить до тех пор, пока не заплатят им, и выиграли это дело в суде. В результате владелец кафе был обязан выплатить им большое авторское вознаграждение.

Данное судебное решение открыло новые возможности для композиторов и авторов текстов, и в 1850 году было создано общество по сбору гонорара, вскоре преобразованное в Общество авторов, композиторов и музыкальных издателей (SACEM), которое успешно работает и поныне.

В конце ХIХ — начале ХХ века подобные авторские организации (общества по коллективному управлению правами) были созданы практически во всех европейских и некоторых других странах мира. После присоединения СССР в 1973 году ко Всемирной конвенции об авторском праве (1952 г.) на Украине было создано Украинское республиканское отделение Всесоюзного агентства по авторским правам (ВААП). Эта авторско-правовая организация осуществляла на территории Украины как защиту прав авторов, так и сбор, распределение и выплату авторского вознаграждения.

В настоящее время на Украине коллективное управление имущественными авторскими правами осуществляет Государственное предприятие “Украинское агентство по авторским и смежным правам” (УААСП), которое является так называемым “наследником” ВААП. В архивах этой организации до сих пор хранятся собственноручно написанные заявления о регистрации своих произведений таких известных авторов, как В.Василевской, П. Тычины, А. Корнейчука, М. Рыльского, А. Малышко, Г. Веревки, П. Майбороды, М. Стельмаха и др.

В июне 1926 года делегаты от 18 международных авторских обществ образовали Международную конфедерацию обществ авторов и композиторов (СИЗАК), призванную координировать усилия по созданию более эффективной охраны прав авторов во всем мире. Членство авторских обществ в СИЗАК постоянно расширялось, и в настоящее время в эту организацию входят также и общества, управляющие правами на другие виды произведений (такие, как произведения изобразительного искусства и аудиовизуальные произведения).

В 2000 году членом СИЗАК стало и УААСП. Членство в СИЗАК дает право, согласно уставу СИЗАК, заключать международные договора о взаимном представительстве интересов. Такие двухсторонние соглашения основываются на Типовом договоре СИЗАК. В соответствии со статьей 3(1) данного Типового договора:

“Каждое из договаривающихся обществ обязуется охранять на территории, входящей в сферу его деятельности, права членов другой стороны таким образом и в том же объеме, как это оно делает в отношении собственных авторов, и в тех же пределах, в каких страна, где испрашивается правовая охрана, предоставляет эту охрану иностранным произведениям, если только на основании настоящего договора не окажется возможным обеспечить равную охрану при отсутствии равенства в Законах.

Кроме того, договаривающиеся общества обязуются в максимально возможной мере поддерживать с помощью соответствующих инструктивных положений, применяемых при распределении гонораров, принцип солидарности между членами того и другого общества, даже в тех случаях, когда в результате действия местного закона иностранные произведения подвергаются дискриминации. В частности, каждое из договаривающихся обществ будет применять в отношении произведений из репертуара другого общества те же ставки, способы и средства сбора и распределения гонорара, которые оно применяет в отношении произведений собственного гонорара”.

На сегодняшний день УААСП, кроме стран СНГ, заключило договора о взаимном представительстве интересов с авторско-правовыми организациями Германии, Франции, Болгарии, Израиля, Ирландии, Италии, Словакии, Чехии, Македонии. На рассмотрении находятся договора с авторско-правовыми организациями США, Англии, Китая.

По прогнозам экспертов Программы TACIS “Интеллектуальная собственность”, вознаграждение авторам и субъектам смежных прав в рамках коллективного управления на Украине ежегодно должно составлять приблизительно 100 млн. грн. Перечень пользователей объектов авторского права и смежных прав, и соответственно плательщиков вознаграждения, очень объемен: это не только театры, филармонии, концертные и цирковые учреждения, но и дома и дворцы культуры, дискотеки и танцевальные площадки, парки, стадионы, спортивные и киноконцертные залы, кинотеатры и видеосалоны, бары, кафе, рестораны, предприятия бытового обслуживания, пассажирского транспорта и др.; а также организации, которые с коммерческой целью осуществляют звукозапись, создают фильмы, осуществляют показ видеофильмов; организации, которые публично демонстрируют, исполняют, сообщают (для всеобщего сведения) объекты авторского права и (или) смежных прав в передачах теле- и радиовещания.

Размер и порядок выплат вознаграждения регулируется Постановлением Кабинета Министров Украины “О минимальных ставках авторского вознаграждения за использование произведений литературы и искусства” № 784 от 18.11.1994 г. Нередко инициатива о заключении договоров по использованию объектов интеллектуальной собственности и выплате вознаграждения исходит от самих пользователей. Так, более года назад Союз кабельного телевидения Украины (СКТУ) заключил с УААСП генеральное соглашение о сотрудничестве, по результатам которого свыше 50 операторов кабельного телевидения (и некоторые эфирные) — членов СКТУ вошли в правовое поле по использованию авторских прав.

Однако противоположную ситуацию мы наблюдаем с эфирным вещанием и государственными теле- и радиоорганизациями. Налицо нарушение авторских прав. В таком случае главным способом защиты нарушенных прав является суд.

ВЬЮГИНА Тамара – начальник юридического отдела Украинского агентства по авторским и смежным правам.

Поделиться

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Подписывайтесь на «Юридическую практику» в Facebook, Telegram, Linkedin и YouTube.

0 комментариев
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
Slider

Содержание

Государственная практика

Отставка судей

В АМК — новые уполномоченные

Возмутитель спокойствия

Импичмент и уголовное дело: Две большие разницы

Табу на коммерцию

Деловая практика

Земельный налог, арендная плата или..?

Законодательная практика

Кому нужна "экономическая амнистия"?

КСУ поддержал депутатов

УПК изменят?

Зарубежная практика

Ошиблись адресом

Европа нам не указ

Деньгами горю поможешь

Трупами уже торгуют. Причем незаконно

Неделя права

Успехи и неудачи адвокатуры

Отставку Бойко отклонили, а Онопенко поддержали

Василий Онопенко — судья ВСУ

Две точки зрения на задержание Андрея Федура

В ЮАР стартовала ежегодная конференция IBA

Новости профессии

Судьям - счет

Украинские юристы всех стран - объединяйтесь!

В Верховном Суде новые назначения

Создана Академия судей

Прецеденты

Начисление налога на землю

Признание решений общего собрания акционеров недействительными

Признание решений общего собрания акционеров недействительными (апелляция)

Судебная практика

Собрание на открытом воздухе

Фискальный аппетит умерен

Битва за эфир

Тема номера

Вопросы защиты собственности в сети Интернет

Международная охрана товарных знаков

Коллективное управление правами

Частная практика

Безвозмездная юридическая помощь

Юридический форум

I Международный юридический форум стран СНГ и Балтии

Проблемы хозяйственного процесса

Другие новости

PRAVO.UA

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: