Исключительное право автора использовать свое произведение или разрешать его использование другим лицам является основным элементом авторского права, такое же право является основным и для обладателей так называемых смежных прав. Цель этого права состоит не только в том, чтобы на его основе правообладатель имел право запрещать другим лицам использование своего произведения (или объектов, охраняемых нормами смежного права). Истинная ценность исключительного права заключается в обеспечении его обладателя гарантией, что произведение будет использоваться способами, которые соответствуют его намерениям и интересам.
Исключительное право может использоваться наиболее полно на индивидуальной основе. В этом случае правообладатель осуществляет контроль за распространением своего произведения, лично принимает решения об экономических условиях его использования, а также может более тщательно следить за соблюдением его имущественных и неимущественных прав.
Однако еще задолго до образования международной системы охраны авторского права существовали определенные права, которые могли осуществляться на индивидуальной основе лишь с большим трудом. С появлением новых технологий сфера, в которой индивидуальное осуществление прав стало невозможным, постоянно и быстро расширялась. Причина этого состоит в том, что произведения используются большим количеством пользователей и отдельный правообладатель не имеет возможности индивидуально отследить все эти использования. Поэтому все большее значение стала приобретать не индивидуальная, а коллективная форма управления имущественными правами. Сегодня в мировой практике это один из самых распространенных видов управления.
В рамках системы коллективного управления правообладатели уполномочивают организации по коллективному управлению осуществлять управление их правами: отслеживать использование их произведений, вести переговоры с возможными пользователями, выдавать им разрешения за соответствующее вознаграждение и при определенных условиях собирать такое вознаграждение, распределять его между правообладателями.
Несмотря на то что, в первую очередь, система коллективного управления служит интересам обладателей авторского права и смежных прав, она также дает преимущества и пользователям, которые таким образом могут получить доступ к необходимым им произведениям наиболее простым способом. Кроме того, поскольку коллективное управление снижает расходы по переговорам с пользователями, отслеживанию использования и сбору вознаграждения, эта система является и сравнительно дешевой.
Первые авторские общества (прототипы организаций по коллективному управлению), которые являлись не только профессиональными союзами авторов, но также боролись и за признание прав авторов на произведения, возникли во Франции. Создание самого первого общества такого типа было тесно связано с именем Бомарше, который вел правовые битвы против театров, неохотно признававших имущественные и неимущественные права авторов. Эти победоносные битвы привели к созданию по его инициативе в 1777 году “Бюро по драматическому законодательству”, которое позднее было трансформировано в Общество драматических авторов и композиторов (SACD), явившееся первым обществом по коллективному управлению правами авторов.
Более полувека спустя Оноре де Бальзак, Александр Дюма, Виктор Гюго и другие французские писатели последовали примеру Бомарше и создали Общество литературных авторов (SGDL), заседание первой генеральной ассамблеи которого состоялось в конце 1837 года.
В 1847 году два композитора Поль Энрион и Виктор Паризо, а также автор слов Эрнест Бурже предъявили судебный иск против кафе “Амбассадор” на Елисейских полях в Париже. Эти авторы посчитали вопиющей несправедливостью тот факт, что они должны платить за места и пищу в кафе, в то время как никто не платил за публичное исполнение их произведений оркестром. Авторы решили не платить до тех пор, пока не заплатят им, и выиграли это дело в суде. В результате владелец кафе был обязан выплатить им большое авторское вознаграждение.
Данное судебное решение открыло новые возможности для композиторов и авторов текстов, и в 1850 году было создано общество по сбору гонорара, вскоре преобразованное в Общество авторов, композиторов и музыкальных издателей (SACEM), которое успешно работает и поныне.
В конце ХIХ — начале ХХ века подобные авторские организации (общества по коллективному управлению правами) были созданы практически во всех европейских и некоторых других странах мира. После присоединения СССР в 1973 году ко Всемирной конвенции об авторском праве (1952 г.) на Украине было создано Украинское республиканское отделение Всесоюзного агентства по авторским правам (ВААП). Эта авторско-правовая организация осуществляла на территории Украины как защиту прав авторов, так и сбор, распределение и выплату авторского вознаграждения.
В настоящее время на Украине коллективное управление имущественными авторскими правами осуществляет Государственное предприятие “Украинское агентство по авторским и смежным правам” (УААСП), которое является так называемым “наследником” ВААП. В архивах этой организации до сих пор хранятся собственноручно написанные заявления о регистрации своих произведений таких известных авторов, как В.Василевской, П. Тычины, А. Корнейчука, М. Рыльского, А. Малышко, Г. Веревки, П. Майбороды, М. Стельмаха и др.
В июне 1926 года делегаты от 18 международных авторских обществ образовали Международную конфедерацию обществ авторов и композиторов (СИЗАК), призванную координировать усилия по созданию более эффективной охраны прав авторов во всем мире. Членство авторских обществ в СИЗАК постоянно расширялось, и в настоящее время в эту организацию входят также и общества, управляющие правами на другие виды произведений (такие, как произведения изобразительного искусства и аудиовизуальные произведения).
В 2000 году членом СИЗАК стало и УААСП. Членство в СИЗАК дает право, согласно уставу СИЗАК, заключать международные договора о взаимном представительстве интересов. Такие двухсторонние соглашения основываются на Типовом договоре СИЗАК. В соответствии со статьей 3(1) данного Типового договора:
“Каждое из договаривающихся обществ обязуется охранять на территории, входящей в сферу его деятельности, права членов другой стороны таким образом и в том же объеме, как это оно делает в отношении собственных авторов, и в тех же пределах, в каких страна, где испрашивается правовая охрана, предоставляет эту охрану иностранным произведениям, если только на основании настоящего договора не окажется возможным обеспечить равную охрану при отсутствии равенства в Законах.
Кроме того, договаривающиеся общества обязуются в максимально возможной мере поддерживать с помощью соответствующих инструктивных положений, применяемых при распределении гонораров, принцип солидарности между членами того и другого общества, даже в тех случаях, когда в результате действия местного закона иностранные произведения подвергаются дискриминации. В частности, каждое из договаривающихся обществ будет применять в отношении произведений из репертуара другого общества те же ставки, способы и средства сбора и распределения гонорара, которые оно применяет в отношении произведений собственного гонорара”.
На сегодняшний день УААСП, кроме стран СНГ, заключило договора о взаимном представительстве интересов с авторско-правовыми организациями Германии, Франции, Болгарии, Израиля, Ирландии, Италии, Словакии, Чехии, Македонии. На рассмотрении находятся договора с авторско-правовыми организациями США, Англии, Китая.
По прогнозам экспертов Программы TACIS “Интеллектуальная собственность”, вознаграждение авторам и субъектам смежных прав в рамках коллективного управления на Украине ежегодно должно составлять приблизительно 100 млн. грн. Перечень пользователей объектов авторского права и смежных прав, и соответственно плательщиков вознаграждения, очень объемен: это не только театры, филармонии, концертные и цирковые учреждения, но и дома и дворцы культуры, дискотеки и танцевальные площадки, парки, стадионы, спортивные и киноконцертные залы, кинотеатры и видеосалоны, бары, кафе, рестораны, предприятия бытового обслуживания, пассажирского транспорта и др.; а также организации, которые с коммерческой целью осуществляют звукозапись, создают фильмы, осуществляют показ видеофильмов; организации, которые публично демонстрируют, исполняют, сообщают (для всеобщего сведения) объекты авторского права и (или) смежных прав в передачах теле- и радиовещания.
Размер и порядок выплат вознаграждения регулируется Постановлением Кабинета Министров Украины “О минимальных ставках авторского вознаграждения за использование произведений литературы и искусства” № 784 от 18.11.1994 г. Нередко инициатива о заключении договоров по использованию объектов интеллектуальной собственности и выплате вознаграждения исходит от самих пользователей. Так, более года назад Союз кабельного телевидения Украины (СКТУ) заключил с УААСП генеральное соглашение о сотрудничестве, по результатам которого свыше 50 операторов кабельного телевидения (и некоторые эфирные) — членов СКТУ вошли в правовое поле по использованию авторских прав.
Однако противоположную ситуацию мы наблюдаем с эфирным вещанием и государственными теле- и радиоорганизациями. Налицо нарушение авторских прав. В таком случае главным способом защиты нарушенных прав является суд.
ВЬЮГИНА Тамара – начальник юридического отдела Украинского агентства по авторским и смежным правам.
© Юридическая практика, 1997-2021. Все права защищены
Пожалуйста, подождите…