На сегодняшний день в период судебной реформы особо актуален вопрос квалифицированного подбора кадров для судебной ветви власти в государстве.
Согласно нормам Закона Украины «О статусе судей», подбор кандидатов в судьи осуществляется по результатам сдачи квалификационного экзамена.
При отборе кандидатов обеспечивается равенство их прав независимо от происхождения, социального и имущественного состояния, расовой и национальной принадлежности, пола, политических взглядов, религиозных убеждений и других обстоятельств.
Каждый гражданин Украины, в соответствии со статьей 7 этого Закона, имеет право сдать квалификационный экзамен и обратиться в соответствующую квалификационную комиссию судей с заявлением о рекомендации его на должность судьи.
Квалификационные экзамены на должность судьи принимаются соответствующими квалификационными комиссиями судей. Если претендент на должность судьи не сдал квалификационный экзамен, то повторная его сдача допускается не раньше чем через год. Результаты квалификационного экзамена действительны на протяжении трех лет. Лица, которые не согласны с решением квалификационной комиссии, могут обжаловать его в Высшей квалификационной комиссии судей Украины.
Квалификационная комиссия судей проводит квалификационный экзамен и с учетом его результатов рекомендует на должности судей кандидатов, проявивших наилучшие знания в объеме, необходимом для замещения вакантных должностей.
Лица, сдавшие экзамен, но не рекомендованы на должность судьи из-за недостатка вакансий, должны быть учтены квалификационной комиссией как кандидаты на новые вакантные должности судей на протяжении трех лет, если в этот период они не отзовут свое заявление.
Высший совет юстиции по рекомендации квалификационной комиссии судей вносит представления Президенту о назначении граждан Украины на должности судей впервые.
Как видно, нормы расписаны хорошо, однако, какие же практические результаты отбора кандидатов в судьи?
ПРАКТИКА
17 сентября 2003 года состоялось очередное заседание Высшего совета юстиции (ВСЮ) Украины. На повестке дня стояли два вопроса: внесение представлений Президенту Украины о назначении кандидатов на должности судей в местные и апелляционные суды и рассмотрение материалов о внесении представлений об увольнении судей с должностей.
Бесспорно, очень интересным был вопрос об увольнении судей, ведь и количество «претендентов» было немалое — 40 кандидатов. Среди них были довольно известные в юридических кругах люди. Надо понимать, что увольнение судей — это индикатор нарушений при принятии.
Что касается представлений о назначении на должность, то все проходило в обычном режиме: было принято решение о внесении представления Президенту Украины о назначении 85 кандидатов на должности судей местных общих, хозяйственных, а также апелляционных судов. Вместе с тем, Совет отказался вносить представление о назначении 15 кандидатов в связи с тем, что они во время собеседования не смогли продемонстрировать необходимые профессиональные знания. «Некоторые кандидаты не отвечали на элементарные вопросы, которые должны знать студенты первого курса юридического вуза», — отметил Председатель ВСЮ Сергей Кивалов.
Кстати, похожая система подбора кадров в Грузии. Кандидаты в судьи подбираются Советом Юстиции и представляются Президенту страны для назначения. Все судьи районных и апелляционных инстанций назначаются на десять лет. Подбору кандидатов предшествует проведение квалификационных экзаменов. Впервые квалификационные экзамены были проведены в Грузии в 1998 году как для действующих судей, так и для кандидатов в судьи. Сдача экзамена — необходимое условие для назначения судей.
УНИФИКАЦИЯ
Также интересно отметить, что для унификации законодательства о статусе судей была принята Европейская хартия о Законе «О статусе судей» (Лиссабон, 10 июля 1998 год). Согласно Хартии, нормы Закона, регулирующие подбор и отбор судей независимым органом или коллегией, за основу выбора кандидатов берут их способность свободно и беспристрастно разрешать правовые споры, которые будут рассматриваться в судах, и применять закон, не ущемляя чувства собственного достоинства личности. Закон не допускает дискриминации кандидатов по полу, национальной принадлежности или социальному происхождению, а также по философским и политическим взглядам или религиозным убеждениям. Закон предусматривает условия, гарантирующие посредством предъявления к кандидатам требований, связанных с образовательной квалификацией или предшествующим опытом, способность конкретно исполнять судейские обязанности. Закон обеспечивает, с помощью соответствующего обучения за счет государства, подготовку выбранных кандидатов для эффективного выполнения судейских обязанностей. Орган, указанный в пункте 1.3 настоящей Хартии, обеспечивает соответствие учебных программ и организации, реализующей их, требованиям компетентности, непредвзятости и беспристрастности, необходимых при выполнении судейских обязанностей.
ЗДОРОВЬЕ СУДЕЙ
Хотелось бы отметить, что статьей 59 Закона «О судоустройстве Украины» предусмотрено, что на должность судьи не могут быть рекомендованы граждане, имеющие хронические психические или другие заболевания, препятствующие выполнению судейских обязанностей.
Эту проблему после очередного заседания прокомментировал Председатель ВСЮ Сергей Кивалов. Он рассказал, что ВСЮ при рассмотрении кандидатур на должности судей иногда сталкивается с ситуацией, когда даже визуально можно определить профнепригодность кандидата. Например, был случай, когда на заседание Совета прибыл кандидат с явными признаками психического заболевания, а другой — очень сильно заикался. Более того, с одним кандидатом в судьи во время ожидания собеседования случился приступ эпилепсии.
Хотя кандидаты подают в квалификационные комиссии судей медицинское заключение о состоянии своего здоровья, критерии оценки того, какие заболевания могут препятствовать выполнению их должностных обязанностей, на Украине пока не разработаны.
В нашем законодательстве отсутствуют требования относительно состояния здоровья кандидатов на должности судей. «Вообразите себе картину: кандидат в судьи — алкоголик или наркоман, а мы не можем ему отказать в назначении», — говорит Сергей Кивалов. По его мнению, крайне необходимо утвердить перечень болезней, препятствующих работе в должности судьи. В такой перечень должны войти психические заболевания, эпилепсия, рассеянный склероз, серьезные нарушения слуха, речи и зрения, алкоголизм, наркомания и прочее. Кроме этого, необходимо предусмотреть создание специальной медико-психологической службы, которая бы оценивала состояние здоровья кандидатов на должности судей.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…